23(498)
Date: 03-06-2003
Author: Николай Коньков
ПРО “НАШИ БАКСЫ”
Из анекдотов о "новых русских". Приезжают они, значит, первый раз в Америку типа проблемы перетереть. Ну, статуя Свободы, то да сё. В отеле между прочим интересуются у деловых партнеров: "А какие тут у вас деньги?" Им показывают. "Новые русские" поражены: "Так это ж наши баксы!"
В ОДНУ ТРУБУ ВТЕКАЕТ, В ДРУГУЮ ВЫТЕКАЕТ…
Госкомстат РФ 20 мая сообщил, что за январь-март 2003 года иностранные инвестиции в российскую экономику составили 6,3 млрд. долл., что в 1,7 раза больше, чем за первый квартал прошлого года. Пусть эти вложения носят временный и нестойкий характер: свыше 80%, 5,2 млрд. долл., пришлось на краткосрочные кредиты, которые с легкостью могут "уйти" обратно,— но растут и прямые инвестиции в производство. И эта тенденция развивается: по неофициальным оценкам, только за апрель-май в Россию поступило еще около 7 млрд. долл. инвестиционных средств. При этом в первом квартале 2003 г. из нашей страны за рубеж было направлено инвестиций на сумму 3,1 млрд долл., что на 28,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Иными словами, если до недавнего времени специалисты утверждали, что из нашей страны происходит огромный, свыше 20 млрд. долл. ежегодно, отток капиталов, то, если ничего не изменится, к концу года можно будет говорить, напротив, о положительном сальдо инвестиций.
Параллельно растут и золотовалютные резервы страны. На праздновании 300-летия Санкт-Петербурга В.Путин с гордостью заявил, что за время его президентства они с 11 млрд. долл. выросли более чем на 50 млрд. долл. и к 31 мая достигли уровня в 63 млрд. долл., причем только за последнюю неделю прирост составил порядка 2 млрд. долл. Каковы же причины и какими могут быть следствия этого "валютного потока", хлынувшего в Россию? А самое главное — насколько и какими конкретно методами способно руководство страны решать проблему эффективной "утилизации" поступающих денег. Ведь пример августа 1998 года, когда от 5-миллиардного транша МВФ российские "реформаторы" избавились путем его дружной приватизационной "распиловки" с организацией "дефолта имени Кириенко", еще не до конца изгладился из памяти народной, а рассуждения о втором издании дефолта всё чаще можно встретить в спонсируемых отечественными "олигархами" средствах массовой информации.
Иными словами, оценивая ближайшие перспективы очевидно заполняемого "баксами" российского "финансового бассейна" необходимо в динамике оценить пропускную способность обеих его труб: и той, по которой сюда валюта "втекает", и той, по которой отсюда "вытекает".
ИЗМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ КОНЪЮНКТУРЫ
Влиятельная немецкая газета "Зюддойче цайтунг" так характеризует нынешнюю ситуацию: "Америка определяет судьбу мировой конъюнктуры. Если Америка переживает рецессию, то кризис грозит всему остальному миру... Однако, оказывая на партнёров нажим путём понижения курса доллара, что уменьшает их шансы в сфере экспорта и обусловливает опасность дефляции, Буш просто провоцирует их ответить протекционистскими мерами и понижением курса собственной валюты. А это представляет собой угрозу существованию Америки. Ведь эскалация протекционизма потрясёт основы, которые и обусловливают статус США как мировой державы".
