Авторский блог В. В. 03:00 5 августа 2003

АПОСТРОФ

32(507)
Date: 06-08-2003
Author: В. В.
АПОСТРОФ
Дмитрий ЖУКОВ. Русские биографии, в 2-х тт.,— М.: Воскресенье, 2003.— т.1. 750 с., т.2. 686 с., 2000 экз.
"Словно какой-то недуг охватывал меня... неотступно преследовали строки, выводившиеся неведомым образом на внутренней стороне смеженных век по ночам, когда я пытался уснуть, и по утрам, когда еще не наступало пробуждение, когда грезились мне целые эпизоды ненаписанной книги, в которых участвовал я сам, одетый то в кольчугу, то в монашеский подрясник, то в однорядку, то в современный костюм",— эти строки из "археографической повести" Дмитрия Жукова "Владимир Иванович", видимо, дают своеобразный ключ не только к текстам, непосредственно вошедшим в данное издание, но и ко всему творчеству автора. Возникает даже ощущение, что его "русские биографии" не стоит рассматривать с точки зрения соответствия или несоответствия тем или иным историческим фактам — настолько важнее для Дм.Жукова "он сам".
На страницах любой из "биографий" жизнь героев, как правило, не показывается, а рассказывается, автор постоянно держит между книгой и читателем линзу своих собственных мыслей, представлений, своего собственного восприятия истории. Этот скрытый субъективизм Дм.Жукова, наверное, определяет отношение к его книгам: если читатель "попадает в резонанс" литературному дыханию автора, они читаются на одном дыхании, если же нет...
"Его герои осознают историю не как нечто, давно и невозвратно ушедшее, но как необходимейшее условие современности",— слова Ю.Лощица, словно бы подводящие итог всему изданию, несомненно, касаются не героев "биографий", а самого Дм.Жукова, ибо все они: и протопоп Аввакум, и Борис Савинков, и граф Алексей Константинович Толстой, и борец Иван Поддубный, и многие другие,— воспринимаются автором как "необходимейшее условие" своего собственного существования.
Не будь их — не было бы и книг о них, не было бы повода для написания этих книг, а значит — и писателя Дмитрия Жукова (во всяком случае, такого, какой он есть сегодня). О.Михайлов в предисловии определяет жанр произведений, собранных под обложкой двухтомника как "роман-биографию", "роман жизни". И это действительно непрерывный "роман жизни" — жизни самого Дмитрия Александровича Жукова.
Иногда с ним бывает трудно или даже невозможно согласиться — как со всяким живым, увлекающимся, страстным человеком. "Социал-демократы завели концентрационные лагеря, национал-социалисты подхватили идею". Что стоит за этим утверждением? "Абберация эрудиции", приписывающая российским социал-демократам заслугу демократов американских, действительно впервые загнавших в концентрационные лагеря побежденных индейцев сиу еще во второй половине XIX века? Или следствие убежденности автора в том, что "красные" и "коричневые" аутентичны друг другу, что в фашизме "отражается как бы зеркально" коммунистический социализм и коммунистическая диктатура?
"То, что происходило в социалистических и фашистских странах, стало отрицательным примером — опасным! Наша заслуга в том, что капиталистам из страха перед повторением у них нашей трагедии пришлось поделиться доходами, что уровень жизни пролетариев развитых стран повысился до более чем сносного..."
Но вот иная цитата из того же произведения автора: "С распадом СССР и появлением варварского капитализма в России, с установлением политической и военной гегемонии Соединенных Штатов Америки на земном шаре под знаком торжества демократии выяснилось, что никакой демократии не существует вообще. Есть плутократия и бюрократия, то есть власть богатых и чиновников, которые постарались, чтобы начисто исчезли понятия революционной или национально-освободительной борьбы. Ими найдено универсальное средство расправы с любым вооруженным сопротивлением новому порядку. Сопротивление оказывают только террористы. Это вдалбливается всем и каждому. В условиях тотальной электронной слежки за населением, в условиях создания охранных сил, превышающих по численности армейские части, именно на них списывается всё фатальное недомыслие властей предержащих. От рук и действий именитых и рядовых воров и убийц гибнет на много порядков больше людей, чем от террористических актов. Но об этом владельцы награбленного и средств массовой информации говорят с легкой усмешкой — мы, мол, "с вами" понимаем, что лес рубят, щепки летят..."
Такая живая противоречивость книг Дм.Жукова подчеркивает одну важнейшую, на мой взгляд, особенность современного общественного сознания России — мы безнадежно запутались в тех формально-логических категориях, которые пытались усвоить и освоить, чтобы с их помощью лучше разобраться в происходящем. Решение наших, ставших уже катастрофическими, проблем не может быть "чисто рассудочным", идейным, программным, логическим — логика здесь бессильна. Нужны "духовные очи" и "мудрое сердце". А их еще нужно открыть — для начала хотя бы в себе.


1.0x