Авторский блог Михаил Хазин 00:00 3 июня 2003

НОВЫЙ ПРОГНОЗ

23(498)
Date: 03-06-2003
Author: Михаил Хазин
НОВЫЙ ПРОГНОЗ
Трудная и неблагодарная работа по доказательству кризиса американской экономики, начатая автором этой статьи много лет назад, дала неожиданный результат. Правда, в полном соответствии с пословицей о пророке в своем Отечестве, проявился он только после того, как свое "веское" слово сказали министр финансов США Ч.Сноу и два "гуру" современных российских экономических руководителей Дж.Сорос и У.Баффет. Да и то понадобилось, чтобы за три недели доллар упал относительно евро почти на 10%, чтобы либеральные российские газеты начали обсуждать эту тему. К сожалению, в силу принципиальной "вторичности", они лишь повторяют выступления своих реальных хозяев и не занимаются серьезным анализом мировой и американской экономической ситуации. А она настойчиво требует такого анализа. Поскольку мои предыдущие прогнозы: опубликованный в самом конце 2002 года ("Итоги 2002 года и пессимистический прогноз") и уточненный в начале иракской войны ("Прогноз на будущее с учетом войны"),— устарели, да в них и явно было прописано, что они действуют только до середины года, я счел необходимым подготовить и вынести на суд читателей новый прогноз.
Только на этой неделе доллар опустился практически до уровня 119 центов за евро. При этом, правда, есть все основания считать, что где-то до 1.15-1.16 он еще в рамках спекулятивных колебаний поднимется. Средний уровень дефицита бюджета США в текущем финансовом году (от которого прошло 7 полных месяцев) составляет порядка 50 миллиардов долларов, то есть годовой дефицит выходит на уровень 6% ВВП. Это в несколько раз превышает уровень, который А.Гринспен в своем выступлении перед Конгрессом в январе назвал критическим. Уровень первичных обращений безработных за пособием стабильно находится выше 400 000 в неделю — что считается признаком "угнетенного" рынка. С марта месяца опустились ниже критической отметки 50 индексы ISM — и производственной активности, и активности в сфере услуг.
Но скорость падения американской экономики остается очень медленной. Фондовые индексы регулярно растут, в конце апреля индекс Доу-Джонса впервые в этом году достиг уровня 8500, в мае даже превысил 8600. И хотя затем он вновь начал падать, общее ощущение "замедленной съемки" остается. И настоящий прогноз посвящен как раз попытке объяснить это обстоятельство.
По моему мнению, причина такой ситуации лежит в том, что принципиальным и радикальным образом изменилось поведение американского государственного аппарата. Его высокое качество и общая высокая культура менеджмента в США делают стратегическую направленность этого государства достаточно прогнозируемой. После выбора стратегической цели (которая, обычно, достаточно публично обсуждается), разрабатывается план ее достижения (далеко не всегда обнародуемый, а частью просто секретный), который неукоснительно исполняется.
Причем в том случае, если в процессе реализации какой-нибудь тактической цели обнаруживаются непредвиденные проблемы, то для их решения используются все возможности, "в огонь" бросаются все ресурсы, даже в том случае, если при этом существенно ухудшаются шансы на достижение заявленной стратегической цели. Последним примером такого поведения являлись попытки США сколотить "антииракскую коалицию", ради чего были серьезно ухудшены отношения со "старой" Европой и реально поставлена под угрозу вся американская "пятая колонна" в этом регионе (в частности, судьба нынешнего премьера Великобритании Т.Блэра и отдельных режимов в Восточной Европе).
По моему мнению, причины разногласий между Францией и Германией с одной стороны и США с другой лежат существенно более глубоко, чем война в Ираке. Узаконенная с 1944 года, после принятия Бреттон-Вудских соглашений и резко усилившаяся после их отмены в начале 70-х годов система доминирования доллара могла существовать только и исключительно в рамках некоторого консенсуса основных мировых экономических игроков. Базой которого было обязательство США (явное или, возможно, неявное) гарантировать стабильность мирового финансового обращения (на основе доллара) в обмен на возможность собирать эксклюзивную ренту со всех участников, в том или ином виде использующих доллар.
