Авторский блог Леонид МАМОНОВ 03:00 5 августа 2003

ВРАЧИ ИЛИ РВАЧИ?

32(507)
Date: 06-08-2003
Author: Леонид МАМОНОВ
ВРАЧИ ИЛИ РВАЧИ?
После развала Советского Союза, полного обнищания ближнего зарубежья, в Россию (и, в частности, в Москву) подались на заработки разнообразные "гости". Как говорится в известной поговорке, "рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше". В связи с этим на российском рынке труда довольно много "зарубежных специалистов".
Кто у нас занимается строительством? Бригады украинцев. Говорят, что российские строители вроде бы не желают выполнять тяжёлую работу. Хотя мои знакомые строители-отделочники не могут найти работу в Москве, так как все места заняты гостями из зарубежья. Приезжие "специалисты" существенно сбивают цены на рынке рабочих специальностей, соглашаются работать за мизерную зарплату и не "качают права", чем полностью устраивают своих работодателей. В результате страдают интересы россиян и, в первую очередь, интересы человека труда.
Но есть и другие области деятельности, где "гости столицы" задают тон, практически оттеснив на второстепенные роли коренное большинство хороших специалистов. Я говорю о медицине. Назовите мне хотя бы одно медицинское учреждение (больницу, поликлинику), где нет на руководящих должностях специалистов из Закавказья, Чечни, Узбекистана, Казахстана и т.д. Заметьте, что все многочисленные доктора, приехавшие в Россию на заработки, долго не засиживаются на черновой работе (она достаётся российским докторам). Всеми правдами и неправдами они пробираются на руководящие должности — заведовать отделениями, руководить больницами, поликлиниками. Они занимают по два-три руководящих поста в разных лечебных учреждениях, пристраивают своих протеже, земляков, тут же открывают собственные побочные медицинские фирмы и центры, где за приличные деньги оказывают те же услуги, что и в государственных лечебных учреждениях. Ведь на зарплату даже зав. отделением больницы прожить довольно трудно. Это закавказские врачи знают очень хорошо и к такому раскладу не привыкли. Отсюда процветающее взяточничество в медицинских учреждениях, отсюда платные операции и много чего другого платного.
В данной статье не идёт речь о настоящих профессионалах, Врачах с большой буквы. У таких специалистов не может быть национальности. Мы говорим о РВАЧАХ, прилетевших к нам в Россию и, в частности, в Москву, не для того, чтобы лечить людей, а для того, чтобы урвать себе побольше благ на этом лечении. Эти так называемые специалисты, как правило, отличаются напористостью, наглостью и агрессивностью в достижении своих целей. Они с удовольствием "работают локтями", оттесняя наших российских врачей, извините за выражение, на задний план. Если же встречают какое-либо сопротивление, нежелание руководителя лечебного учреждения брать приезжего специалиста, к примеру, из Азербайджана или из Чечни, сразу на руководящую должность, то тут же кричат о национальном притеснении. Вообще, национальная тема в последнее время стала очень модной. Не дай Бог что-то не так сказать в адрес приезжего меньшинства — сразу обзовут тебя шовинистом, сталинистом, а то и фашистом. Дошло уже до того, что у себя на Родине, в своём доме, на своей земле ощущаешь неловкость от того, что являешься большинством. Пока… Так и комплекс неполноценности недолго получить.
Меня всегда удивляло следующее. Почему во Франции французы гордятся тем, что они французы? Та же самая ситуация в Америке, Германии, Англии, Австралии, Бразилии, Мексике и т.д. Список может пополнить ещё 150 стран. Отношение к приезжим везде одинаковое. "Вы к нам приехали, вам и доказывать своё право на жизнь в нашей стране, на работу в нашей стране". Приезжего специалиста (даже высочайшего класса) ни в одной из этих стран никогда не возьмут сразу на руководящую должность. А если говорить о медицине, то все приезжие медики пересдают экзамены в стране пребывания. И это считается нормальным. Никто не обвиняет жителей Франции, Англии, США в шовинизме, фашизме и прочих грехах. И только в России почему-то считается неприличным отстаивать интересы россиян, неприлично чувствовать себя большинством.
К сожалению, национальный вопрос раздут до такой степени, что элементарные требования главного врача по работе персонала больницы воспринимаются врачами из Закавказья как личное оскорбление. Именно такая ситуация сложилась в 67-й московской городской больнице. Сплочённое меньшинство из Закавказья во главе с заместителем главного врача по хирургии Магомедом Магомедовичем Адаловым, а также профессором по лор-болезням Хасаном Шахмановичем Давудовым пишет кляузы во все инстанции на главного врача 67-й московской городской больницы. Дескать "придираются" к ним, терроризируют, требуют работать. Можно подумать, что весь остальной коллектив больницы, а это 200 человек, не работает и главврач с них работу не требует. Хотелось бы напомнить Магомеду Адалову и Хасану Давудову, что главный врач для того и существует в лечебном учреждении, чтобы данное учреждение работало без срывов и сбоев. А поскольку больница — это не булочная-пекарня (всё-таки речь идёт о жизни и здоровье людей), то и требования к персоналу больницы более жёсткие. Любая халатность может обернуться для больного катастрофой. Но… у вышеупомянутых "гостей столицы", видимо, своё особое мнение на этот счёт. Если с других требуют, то это правильно, а если с них, то это притеснение. Кстати, о притеснениях. Вот выписка из акта проверки хирургической службы городской клинической больницы №67. Проверка проводилась Департаментом Здравоохранения города Москвы.
"При обходе отделений поражает неудовлетворительное санитарно-техническое состояние помещений — коридоров, холлов, палат, помещений для персонала, процедурных и перевязочных кабинетов — стены с местами облупившейся краской, отслаивающейся штукатуркой и кафельных плиток. Пол выщерблен. Мебель и предметы ухода за больными ветхие и крайне изношены. Перевязочные кабинеты оснащены кушетками вместо перевязочных столов….Представленное оборудование, аппаратура, инструментарий устаревших образцов нуждаются в обновлении. Заявка на потребность в этом на имя главного хирурга Департамента Здравоохранения г.Москвы поступила только после проведенной проверки."
Куда же смотрит заместитель главного врача по хирургии? Ведь это его прямая обязанность — организовать нормальную работу хирургии больницы. Но Магомед Адалов в большей степени озабочен национальным вопросом, нежели своими прямыми обязанностями.
Далее в акте проверки Департамента Здравоохранения г.Москвы сказано следующее: "Неоднократные требования… провести детальный анализ причин летальности… остались без ответа. Представленная объяснительная записка заместителя главного врача по хирургии больницы с анализом летальности не выдерживает никакой критики. Отсутствие анализа причин летальных исходов вынудило выполнить его членов комиссии ..."
Объясняя всё вышесказанное простым языком можно сказать, что комиссия из Департамента Здравоохранения г.Москвы так и не дождалась внятного объяснения причин смертей больных в хирургии от заместителя главного врача Магомеда Магомедовича Адалова. Комиссии из Департамента Здравоохранения проще оказалось самостоятельно провести анализ причин смертности больных. Итак, читаем акт проверки 50 историй болезни:
"— создаётся впечатление отсутствия преемственности лечения больного между врачами, работающими в дневную смену, и дежурными бригадами: принявший дежурство хирург, не учитывая мнение ранее лечивших больного врачей, может по своему усмотрению оперировать или наблюдать за пациентом;
— в тактике хирургического лечения экстренных больных отсутствует единая доктрина, нет системы лечебно-диагностического поиска; действия различных хирургов носят "стихийный" характер;
— не прослеживается владение врачами общеклиническими методами обследования; во всех изученных нами случаях диагноз при распространённом перитоните устанавливается при помощи лапароскопии (обследование брюшной полости пациента через разрез.— Прим. авт.);
— лапароскопия стала настолько неотъемлемым мероприятием, что в коллективе хирургов ГКБ №67 позабыто, что … её выполнение чревато осложнениями, порой опасными для жизни! Поэтому она выполняется необоснованно широко, к ней не пишется показаний, не указывается цель её выполнения. Это фельдшеризм в плохом смысле этого слова;
— часто, 10-11 суток в месяц, отсутствует на дежурствах клинический и рентгенолаборант, что также не способствует улучшению качества работы дежурных бригад;
— больные с острым деструктивным панкреатитом получают лечение и погибают не только в непрофильных (хирургических) отделениях, но и в приёмном, не получая никакого лечения…
По данным заключения комиссии, работу хирургической службы в ГКБ №67 нельзя признать удовлетворительной".
Вот такие грустные результаты проверки. А Магомед Адалов всё пытается свести к притеснениям со стороны главного врача по национальному вопросу.
Хочется отметить такой факт. Магомед Адалов на правах заместителя главного врача ГКБ №67 по хирургии навязывает хирургам больницы свои методы ведения операций, методы диагностики и методы послеоперационного ухода за больными, полностью игнорируя научный подход и огромный опыт хирургов с кафедры хирургических болезней №2 Медицинской Академии им. И.М.Сеченова, возглавляемых профессором ММА им. И.М.Сеченова, лауреатом Государственных премий, член-корреспондентом РАЕН А.В.Пугаевым. В результате такого, с позволения сказать, "руководства", страдает авторитет кафедры и — что еще важнее — страдают пациенты больницы. Людям либо неправильно, "на глазок", ставят диагноз, либо неправильно лечат, либо делают не ту(!) операцию, либо оперируют плохо продезинфицированными инструментами и т. д.
