23(498)
Date: 03-06-2003
Author: Олег Головин
КРАСНО-БРОНЗОВЫЙ (Лимонов: новая книга)
Всем известно: чем старше человек становится, тем больше уважения он к себе требует. Если же этот человек вдобавок к тому и писатель, причем с мировым именем, воздвижение нерукотворного памятника самому себе становится практически обязательным условием. Какой же памятник может себе создать Лимонов, заключенный Савенко, томящийся за решеткой в городе Энгельсе, тем более, что вроде бы все, что можно было написать, уже написано? Но Лимонов не был бы Лимоновым, если бы он не придумал еще чего-нибудь этакое. Александр Проханов в свое время сказал: "Если бы у меня был рычаг, я бы с радостью перевернул весь мир. Слава Богу, такого рычага у меня нет”. Эдуард Лимонов давно решил, что у него такой рычаг имеется. И он, в который раз, пытается перевернуть им мир. Последняя книга классика (а таковым Эдичку назвать уже можно) оглушает своим претенциозным названием. “Другая Россия. Очертания будущего”? Создается такое впечатление, будто в тюрьме у Эдуарда Вениаминовича открылся третий глаз, и он увидел то прекрасное далеко. Правда, оно несколько отличается от того, что нам обещали раньше и продолжают обещать. Кардинально отличается. Основным принципом новой цивилизации должна стать опасная, героическая, полная жизнь в вооруженных кочевых коммунах, свободных содружествах женщин и мужчин на основе братства, свободной любви и общественного воспитания детей. Вот, если вкратце, резюме всей книги. Названия глав, в большинстве своем, говорят сами за себя. "Монстр с заплаканными глазами: семья?". "Schooling: они украли у вас детство". "Нерадикальность революции 1917 года". "Капитализм — дитя сифилиса?". И так далее, в том же духе. Должен признать, что, за редким исключением здравые мысли, оформленные неординарным способом, так или иначе, присутствуют во всех главах. Например, с идеей Лимонова о пагубности длительного воспитания молодых людей у мамы подмышкой, я думаю, согласятся многие мои сверстники. В любом случае, мы снова вынуждены признать, что Лимонов нас в очередной раз шокировал. Что-что, а это у него получается лучше всего. Лимонов — мастер эпатажа и, в хорошем смысле слова, провокации. Ведь по большому счету и его Национал-большевистская партия — это тоже его очередное произведение, очередная, двадцать какая-то книга. Не соответствует и не может соответствовать НБП классическим партийным канонам, точно так же, как и "Лимонку" нельзя рассматривать с точки зрения профессионального издания. Это все перформанс, боевые листовки, выходящие с завидной периодичностью, рекрутирующие в лимоновцев все новых и новых пацанов. А Вождем будет забронзовевший Лимонов. "Забронзовелостью" же тянет и от "Священных монстров", предпоследней книги заключенного Савенко. Книга-антология, оригинально повествующая о судьбах Великих, с точки зрения Л., людей, на мой взгляд, достойна, вообще, войти в школьный список обязательной литературы. Где еще старшеклассник в интересной, незанудной форме узнает о том, как писал Достоевский "Преступление и наказание", почему Набоков ненавидел женщин, в чем причина успеха "Битлз"? Но лично меня в этой книге поразило другое: если стихи Велимира Хлебникова Лимонов мог до сих пор помнить наизусть, потому что в свое время он переписывал хлебниковские сборники, то откуда он так хорошо помнит Шарля Бодлера и других? Тем более, что в тюремной библиотеке запрещенные главы из "Цветов зла" вряд ли имеются. Забыл Лимонов только об одном — последней главкой, после Гагарина, записать себя в священные монстры. Хотя, с другой стороны, место среди них для него давно заготовано.
1.0x