Фактом является то, что за последние четыре месяца доллар подешевел относительно евро более чем на 20%, а банковские ставки в США находятся на гораздо более низком, чем в Евросоюзе, уровне. Тем не менее, по сообщению американского казначейства, в I квартале текущего года иностранные инвесторы купили американские казначейские, ипотечные и корпоративные облигации на общую сумму 137,5 млрд. долл. против 95,9 млрд. за аналогичный период прошлого года (рост на 43%). При этом покупки корпоративных акций составили 65,8 млрд. против 49,4 млрд. (+33%), а покупки казначейских облигаций — 22,6 млрд. против 12,9 млрд. (+75%!). Сравним эти цифры с оценками специалистов из Institute of International Finance, согласно которым в 2003 году страны с переходной экономикой могут рассчитывать на приток 139 млрд долл. частных иностранных капиталовложений, что лишь на 26% больше, чем в 2002 году. Перед нами возникает парадоксальная, на первый взгляд, картина: в очевидно "больную" американскую экономику, стоящую на грани рецессии и дефляции, за один квартал иностранными инвесторами было вложено столько же денег, сколько во все страны группы emerging markets могут получить за год. Причем опережающими темпами рос рынок низкодоходных, но и практически безрисковых государственных облигаций США.
Впрочем, подобный парадокс на самом деле легкообъясним. Растущий импорт Америкой иностранного капитала, и без того близкий к критическому минимуму (1,5 млрд. долл. в день), наблюдался на фоне относительно плавного снижения индексов основных фондовых рынков США, до начала иракской войны и до нынешнего провала доллара относительно евро — то есть в ситуации, когда покупка номинированных во "временно дешевом" долларе активов выглядела еще достаточно привлекательным вложением средств. Кроме того, не исключен вариант, когда американские финансисты просто "гоняли доллары по кругу" — с той же целью. Сегодня, два месяца спустя, конъюнктура выглядит уже принципиально иной. К началу июня 2003 года доллар перестал быть достаточно надежным "убежищем" для "горячих" мировых денег, в том числе отечественного происхождения. Список стран-инвесторов российской экономики, в котором почетное третье место занимает такой финансовый гигант, как Кипр, свидетельствует о том, что в РФ сегодня возвращаются прежде всего деньги резидентов, до того "крутившиеся за бугром". С прогнозируемым ухудшением международной финансовой конъюнктуры этот "обратный поток" будет только нарастать, и к концу года, если не произойдет каких-либо непредвиденных событий, способных развернуть ситуацию вспять, может составить минимум 35-40 млрд. долл.
Это, конечно, не значит, что вывоз капитала с территории РФ примет нулевое значение. Напротив, выплаты по кредитам, СРП и т.п. плюс реальные инвестиции за рубежом, прежде всего в странах СНГ, также будут нарастать и достигнут в 2003 г. порядка 20-25 млрд. долл. Но стоит повторить, что все эти оценки имеют смысл только в случае отсутствия резкого поворота вектора тенденций в ту либо иную сторону. А гарантировать подобное сегодня ни в коем случае нельзя. Более того, весьма вероятным представляется вариант с резкой (до 30%) одномоментной девальвацией доллара и "схлопыванием" американских фондовых рынков уже в конце сентября—начале октября текущего года. В этом случае активное внешнеинвестиционное сальдо России может превысить прогнозируемый уровень (15-20 млрд. долл.) в несколько раз.
ВЫСОКИЕ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ И СЫРЬЕ
Бюджет Российской Федерации на 2003 год исходил из среднегодовой экспортной цены на нефть 17 долларов за баррель. Бюджет 2004 года предполагает среднегодовую цену в 20 долларов за баррель. Иными словами, победа США над Ираком фактически не привела к ожидаемому многими аналитиками серьезному падению долларовых цен на нефть и, соответственно, на другие энергоносители. Более того, подобное падение даже не прогнозируется. Свою роль здесь сыграл целый ряд взаимосвязанных и взаимодополняющих факторов.
Во-первых, это военно-политические "странности" самой победы, явно не позволяющей Вашингтону игнорировать мнение местных "элит" при разделе доходов от экспорта иракской нефти. А без достижения согласия по этому ключевому вопросу весьма проблематичными выглядит перспективы возобновления не только самого экспорта, но и нефтедобычи вообще. В таком случае "победившая" Америка будет вынуждена либо кормить "побежденный" Ирак, как она уже делает это в Афганистане, либо уйти оттуда. И то, и другое будет страшным ударом по престижу Дж.Буша-младшего, совершенно недопустимым накануне выборов 2004 года.