Приведу ещё одну выдержку из акта проверки Департамента Здравоохранения г. Москвы ГКБ №67:
"Комиссией Московского научно-практического центра оториноларингологии Департамента Здравоохранения г. Москвы была осуществлена проверка ЛОР-службы больницы (мужского и женского отделений, каждое по 60 коек). Высказано много замечаний:
— на базе отделений располагается часть лор-кафедры Российского Университета дружбы народов (профессор В.Ф.Антонив). На момент проверки договора о совместном сотрудничестве между ГКБ № 67 и РУДН нет (кстати, руководит этим филиалом Хасан Шахманович Давудов, тоже ярый борец за свои национальные права.— Прим. авт.);
— в отделениях выполняются оперативные вмешательства по поводу злокачественных заболеваний лор-органов при том, что ГКБ № 67 не имеет лицензии на право занятия видом деятельности "стационарная онкология".
— в 2002 году отмечена самая высокая летальность по показателям стационаров г.Москвы у больных с патологией лор-органов, выполнен анализ 5 историй болезни умерших больных, в результате чего сделаны следующие наиболее существенные замечания:
— ни в одном случае не выполнена рентгенография височной области — обязательный вид обследования при заболевании этой зоны для суждения о глубине распространения процесса;
— также ни разу не проведено бактериологическое исследование;
— выполняется недостаточный, следовательно, неэффективный объём операций, чем объясняется ухудшение состояния больных;
— имеются грубые ошибки послеоперационного ведения больных, нерегулярное выполнение перевязок…"
Что тут можно добавить? Как говорится, "без комментариев". Вам, уважаемые доктора Магомед Адалов и Хасан Давудов, просто надо работать. Поверьте, основному большинству людей, проживающих в России, совершенно безразлично — какой вы национальности? Но нам НЕ БЕЗРАЗЛИЧНО то, что ваша халатность и ваше нежелание выполнять свои прямые обязанности наносят непоправимый вред больным.
В общем-то мотивы вышеуказанных медиков, считающих себя национальным меньшинством, ясны. Заместитель главного врача 67-й больницы Магомед Адалов мечтает как минимум остаться на должности заместителя главного врача или, при удачном стечении обстоятельств, занять пост главного врача. Видимо, для достижения данной цели все средства хороши. О больных в подобной ситуации никто не думает. Хасан Давудов также видит радужные перспективы своего карьерного роста. В настоящее время он является руководителем филиала кафедры ЛОР-болезней Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Филиал этот базируется в 67-й больнице. Как он руководит этим филиалом, мы читали выше в акте проверки Департамента Здравоохранения г.Москвы. Кстати, мои знакомые недавно делали операцию по удалению миндалин (в простонародье — гланды) в 67-й больнице, в лор-отделении. Такса — 200 долларов США. Естественно, не в кассу больницы.
Видимо, Хасан Давудов считает, что при нынешнем главном враче недостаточно развиты платные услуги в лор-отделении. С кого же брать деньги для улучшения своего благосостояния, как не с больных?
Все вышеперечисленные специалисты, прикрываясь национальным вопросом, работают локтями лучше, чем скальпелем. Заданному темпу интриг можно только позавидовать. Если так дело пойдёт и дальше, то коренное большинство россиян скоро окажется в больнице в меньшинстве и — как бы это помягче сказать — на подхвате у "зарубежных докторов".
В больнице стала возможной ситуация, когда доктора определённой национальности в присутствии российского пациента, разговаривают на своём языке, обсуждая заболевание пациента. Наши больные ничего не понимают из разговора, чувствуют себя не очень уютно и почему-то не возмущаются таким некорректным поведением врачей. Представить аналогичную ситуацию, скажем, в Англии или в Японии нереально.
Во время обхода больных, когда молодому лечащему врачу, очередному "протеже" Давудова или Адалова, российский профессор ММА имени И.М.Сеченова, лауреат Государственных премий, член-корреспондент РАЕН делает замечание или даёт рекомендации по уходу за больным, то лечащий врач почему-то считает, что ущемляется его национальное достоинство и предлагает уважаемому профессору, далеко не мальчику, выйти и разобраться "по закону гор". Не удивительно, что Департамент Здравоохранения г.Москвы признал работу хирургического отделения ГКБ №67 неудовлетворительной.
Вышеперечисленные проблемы можно было бы пережить, не обращать на них внимания, спокойно относиться к захвату медицинских учреждений "гостями столицы", если бы всё это шло на пользу больным, если бы медицинское обслуживание россиян улучшалось, если бы взяточничество и "платность" в больницах и поликлиниках уменьшались, а здоровье нации укреплялось. Но поскольку этого не происходит — пора задуматься о том, кто работает в наших больницах? Есть ли польза больным от таких специалистов? И, самое главное,— не пора ли продвигать собственные, родные медицинские кадры.
Может, хватит стесняться быть БОЛЬШИНСТВОМ?! Рвачи прилетают и улетают, а нам здесь ЖИТЬ!


1.0x