В военных моряках нынешних уже не узнать моряков трехлетней давности. Уныние и апатия сменили радостный оптимизм, что охватывал наш флот в первый год правления верховного главнокомандующего Путина. Тогда от матроса до адмирала ходили слухи, что скоро, очень скоро, флот выйдет в море. Корабли получат нормальное снабжение. Обещали, что будут квартиры для моряков, что флотским, как и всем военным, радикально повысят зарплату. Тогда же и ходили по общежитиям, кубрикам и кают-компаниям, по редакциям газет и телеканалов невнятные утечки. Намекалось, что в Главном штабе флота, в Генеральном штабе и в Минобороны, а то и в самом Кремле, разрабатывается новая морская доктрина России. Считалось, что какие-то мегамозги трудятся в тайне над суперстратегией развития российского ВМФ. Интеллектуалы на уровне Кутузова, Нахимова или Кузнецова продумывают, как вывести из глубочайшего кризиса российский флот. Как развернуть из гниющих у пристаней соединений боеспособный флот, готовый обслуживать в ХХI веке интересы модернизированной и стремительно развивающейся России.
Ничего из ожидавшегося так и не произошло. Флот все так же влачит нищенское существование. Власти так и не взялись за решение бытовых и финансовых проблем своих моряков. Массового перевооружения, или хотя бы закладки на стапелях новых современных кораблей, не случилось. Массового возобновления боевой подготовки на флоте также нет. Абсолютное большинство единиц стоит на приколе. Эти корабли фактически не готовы даже просто выйти в море, не то чтоб выполнить боевую задачу. Средний авиаполк способен сегодня поднять в воздух не больше одной эскадрильи. При этом такая эскадрилья сможет выполнить без происшествий в лучшем случае только взлет и посадку. Все остальное на аэродромах и в гаванях — балласт, сегодня уже фактически не пригодный для выполнения боевых задач. Если смотреть правде в глаза, то не готово к бою и большинство личного состава флота. Есть экипажи, которые ни разу не выходили в море, есть матросы, которые так и уходят в запас, не набравшись никаких навыков. В авиации большинство офицеров имеют такой налет часов в год, с которым его страшно просто сажать за штурвал, не то чтоб поручать боевую задачу. И это не вина офицеров и матросов, а их беда: государство, одев их в военно-морскую форму, не занимается их обучением. Надежды на возобновление учебы личного состава сейчас уже рассеялись.
То, что кремлевские СМИ пытаются представить как массовую учебу, вызывает страшную тоску у моряков. Как и в большинстве случаев у Кремля, последние громко озвученные в СМИ маневры флота оказались больше похожи на предвыборное шоу. Опять в маневрах участвовали лишь отдельные корабли и самолеты. Обычно от целого флота в учениях задействовали не больше десятка единиц кораблей и по паре самолетов и вертолетов. Участвуют в таких учениях лишь те экипажи, которые и в ельцинские времена были, что называется, на плаву. Остальная часть флота теперь уже полностью осознает себя ненужным балластом и необученным пушечным мясом на случай морской войны.
В момент этого прозрения и выплыла, наконец, давно ожидавшаяся военно-морская доктрина, озвученная флотским командованием.
Названная в народе "доктриной Куроедова" концепция развития российских ВМС, что и говорить, написана трезво и точно. Эта доктрина исходит, похоже, в первую очередь из того, что обещанное народу за все последние годы — абсолютный блеф. Теперь ясно, что не будет значительного повышения объемов финансирования флота. Не будет новых и современных кораблей, не будет ремонта старых. Не будет повышения фонда зарплаты и жилья для моряков. Не будет ничего из того, что поддерживало во флоте веру в будущее. А будет очередное глобальное сокращение остатков Советского флота. Очевидно, что десятки крейсеров, эсминцев, катеров и лодок так и не дождутся ремонта и воскрешения к новой жизни, а скоро пойдут под нож. Вероятно, это послужит причиной и для сокращения личного состава флота. Экипажи отправляемых в утиль кораблей не будут переведены на новые корабли, а отправятся восвояси по домам. Только домов у большинства из них нет. Взрослые мужики под тридцать лет так и уйдут из Вооруженных Сил, угробив во флоте свои лучшие годы, здоровье, не получив ни материального, ни морального удовлетворения.
То, что остается, видимо, будет структурироваться, исходя из реального положения дел. Оставшаяся часть флотов может быть реорганизована в качестве эскадр с местными задачами, хотя эти эскадры стыдливо продолжат называть "флотами". Тем более, что новая доктрина и ставит перед российскими ВМС чисто местные, даже не региональные задачи. По сути, планируется переформирование бывшего Советского флота планетарного масштаба в несколько изолированных каботажных флотилий, замкнутых каждая у своего берега, не связанных с мировым океаном.
Такие флотилии смогут лишь частично обеспечить оборону непосредственно российского берега. В таком случае, правда, становится непонятной целесообразность самого существования централизованного командования флота в Москве. Каботажные флотилии могли бы вполне управляться региональным российским руководством. В качестве еще одной задачи, вменяемой новому ВМФ, озвучена охрана и оборона территориальных вод России. Не стоит ли в таком случае слить бывшие океанские флоты с местными пограничными флотилиями ФПС?!
Иных задач в новой доктрине и в реальной жизни современного флота просто не ставится и поставлено быть не может. Максимум, что еще можно выжать из многострадальных ВМС России, — эксплуатацию "пиар-крейсера" "Москва", прозванного раньше моряками прогулочной яхтой Лужкова. Сейчас статус ракетоносца ощутимо поднят до приемной резиденции Президента.
Доктрина Куроедова больно бьет по ущемляемому, уже который десяток лет, русскому самолюбию. Но это абсолютно честная доктрина. Достаточно уже флот потерял людей и получил обидных оплеух от власти за то, что много лет подряд пытался сохранить советское наследие и старался, часто рискуя жизнями моряков и их здоровьем, все-таки вести нормальную боевую подготовку и службу. Отправляя на не до конца исправных кораблях недостаточно подготовленные экипажи. После этого происходят пожары, тонут подводные лодки. Последняя трагедия в Баренцевом море лишь подтверждает правоту капитулянтской доктрины Куроедова. Как здраво отметили сразу после трагедии наши полководцы, море не прощает разгильдяйства. Разгильдяйское отношение Кремля к своему флоту постоянно наказывается морем. Хулиганство, халатность, воровство — все это бюджет, отпускаемый страной на ВМС. Озвученная доктрина, наконец, говорит россиянам совершенно честно. Пока сохранится нынешний режим, сохранится и объем финансирования флота. А значит, никакого великого и славного российского флота просто не может быть. На те средства, какие отправляются бюджетом на нужды российского флота, содержат свои флотилии африканские республики. Новая доктрина говорит, что остатки великого советского флота пора хоронить, новый флот можно построить лишь на уровне таперской эскадры. Флот умер! Но не да здравствует Флот.