Во-вторых, вероятная "иракская прибавка" на мировом рынке нефти вполне может быть снивелирована адекватным снижением нефтедобычи в странах ОПЕК, о чем уже было сделано соответствующее официальное заявление.С 1 июня ОПЕК установила новую квоту на нефтедобычу, равную 25,4 млн. баррелей нефти ежедневно, по сравнению более чем с 26 млн. баррелей в мае. В то же время, согласно заявлению иракского министра нефти Тамира Гадбана, в настоящее время Ирак добывает 750 тысяч баррелей ежедневно, и вся эта нефть используется для внутренних нужд. К середине июля планируется выйти на уровень 1,5 млн. баррелей, а довоенного уровня добычи в 2,5-3 млн. баррелей Ирак способен достичь не ранее сентября.
Наконец, в-третьих, реальная девальвация доллара оказывает пока гораздо большее влияние на уровень нефтяных цен, чем ожидания рынком "иракской прибавки". Вследствие этих факторов цена на нефть марки Brent в настоящее время достигла 26,9 долл. за баррель, а марки Urals (российская экспортная смесь) — свыше 25 долл. При этом фьючерсные контракты на июль уже заключаются из расчета 30 долл. за баррель.
Относительно высокие цены на нефть и, соответственно, на другие энергоносители оказывают тормозящее влияние на производство в целом, еще более приближая и без того назревшую реструктуризацию мировой экономики. В этих условиях гигантские "горячие" деньги, до того вращавшиеся на рынке финансовых дериватов неминуемо начнут искать другие сферы приложения, что должно резко повысить спрос на реальные производственные активы, прежде всего — связанные с добычей, переработкой и продажей сырья (в том числе — сельскохозяйственной продукции). В первую очередь такая ситуация связана с тем, что до начала реструктуризации западные производители будут всеми силами стремиться поддержать существующую структуру и объемы производства, что вызовет между ними конкуренцию за сырье с некоторым периодом роста цен на него. Разумеется, этот рост не может длиться беспредельно, однако некоторое время размах известных "ножниц", существующих между ценами на сырье и на готовую промышленную продукцию, будет уменьшаться.
Учитывая смехотворно низкую капитализацию российской экономики, не достигающую пока и 70 млрд. долл., можно с уверенностью предсказать массовый вброс на отечественный рынок значительных валютных средств из-за рубежа. Начало данного процесса, который коснется не только фондового сектора, мы, собственно, и можем наблюдать сегодня. Структура иностранных инвестиций в российскую экономику за I квартал 2003 года уже в полной мере отражает эту тенденцию. Согласно той же информации Госкомстата РФ, на долю внешней торговли пришлось 42,8% всех зарубежных капиталовложений (из 52,4%, вложенных в торговлю вообще), а на долю промышленности — только 26,8%. Из этой суммы 26,4% пришлось на топливно-энергетический комплекс, 22,1% — на черную металлургию и 17,8% — на цветную.
ВАРИАНТЫ ДЛЯ КРЕМЛЯ, ИЛИ ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ
Либерально-монетаристский курс российского правительства идеологически не подвергался сомнению за все годы путинского президентства ни разу. Было принято за аксиому, что государству в экономике делать нечего — разве что оставшуюся собственность до конца приватизировать да налоги в бюджет собирать. На деле, конечно, "ночным сторожем" в отечественных условиях государство не было и быть не может. Хотя бы потому, что наш чиновник в массе своей на официальную зарплату жить не то чтобы не умеет, но не видит в том никакой для себя необходимости. И передел собственности в пределах компетенции ведет постоянно.