Ситуация последних месяцев показывает, что это свое обязательство США в нынешних условиях выполнить не в состоянии. И пытаясь сохранить собственную внутреннюю экономическую и политическую стабильность, они все чаще и чаще делают это за счет снижения стабильности мировой. В том числе и путем войны в Ираке. Отметим при этом, что никаких реальных целей они своей операцией так и не достигли.
Но вернемся к проблеме государственного управления. Описанная политика, хотя и может создавать определенные сложности, но в целом позволяет максимально использовать выучку среднего звена государственного аппарата, который в каждый момент четко знает, какой цели он должен достичь, какие задачи он решает в данный момент и какие ресурсы можно и нужно для этого задействовать.
При этом до принятия окончательного решения не исключены многочисленные споры о правильности той или иной стратегии. Например, в США были серьезные разногласия между "командой Пауэлла" и "командой Рамсфельда" в части необходимости и обеспечения операции в Ираке, которые мгновенно прекратились, как только было принято окончательное решение. В частности, попытки бывшего спикера Палаты представителей Н.Грингича в середине апреля обрушиться с критикой на К.Пауэлла (скорее всего, с подачи команды "ястребов" Чейни—Рамсфельда—Райс—Вулфовица—Перла) встретила жесткий отпор как со стороны Дж.Буша-старшего, так и со стороны официального представителя Белого Дома.
Однако в том случае, если стратегическая цель является предельно сложной, такая технология может привести к катастрофе, поскольку в процессе решения тактических задач можно "растратить" тот ресурс, который теоретически позволял бы достичь необходимого результата. Классическим примером является распад СССР, который произошел, в частности, вследствие того, что весь экономический и административный ресурс был использован на реализацию мелких в государственном плане решений.
На сегодня, главной проблемой, стоящей перед США, является поиск выхода из экономических проблем, уровень которых уже сегодня ставит под угрозу могущество этой страны. И, начиная с 2000 года, начинаются разработки стратегических планов преодоления экономических сложностей. Первыми из них стали предвыборный план Буша-младшего по сокращению налогов и план монетарных властей по макроэкономическому стимулированию экономики (снижению учетных ставок). Оба эти плана были реализованы и показали свою несостоятельность. Воспользовавшись событиями 11 сентября 2001 года (или организовав эти события для того, чтобы получить такой повод), руководство США перешло к кейнсианским методам прямой государственной поддержки экономики. Ее масштаб (в 2002 году) достиг величин порядка 50 миллиардов долларов в месяц, что привело, в частности, к резкому увеличению бюджетного дефицита, однако позитивный эффект этой политики был заметен только в пределах 6-8 месяцев после ее начала.
Для дальнейшего стимулирования экономики весной-летом 2002 г. начинает разрабатываться план войны в Ираке, целью которого является радикальное снижение мировых цен на нефть и, как следствие, сокращение издержек американских товаропроизводителей, однако к концу года становится понятно, что и эта цель в полном объеме недостижима.
К осени 2002 года относятся последние попытки стратегического планирования экономической политики. Президент Буш-мл. говорит о новом плане сокращения налогов и делается попытка "прозондировать почву" на предмет быстрой девальвации доллара (в выступлениях А.Гринспена впервые упомянут в качестве позитивного фактора "золотой стандарт"). Однако в дальнейшем руководство США попыталось, пользуясь военным успехом в Ираке, поднять падающий доллар, что говорит об отказе и от этих планов (хотя не исключено, что они все-таки будут задействованы в случае непредсказуемого развития событий). Что касается налоговой реформы, то ее анализ продемонстрировал, что в своем первоначальном виде она полностью разрушает бюджетную систему отдельных штатов США, из-за чего Конгресс США в апреле т.г. уменьшил ее объем более чем вдвое.
