22(497)
Date: 27-05-2003
Author: Александр Нагорный
ДВА ПУТИ К “ВОСЬМЕРКЕ” (Первый визит нового руководителя КНР)
Председатель КНР и глава коммунистической партии Китая, избранный на эти посты совсем недавно, 26 мая прибыл в Москву. И это его первый визит в иностранное государство. Такое в китайской дипломатии, основанной на многовековых традициях, никогда не происходит случайно. Пекин явно показывает свое расположение к России в принципиально новой международной ситуации, сложившейся после насильственного захвата Вашингтоном Ирака и расшатывания основ ООН и Совета Безопасности. Путин встретил товарища Ху Цзиньтао цветами и вымученной улыбкой в своей резиденции в Новом Огареве, где 12 лет назад Горбачев и Ельцин плели заговор по расчленению Советского Союза и намеренному ослаблению нашей Родины. Ведь СССР скрывал за собой Россию, только советскую, и именно поэтому американцы, наши традиционные враги, всегда называли СССР Советской Россией.
Невеселое лицо Путина можно понять. На него со всех сторон давят проблемы, а встречает он руководителя государства, которое продолжает осуществлять гигантский прорыв в будущее, ежегодно прибавляя к внутреннему валовому продукту 8-10% (напомним, что США имеют среднегодовые темпы порядка 2%, Япония — 3%, а Западная Европа около 2,5%) и переходя на всё более новые технологические ступени. Золотовалютный запас КНР достиг фантастической суммы в 165 млрд. долл., а авуары контролируемых китайцами частных банков — свыше 500 млрд. долл., причем в американских ценных бумагах наши дальневосточные соседи принципиально не держат ни цента. В то же время Россия, еще недавно вторая научно-техническая и военная держава мира, скатывается в сырьевую отсталость и занимает первое место в мире разве что по производству скороспелых мультимиллиардеров. Здесь подполковнику Путину следует вспомнить, что КНР исповедует другую экономику и экономическую политику: когда имеется и Госплан, и активнейшее вмешательство государства в формирование цен, в первую очередь на важнейшие виды сырья, и фактическое руководство внешней торговлей. А ведь именно Путин всенародно недавно утверждал, что "монетаризму и модели МВФ, используемой РФ, нет альтернативы". Альтернатива-то есть, и она у Вас перед глазами!
Невероятное для "рыночной модели" быстрое и сбалансированное развитие КНР в течение последних 25 лет позволило учетверить экономический потенциал Китая. И это еще не вершина. По прогнозам экспертов Всемирного банка (преимущественно американцев, ненавидящих Китай) к 2014-2015 году Пекин обойдет Вашингтон по объемам экономики и вплотную приблизится к нему по многим научно-техническим и военным параметрам. Имеются и более оптимистические расчеты, основанные на косвенных данных, согласно которым красный Китай секретит размеры своей действительной экономической мощи, давая официальную статистику на уровне 50-60% от фактически имеющихся показателей.
Проблемы Путина, находящегося в путах экономической модели Гайдара, Чубайса и американцев, известны: вымирание населения, падение уровня жизни, нехватка бюджетных средств на всех направлениях, наконец, ослабление военно-стратегического потенциала страны, доставшегося в наследство от СССР. А впереди еще и встреча с Бушем, который явно поставит новые условия перед Москвой для дальнейшего "участия в антитеррористической коалиции", придуманной американцами для расширения своего геополитического диктата и вклинивания в пределы зоны СНГ. Вероятнее всего, США потребуют согласия Путина на развертывание массированного военного присутствия США в Азербайджане и Грузии, поскольку явно поставили целью удар по Ирану. Еще друг Буш отдаст приказ прервать контракты с Ираном, приносящие нашим предприятиям важнейшие заказы и создающие многочисленные рабочие места, и именно в машиностроении, а не в выкачке нефти на экспорт. И всё это — в преддверии выборов, когда российские коммунисты не преминут сказать об этом народу. