Авторский блог Александр Ефремов 00:00 3 июня 2003

ВЕРТОЛЕТ

23(498)
Date: 03-06-2003
Author: Александр Ефремов
ВЕРТОЛЕТ
Больше недели ТВ транслировало блеск дворцов, пустоту приветственных речей начальников (заморских и колониальных), череду банкетов, торжественных концертов и "феерий". Официально все называлось "освещением 300-летия Петербурга". Чуть глубже поверхности лежит очевидный второй смысл мегамедийного события: виртуальное "приобщение" обездоленного народа к дутой пышности псевдоимперского юбилея. Телевизор на время поместил зрителя в дорогую, далекую и холодную, но сверкающую декорацию. От английских крестьян когда-то отгораживали землю, загоняя их на мануфактуры. От сознания русского зрителя отгораживают реальность, гуманно используя в качестве забора панно “янтарной комнаты”, виды Петрограда, лицо Паваротти на фоне парусов "петровского судна".
Но на самой глубине лежит тот ужасный смысл, который открылся лично мне как субъективному зрителю. Он открылся мне, когда я смотрел прямой репортаж с берега Невы, где президент Путин открывал для иностранных высокопоставленных гостей водный парад. В телекартинке было хмуро. Позади президента, изможденно зачитывавшего текст о "городе Александра Пушкина, Федора Достоевского, Дмитрия Лихачева(!)", плескалась, шлепалась холодная вода реки. Казалось, что вся эта толпа самодовольных шредеров, изучающе поглядывающих и развязных, прижала русского "главного менеджера" к парапету, к воде. А он обреченно стоит с нелепыми бумажками у последней черты и не знает, как отойти от края. Он чувствует впереди себя агрессивную отчужденность, а позади — холод и пустоту. Нет, не на праздник "возрождающейся России" прибыли они из своих комфортных западных или быстро растущих восточных стран. Они заявились, кажется, на обставленное с размахом прощание с Великой Империей. Бог благословит и спасет Россию, но то, что было устроено в эфире, а тем более на улицах города-юбиляра, слишком уж сильно смахивало именно на такое безжизненно-похоронное мероприятие…
Первым бросалось в глаза при просмотре бесчисленных репортажей полное отсутствие на улицах Петербурга живых горожан и обыкновенных гостей столь, казалось бы, массового мероприятия. Зато был бесконечный бенефис разного сорта чиновников. Ежедневно на виду у страны они что-то суетливо "открывали". Конечно же, не библиотеки, заводы, госпитали или стадионы. А — как это нынче модно — памятники, памятники, еще раз памятники и дворцы. Можно было подумать, что в Питере до этого их не существовало. Но вот в кадре некто по фамилии Кожин говорит: "Человек позади меня на пъедестале…" Так скромно вещал о Петре Великом наследник по должности "великого" Пал Палыча. Вот демонстрирующая новый костюм Матвиенко объявляет недоходчивому зрителю: "Это презентация Петербурга для России и для мира". Оказывается, после царей, гениев, революций, блокады необходима презентация никому доселе не известного населенного пункта! Маразм власть предержащих крепнет не по дням, а по часам. Хотя, может быть, и знает о чем говорит. И если это впрямь "презентация" новой столицы колониального квазигосударства, то что же, по замыслу "реформаторов", должно возникнуть на богатых недрами просторах вымирающей России? Этакий головной форт западных концернов.
На всенародное мление был рассчитан и показ всеми каналами материалов о реконструкции Константиновского дворца. В реставрацию коего, как приподнято объявили, вбухано 280 миллионов долларов. После Кудрин будет умно объяснять, как "не хватает денег". Ну и, конечно же, особая суета возникла вокруг восстановленной "янтарной комнаты". Все, включая президента, специально благодарили Германию и Шредера лично за "помощь". Телеобъективы фиксировали канцлера ФРГ, который педантично изучал работу русских мастеров: а так ли потрачены выделенные марки и евро?
Кульминацией теленедели стал приезд "самого". Буш, как и положено главному начальнику, приехал позже всех, учтиво отсмотрел петергофскую "феерию", побеседовал с принимающим менеджером и даже дал совместно с ним пресс-конференцию. Это мы, бедные, сидя у телевизоров, переживаем, видя все более пренебрежительное отношение западных господ к российскому царедворцу: То Шредер рассеяно не подал ему руки, то Буш, отвернувшись, как-то глумливо ухмыльнулся. Руководители же наши ничего — утираются, терпят. Это Петр и другие истинные монархи переворачиваются в гробах — но такого не показывают по телевизору. Жалкий режим, обреченный на жалкую гибель в золоченых клетках дворцов. Обрекающий на гибель в лачугах великую страну. И только много лет спустя за утренним кофе где-нибудь в Вашингтоне скажут полусочувственно-полупрезрительно: "Жаль Россию, жаль… А ведь такую феерию устроили!"



1.0x