Начиная с 2003 года, никаких дискуссий о содержании стратегических планов преодоления экономических проблем в США не ведется, такие планы не реализуются. Происходят только отдельные тактические действия, сводящиеся, в основном, к решению локальных проблем. Например, проблемы авиаперевозчиков, возникшие в связи с войной, закрыли путем принятия программы их поддержки объемом 3 миллиарда долларов (не очевидно, что такие программы соответствуют принципам ВТО).
Как уже говорилось, была сделана попытка искусственно поднять курсы доллара и фондовые индексы, воспользовавшись войной в Ираке, однако и эта попытка не очень удалась. Курс доллара уже вернулся на довоенный уровень, фондовый рынок упал относительно локальных максимумов, достигнутых в начале апреля.
Все вышесказанное позволяет сделать новый (по сравнению с ситуацией полугодовой давности) политэкономический прогноз развития ситуации в США.
По всей видимости, политическое руководство США в настоящий момент считает, что надежных методов вывода страны из экономического кризиса не существует и избежать его острой стадии практически невозможно. Только такое понимание ситуации могло заставить государственный аппарат США отказаться от обсуждения стратегических целей в области экономики.
Как следствие, стратегические экономические цели заменены на цели политические, главной из которой является обеспечение победы Буша-младшего на следующих президентских выборах. Соответственно, в экономике будут применяться только те тактические методы, последствия которых понятны и прогнозируемы. Иными словами, в настоящий момент основной задачей экономической политики руководства США является не решение реальных экономических проблем, а отнесение их самых неприятных последствий на срок после выборов в ноябре 2004 года. Разумеется, при таком подходе возникают некоторые резервы, которые теперь не используются при реализации стратегических планов, но зато и реальных результатов ждать не приходится — остается только ждать, когда произойдет обвал. И не исключено, что отставка основных экономических стратегов Буша-мл. в предыдущий период П.О'Нила и Л.Линдсея в декабре 2002 г. частично связана именно с их нежеланием участвовать в такой спорной деятельности.
Для недопущения обвального спада в экономике до выборов будет использован метод "затыкания дар". Он состоит в том, что в находящийся в каждый конкретный момент в наиболее критической ситуации сектор экономики (авиаперевозки, фондовый рынок, рынок недвижимости и т.д.) будет осуществляться мощная денежная накачка. При этом будут использоваться как прямые бюджетные деньги, так и средства закрытых фондов Министерства финансов и ФРС, а также прямая денежная эмиссия.
В частности, скорее всего, будут приложены максимальные усилия для того, чтобы не допустить обрушения рынка недвижимости (закладных) — последнего крупного рынка, поддерживающего высокую потребительскую активность в США. А поскольку это возможно только при низкой учетной ставке, не исключено, что администрация Буша-мл. откажется и от идеи перейти к "рейганомике" — то есть не будет повышать учетную ставку с целью повысить привлекательность облигаций федерального казначейства. Поскольку финансировать государственные расходы все равно необходимо, не исключено, что странам Персидского залива и Европы будет предложены серьезные уступки (доступ к контрактам на восстановление Ирака, согласие на приход к гражданской власти в Ираке местной администрации или даже согласие на выполнение ОПЕКовских квот со стороны Ирака) в обмен на их согласие на массовую покупку долгосрочных облигаций казначейства США.
В пятницу, 23 мая, Сенат Конгресса США увеличил лимиты государственного долга почти на 1 триллион долларов. Реально это означает, что руководство США планирует серьезное увеличение государственных расходов на поддержание экономики и, возможно, на финансирование новых военных планов. В любом случае, на улучшение экономической ситуации в стране до выборов они точно не рассчитывают.