Послание Путина Федеральному Собранию РФ, прозвучавшее 16 мая, в данном отношении вызвало вопросы лишь о степени нынешней президентской компетенции — не более того. Совершенно очевидно, что "хозяина Кремля" сегодня гораздо больше волнует проблема собственного политического выживания, чем выработки и осуществления сколь-нибудь перспективного и адекватного ситуации экономического курса. То же самое, в принципе, можно сказать и о правительстве, устами М.Касьянова заявившем своей основной задачей выплату внешнего долга и защиту прав собственника.
Соответственно, в текущей обстановке можно было бы ожидать продолжения работы "двухтактного двигателя": доходы от распродажи находящихся в собственности государства пакетов акций плюс налоги с экспорта нефти (первый такт) идут на выплату процентов по долгу (второй такт), а остатки складываются в резерв на "черный день" (полезная работа). Тем более, что единственным новшеством, свидетельствующим о способности прави- тельства всё-таки реагировать на изменения мировой конъюнктуры, стало заявление о том, что часть золотовалютных резервов РФ в ближайшее время будет переведена из долларов в евро (если бы эту операцию наши финансисты из Центробанка провели осенью 2002 года, как рекомендовали независимые аналитики, данная часть активов за счет снижения курса доллара повысилась бы минимум на 30%). Но в условиях всеобщего роста финансовой нестабильности по-прежнему складывать свои деньги в чужой карман могут только полные идиоты, к которым наши "реформаторы", при любых претензиях к ним, всё же не относятся.
Главный же "гвоздь" всей проблемы состоит в том, что структуры, реально управляющие активами российского (и советского) происхождения за рубежом, далеко не идентичны структурам "олигархическим". Поэтому их возвращение "на родную землю", даже частичное, способно вылиться в очередной крупномасштабный передел собственности. В идеале этот передел должен быть (или хотя бы выглядеть) "белым", не имеющим ничего общего с привычным "новорусским" криминалом. А такое возможно лишь при условии адекватной и максимально лояльной к "возвращенцам" позиции правительства РФ — чужие здесь не ходят. Несомненно, что необходимая "подготовительная работа" в данном направлении ведется, и первые результаты ее тоже доступны наблюдению.
Не исключено, именно этим обстоятельством объясняются и последние перестановки в аппарате правительства, по общему мнению, значительно повышающие роль М.Касьянова, и резкая активизация "олигархов" на политической сцене. Стоит заметить, что нынешний российский премьер-министр "сделал себе имя" как раз на работе с внешним долгом РФ и пользовался не слишком гласной, но весьма ощутимой поддержкой со стороны "старой гвардии", официальным лидером которой долгое время считается Е.Примаков. Кстати, после дефолта 1998 года, когда решалось, кто займет пост премьер-министра вместо С.Кириенко, "цена вопроса", включая северный завоз и прочую подготовку к зиме, была названа предельно четко: 3 миллиарда долларов плюс работоспособная команда. У названного тогда журналом Forbes "богатейшим человеком России" газового магната В.С.Черномырдина решимости прогарантировать и то и другое как-то не обнаружилось. Поэтому премьером стал скромный экс-разведчик Примаков. И страна, за исключением двух-трех локальных и не слишком трагических прорывов, пережила "постдефолтную" зиму на удивление спокойно. Дальнейшие комментарии, наверное, излишни.
В этих условиях "министерство Грефа", над неоправданным гигантизмом которого немало потешались, выглядит — только уже без своей либерально-монетаристской головы — едва ли не идеальным инструментом для проведения активной инвестиционной политики государства. Такого инструмента в 1998-1999 годах не было у правительства Примакова—Маслюкова. Не было тогда и активного притока в Россию валютных средств из-за рубежа. Сегодня сочетание этих объективных факторов существует. А значит, в стране складываются предпосылки для перехода на "китайский путь" развития экономики, обеспечивающий как раз те самые ежегодные 8% прироста, о которых заявлял Путин в своем послании 16 мая. Впрочем, ждать от наших "кремлевских сидельцев" сознательной смены курса не приходится.
1.0x