Авторский блог Эдуард КУЛЕМИН
03:00
2 сентября 2003
БУДУЩЕЕ - ЕСТЬ!
36(511)
Date: 03-09-2003
Author: Эдуард КУЛЕМИН
БУДУЩЕЕ - ЕСТЬ!
Открываем роман японского писателя Рю Мураками "69". Глава под названием "Клаудиа Кардинале". Читаем: "Придумывать лозунги было забавно. Все писали их на узких бумажных полосках, потом зачитывали. За окном серебристыми иглами падал дождь. Нам не хватало только соломенных шляп, иначе мы напоминали бы поэтов, сочиняющих хайку по случаю праздника Танабата — дня встречи небесных возлюбленных". Один из лозунгов, который придумали герои романа, гласил: "Сила воображения побеждает силу власти". Глава заканчивается словами: "Потом наступило 19 ИЮЛЯ". На этот день было запланировано возведение баррикады.
19 июля 2003 года страна Эрэфия отюбилеила Владимира Маяковского. 110 лет исполнилось с тех пор как над землей взошло новое СВЕТИЛО РУССКОЙ ПОЭЗИИ. Этот день можно также считать официальной датой рождения русского футуризма, учитывая что 19 июля 1913 года на даче художника Матюшина, в финском местечке Уусикиркко, состоялся Первый всероссийский съезд баячей будущего, в результате которого была опубликована декларация.
Нынешний год вообще очень символичен для племени будетлян. В феврале отмечалось 115-летие Казимира Малевича. 90 лет назад в марте 1913 Ольга Розанова создает Манифест общества художников "Союз молодежи", где заявляет: "Мы широко открываем двери всем молодым, кому девиз наш дорог, чьи руки сильны, чтобы высоко держать наше знамя, и оставляем за дверью всех сомневающихся, расчетливых, не знающих куда пристать, ибо этим растерянным, недоуменным отбросам Искусства дан только один рабский удел: чинить чужие дырявые знамена!" В этом же году выходит манифест "Лучисты и будущники", который, по сути, позиционировал ситуацию творческого противостояния: "Спящих мы не будим, дураков не вразумляем, пошляков клеймим этим именем в глаза и готовы всегда активно защищать свои интересы. Презираем и клеймим художественными холуями всех тех, кто вертится на фоне старого или нового искусства, обделывая свои мелкие дела. Нам ближе простые, нетронутые люди, чем эта художественная шелуха, льнущая, как мухи к меду, к новому искусству... В наших глазах бездарность, исповедующая новые идеи искусства, так же не нужна и пошла, как если бы она исповедовала старые." Осенью 1913 года в сборнике "Трое" Крученых обнародовал слово-манифест "заумь". 13 октября состоялся первый в России вечер речетворцев, на афише которого главенствовало слово "ФУТУРИСТЫ". А в начале декабря в петербуржском Луна-парке состоялось представление футуроперы "Победа над Солнцем". Работа над декорациями и костюмами к этому произведению впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма, что позволяет многим исследователям считать 1913 год — годом зарождения этого программного для искусства ХХ века футуристического учения.
По поводу "Черного квадрата" хочется сказать несколько слов отдельно. Произведенный в начале прошлого столетия, когда на смену декадентской мягкотелости пришел дух новаторского мужества, он являл собой воинственный символ тотального революционного обновления. Однако на протяжении всего прошлого века "вихри враждебные" неоднократно меняли свое направление, зачастую на противоположное. Со временем метамистическая прорва "Черного квадрата" всосала в себя такое количество псевдоинтеллектуального дерьма, что из ее загаженных углов ветры перемен все чаще стали доносить ароматы не первой свежести.
На старте нового тысячелетия невольно напрашиваются аналогии с началом прошлого века. Сегодня деятели искусства, преодолев период культмассового пацифизма, вновь бряцают метафизическим оружием и в полемике показывают зубы. В обществе спектакля ассенизаторы человеческих душ волей-неволей становятся участниками виртуальных побоищ за дыру для вселенского слива. Театр военных действий обозначен на карте новейшей истории в виде замаскированного супрематическим камуфляжем стратегически важного отхожего места. А из амбразуры напичканного электроникой "Черного квадрата" сквозь зубовный скрежет машины уничтожения слышится голос вездесущего современника: "Мы будем их мочить в сортире".
Предыдущий, равнонаправленный в прошлое и в будущее, 2002 год-верлибр явился переломным в системе эпохальных координат. В квадратуре его календарных аномалий зародился вихревой поток футуристических веяний. В литературе эти тенденции просматриваются в спектре расторможенного сознания: от последних "сверхчеловеческих" романов В.Сорокина до фундаментальной "Другой России" Э.Лимонова. Идеи консервативной революции, как альтернатива апокалиптическому декадансу, активно муссируются в интеллектуальной среде. Фантастический кинематограф в своих лучших проявлениях выходит на уровень футур-философии. Многие акции актуальных художников ориентированы на реабилитацию понятие "будущее" (показателен в этом плане проект "Novo — новосибирск"). В пику популярным в конце прошлого столетия упадническим лозунгам "No future" ("Без будущего") и "Now future" ("Будущее сейчас) впередсмотрящие провозглашают — Future forever ("Будущее навсегда").
В хаосе постмодернизма наметился вектор устремленности. На старте тысячелетия востребованы новые программные заявления. Настало время писать манифесты.
1.0x