Отметим, что и выступления американских руководителей представляются достаточно наивными. Министр финансов Сноу говорит о том, что падение доллара может улучшить внешнеторговый баланс США, не задумываясь над тем, что последний год этот дефицит рос иногда со скоростью 10% в месяц при все ускоряющемся падении доллара. С точки зрения монетарной идеологии такой феномен объяснить невозможно — зато структурный характер кризиса объясняет его очень просто. США производит и продает то, что потребителем не востребовано: поэтому практически при любом курсе доллара они не могут серьезно увеличить свой экспорт или уменьшить импорт (покрывающий реальные потребности покупателей) — в натуральном выражении, грубо говоря, в штуках. Ну не производит промышленность США, например, металлорежущие станки. Их надо в Европе покупать. Ну, а в ценовом выражении, при падении доллара, дефицит внешнеторгового баланса в такой ситуации, естественно, растет.
Поскольку подобная политика, в целом, неминуемо приведет к постепенному ухудшению жизненного уровня большинства граждан США (увеличение безработицы, инфляция, сокращение денежных выплат со стороны работодателей, уменьшение цен на частную недвижимость и т.д.), то это будет компенсироваться агрессивной пропагандой в стиле "три года упорного труда — десять тысяч лет счастья". Иными словами, американские граждане подвергнутся тотальной пропагандистской обработке на предмет объяснения им необходимости на короткое время (до выборов!) "затянуть пояса" в связи с необходимостью завершить борьбу с внешними врагами (международным терроризмом). Одновременно будет наращиваться давление на политических противников (демократов), которые будут обвиняться в неспособности к решительным действиям по борьбе с "международным терроризмом".
Вопрос о том, как долго может продолжаться такая политика и может ли она в принципе завершиться успехом (то есть острая стадия кризиса будет перенесена на конец 2004 года) остается открытым. Если руководству США удастся договориться с арабскими странами и Европой, и они осуществят массированное вливание в американский бюджет, то ситуация может еще какое-то время держаться. Но общий объем необходимых средств составляет сотни миллиардов долларов (только дополнительный дефицит госбюджета может составлять больше 3% ВВП — то есть порядка 300 миллиардов долларов). С учетом серьезных экономических разногласий между США и Европой вопрос о том, сумеют ли США "продавить" необходимые им результаты далеко не очевидны.
Если посмотреть на временные рамки современной ситуации в США, то можно отметить следующее. Ряд фундаментальных показателей американской экономики сейчас ухудшается, но в целом, психологическая уверенность американских потребителей растет, в том числе и по итогам активной пропаганды "победы" в Ираке. Однако в июне, когда будет обнародована объективная экономическая статистика за май месяц, скорее всего, начнется новый этап падения. В этот период доллар может упасть до 120-125 центов за евро, а индекс Доу-Джонса — опуститься процентов на 10, до уровня 7300-7500.
Этот кризис, с учетом снижения деловой активности в период летних каникул, руководству США практически наверняка удастся "купировать". Однако в сентябре, когда начнется период отчетов корпораций по итогам III квартала, и будут опубликованы экономические данные по итогам августа, начнется следующий этап кризиса. Если у США не появится новых источников финансирования бюджетного дефицита, то не исключено, что им все-таки придется поднимать учетную ставку и тогда вопрос о катастрофическом обвале, сравнимым с кризисом 1929-30 гг. становится вполне открытым. Если же такие источники будут найдены, то и этот период, скорее всего, будет преодолен. В этом случае дальнейшие прогнозы можно будет делать где-то в ноябре.
В любом случае, российскому гражданину надо твердо усвоить следующее. Если вы слушаете мнение эксперта — прочтите, что он писал полгода назад. И если сейчас он доллар ругает, а тогда хвалил — забудьте про его существование. Уже три года назад было понятно, что американскую экономику и доллар ждут тяжелые времена и все оценки ситуации, да и поведения американского руководства, однозначно показывают — доллар будет падать относительно евро и других валют и дальше, и еще достаточно долго!


1.0x