23(498)
Date: 03-06-2003
Author: Александр Стрижев
ЗАЯВЛЕНИЕ
Приближается великая дата в жизни нашего народа — 100-летняя годовщина со дня церковного прославления подвижника Божия Серафима, Саровского чудотворца. Сто лет назад Саровский монастырь стал центром всероссийских православных торжеств невиданного дотоле величия — тогда в едином духовном порыве в Сарове объединились вокруг алтаря и престола все сословия, и, казалось, Святая Русь снова воцарилась в родном краю, и снова в Отечестве возобладал строй православной русской жизни. Ведь где преподобный Серафим — там покой и радование всей нации, там не бывать разорительному отчуждению! И так бы оно держалось и впредь, не будь гражданской смуты, развязанной врагами веры Православной, врагами и ослушниками заветов святого Серафима. Что произошло после, о том помнит изнуренная, обезображенная ныне родная земля, о том помнит униженная, во многом уже истребленная русская нация.
Чтобы встать на путь жизни, совершенно необходимо вернуться к Серафиму, к ходатаю нашему перед престолом Божиим, к скоропомощнику и державному молитвеннику за многостра- дальный свой народ. Вторые церковные Серафимовские торжества 1991 года проходили в преддверии событий трагических. Все, кто не поддался чарам новых злодеев, обратился к Богу, находя утешение и силу в молитвенном общении с преподобным Серафимом. Надежда на достойную жизнь подавалась через святость национально мысливших, державных подвижников благочестия. К всероссийскому утешителю и вразумителю, родному батюшке Серафиму притекли в Дивеево труждающиеся и обремененные со всех концов исстрадавшегося Отечества. И затем уже стали притекать сюда тысячи неостановимо изо дня в день, из года в год.
Разумеется, с той поры верующие больше узнали о жизни и подвигах Саровского чудотворца: изданы многочисленные о нем книги, открылись и сделались доступными ценные архивные материалы, в частности, письма Н.А.Мотовилова, замечательного "служки Божией Матери и Серафимова". Будут и еще находки. К сожалению, известные уже с давних времен факты теперь как бы "переоткрываются" заново, причем ревнители не по разуму выдают все это с настойчивым нетерпением. Так, еще с дореволюционной поры церковным историкам известны приходские записи, согласно которым дата рождения Прохора Мошнина (будущего старца Серафима) значительно расходится с общепризнанной. В начале прошлого века об этих записях много убедительного говорилось в публикациях курских краеведов. Несколько десятилетий спустя вопрос о дате рождения преподобного поднимался и в статьях протоиерея Льва Лебедева. Заметим, что ни поначалу, ни потом никто из исследователей не требовал поменять дату, традиционно выставляемую в жизнеописаниях Старца, в том числе и в богослужебных Минеях, на новую, на взгляд краеведов более достоверную. Само собою, те исследователи знали, что передвижка даты такого характера может быть проведена лишь компетентной комиссией с благословения священноначалия. Об этом приходится напоминать новоявленным энтузиастам, решившим, что они самостийно могут вмешиваться в хронологию литургического года и по своему разумению назначать "юбилеи". Казалось бы, чего проще: войти с предложением в Комиссию по канонизации святых при Священном Синоде с просьбой рассмотреть "обнаруженные" церковные записи, чтобы официально уточнить год рождения преподобного Серафима, ибо только этот акт будет законным, а всякая кулуарная и клубная подмена дат — не только несерьезна, но и незаконна.
Столетний опыт всенародного почитания старца Серафима в лике святых спасителен. И востребован он ныне не одними православными, не одними русскими,— Саровского подвижника чтут на всех континентах Земли люди различных рас и убеждений. И все, что делается у нас во славу Божию, во славу батюшки Серафима — важно для всех справедливых, богомысленных людей. Будем же достойны этого высокого доверия.
Да облагоухает Господь нетлением все, что делается для пользы Православия!
Александр СТРИЖЁВ, Председатель Ученого совета Благотворительного Фонда "Энциклопедия Серафима Саровского"
1.0x