Сейчас, когда в Европе от страшной жары гнутся рельсы, и падают в обморок люди на улицах городов, захочется оказаться в Корее — стране утренней свежести. Застряв наглухо в московской пробке, затоскуешь о широких проспектах Пхеньяна, где немногочисленные водители понятия не имеют, что такое "затруднено движение в центре города". Посмотришь на московские Макдоналдсы, на кинотеатры с воинственным вечно возвращающимся американским республиканцем-терминатором, слушая новости по телевизору про победы американских вояк. И сразу вспомнишь ослепительный Пхеньян. Музей победы, где свалена побитая американская военная техника, и гордо воздеты красные знамена. В это воскресенье исполняется пятьдесят лет со дня разгрома американских империалистических захватчиков в Корее.
Сейчас умытый теплым дождем Пхеньян играет на солнце всеми цветами радуги. Районы Кванбок и Тхоньир, парк Моранбон и берега реки Потхон сверкают свежей зеленью. А вдоль набережных Тэдон носятся по деревьям белки, кричат сороки. Летают с ветки на ветку в самом центре миллионного города среди небоскребов фазаны. И везде веселый детский гомон, смех и журчание впадающих в Тэдон чистых ручейков.
Северная Корея готовится к большому и дорогому для каждого корейца празднику. 27 июля — День победы. Пятьдесят лет с того дня, когда, потерпев поражение от Корейской Народной армии, американский генерал Кларк подписал соглашение о перемирии на условиях, продиктованных Пхеньяном. Отечественная война 1950-53 годов унесла миллионы корейских жизней. В КНДР нет ни одной семьи, не потерявшей в те страшные три года близких. Сейчас нет таких корейцев, у которых не воевал дед, часто и бабушка.
Пхеньян готовится отметить праздник корейского национального торжества. Расцвечены флагами и транспорантами дома и улицы, площади и само небо, в котором повиснут воздушные шары с символикой КНДР. Готовятся, чистят и драят форму военные, неустанно тренируясь перед большим парадом. Курсанты военных училищ, гвардейцы, рабочие и фермеры, участвующие в Рабоче-крестьянском красном ополчении, студенты, состоящие в Молодой гвардии. Генералы начищают зелеными тряпочками ордена. Надраивают до блеска танки и бронемашины, зенитки и гаубицы, ракетные установки, которые тоже пройдут на параде вдоль улицы Сынри перед трибуной Дворца знаний.
Мальчишки тренируются усиленно перед соревнованиями. В День победы, когда протрубят в длинные загнутые рога и пробьют в барабаны одетые в средневековые костюмы музыканты, начнутся состязания. Прыжки в высоту, перетягивание каната, бег по полосе препятствий. Обязательно борьба и каратэ. Парни уже предвкушают победу, мечтают получить грамоту или приз, которые станут потом красоваться в школе, в институте или в красном уголке рабочей бригады.
Гражданские, как принято на востоке, не меньше военных сейчас озабочены внешним видом. Строгие мужские костюмы приводятся в идеальное состояние. Женщины возятся со своими нарядными платьями в национальной манере, в каких принято выходить на праздник. Подбирают косметику, подводят черной тушью ресницы и тонкие черные брови, ярко подкрашивают губы, белят лицо. Подбирают в один ансамбль чхиму — широкую и длинную юбку, и чогори — кофточку, окантованную яркой тканью, с нежными воротничками и тесемками. Стараются, чтоб цветовое сочетание получалось понежнее, чтоб стать похожей на фею из корейских сказок. Выбор цветовой гаммы здесь самый широкий: светло-фиолетовый, желто-зеленый, слоновой кости, салатный, а часто просто белоснежный. Белый цвет в одежде — еще один способ проявить свою корейскую национальную гордость. Когда-то во времена японской оккупации, самураи запрещали корейцам одеваться в белое. Пройтись в те времена по улице в белом было так же опасно, как с саблей или автоматом наперевес. Японские жандармы сразу арестовывали и жестоко избивали…
Северо-корейское общество отмечает свои праздники иначе, чем в России или на Западе. Нет такой организации или предприятия в республике, которые бы не взяли на себя трудовые обязательства к пятидесятилетию победы. И сейчас, в последние дни, у многих кипит самая напряженная работа. Но чувствуется, что именно такие достижения, добытые коллективным и упорным трудом, придают потом празднику истинное и искреннее торжество и веселье. Вместо ленивой и скучной пьянки — гордость за свои руки, и за оружие отцов. Будут бесконечные танцы на площадях, походы в театры и в цирк, поведут детей на карусели в Мангендэ.
Но праздник невозможен и без праздничного застолья. Корейцы почти не ходят в рестораны — на весь Пхеньян их всего несколько штук. Корейцы редко устраивают застолья дома. Чаще всего они собираются сразу с большой родней, больше десятка человек, и такой семейной командой идут на природу, на пикник. Все необходимое для такого досуга уже приготовлено городскими властями. В парках, вдоль берегов городских рек и на склонах окрестных сопок, вбиты удобные деревянные скамеечки, столики, грибы-навесы от дождя. Семьи чинно рассядутся, станут медленно разговаривать, весело по-детски смеяться. За десятилетия американской торговой блокады корейский стол значительно оскудел. Основной продукт на столе — рис, намного реже — хлеб. Овощи самые простые — морковь, капуста. Чаще всего едят кашу да суп. Каша рисовая, ячменная, иногда пшеничная. Часто в рационе кимчхи — исключительно корейское кисломолочное блюдо. Готовят кучу разных видов лапши "куксу". По количеству разных блюд из лапши и пристрастию к ним корейцы вполне могут поспорить с итальянскими любителями макарон. К сожалению, из-за блокады, чаще всего, мясо на столе заменяют местные бобы. Но в праздник на деревянных столиках в парках появится и настоящее мясо. Будет густая мясная солянка из овощей, принесенная заботливыми женщинами в китайских термосах. Будет обязательно кролик или курочка, будет и рыба. Корейцы любят, чтоб стол буквально ломился от большого числа самых разных блюд, даже если всего будет по маленькой тарелочке. Одних соевых соусов и паст около десятков бутылочек. Все будут долго и внимательно пробовать каждое блюдо. Подолгу будут благодарить и восхвалять кулинарное искусство хозяйки, приговаривая "Масибс мита" — очень вкусно. За День победы, конечно, непременно выпьют. На любом столе в такой день окажется бутылка якчу — водки. Водка чаще всего русская, из Приморья.
Корейцы зачастую ценят в праздничной пище не только вкус и сытность, но полезность и целебность. Недаром в корейском языке слова лекарство и пища имеют одинаковые корни.
Пожалуй, главными героями всего праздника будут ветераны. Они будут на трибунах перед парадами и демонстрациями, они будут в жюри спортивных и музыкальных конкурсов. Ветераны будут сидеть и во главе праздничного стола. Первыми возьмут в руки ложки, подав таким образом сигнал к началу обеда. Первыми произнесут слова поздравления с Победой и хвалу великому маршалу победы Ким Ир Сену и руководителю Ким Чен Иру. Их и будут поздравлять самые молодые корейцы.
В этот день во многих странах, славя корейский народ и его полководцев, поднимут бокалы. После очередной американской удавшейся агрессии в Ираке, нам необходима память об историческом разгроме, который случился с американскими войсками пятьдесят лет назад в Корее. Нашим политикам полезно еще и еще раз изучить опыт маршала Ким Ир Сена — что и как делать, если на твою Родину напал очередной американский "неинтеллектуальный" президент.
30(505)
Date: 22-07-2003