Авторский блог Александра Оболонкова 00:00 3 июня 2003

ШКОЛА ДИРИЖЕРОВ

23(498)
Date: 03-06-2003
Author: Александра Оболонкова
ШКОЛА ДИРИЖЕРОВ (Благотворительный проект "Музыка — детям")
Существует огромное количество социальных программ, призванных оказывать воспитательное воздействие на детей. Но с помощью сухих наставлений вряд ли можно научить ребенка чему-либо — будь то нравственные нормы, будь то понимание прекрасного. Дети, на самом деле, сегодня находятся в культурном вакууме. Ребенок в праве сам выбрать, что ему читать, смотреть, слушать, но есть ли какие-нибудь альтернативы? Телевизор вполне может заменить все остальные источники информации. Компьютерные игры и виртуальные разговоры замещают живое общение…
Московский симфонический оркестр под управлением Владимира Зивы делает попытку разрушить стены, ограничивающие познавательные способности ребенка, помочь ему выбраться из глухого колодца с помощью симфонической музыки. В течение сезона музыканты МСО проводили концерты в московских школах в рамках уникального благотворительного проекта "Музыка — детям". Эта акция "позволила сотням детей бесплатно услышать симфоническую музыку, познакомиться с оркестром в неформальной атмосфере и понять, что классическая музыка — это музыка не только для взрослых". На проведенной перед началом концерта пресс-конференции организаторы много говорили о том, что ребенку нужно дать выбор между существующими сегодня музыкальными направлениями, а, учитывая, что "дети — это будущие зрители", нужно уже сейчас учить их правильно воспринимать и понимать симфоническую музыку.
17 мая в Московском международном Доме музыки на Красных Холмах, недавно выстроенном, еще пропитанном ароматами краски и стройматериалов, прошел итоговый концерт, посвященный завершению акции. Выступление проходило не по обычному плану, а по сценарию, специально написанному самим Владимиром Зивой — главным дирижером и художественным руководителем МСО. Особенность заключалась в том, что дети не только слушали, как играет оркестр, но являлись и непосредственными участниками происходящего. Маленьким зрителям раздали инструменты (пусть не настоящие, но все-таки) — игрушечные трубы, барабаны, трещотки — и после недолгого, но вполне эффективного обучения, оркестр и зал совместными усилиями воспроизвели финал Детской симфонии Гайдна. Сыграть вместе со всеми, когда твой голос не выделяется особенно, это, может быть, и не так сложно, но почувствовать себя в роли дирижера, оказаться в центре внимания, взять на себя огромную ответственность за то, что будет звучать — это уже куда серьезнее. Шанс подержать в руках волшебную палочку тоже был предоставлен зрителям. И ничего страшного, что оркестр немного сбивался, а новоиспеченный дирижер ронял свой инструмент! Безусловно, концерт удался на славу. Основная цель проекта — доказать, что симфоническая музыка, это не нудные долгие потерянные часы, как зачастую думают дети, а увлекательная эмоциональная жизнь, — выполнена. В новом сезоне музыканты продолжат знакомить школьников с произведениями великих композиторов, будут дальше вести поиски новых форм взаимодействия с маленькими слушателями.
Затрагивая тему классической музыки, нельзя не упомянуть о том, что на сегодняшний день все популярнее и популярнее становится сочетание "попсовых" мелодий с симфоническими произведениями. Организаторы данной акции ничего не имеют против проведения такой музыкальной политики, утверждая, что музыка подразделяется лишь на хорошую и плохую, поэтому слияние двух, пусть и непохожих, стилей может иметь замечательные результаты. Но родиться ли что-то выдающееся из попытки спрятать свои недостатки и нехватку умений с помощью симфонического оркестра? Вряд ли. Наверное, если ребенка с детства познакомить с настоящей музыкой, он заметит подвох, услышав какого-нибудь очередного Баскова. Маленькому слушателю необходимо дать возможность послушать классическую музыку, которую играют специально для него, а не для взрослых "дядей и тетей с серьезными лицами". Ребенок тоже любит искусство, только самому ему еще, пока что, сложно найти к нему дорожку.


1.0x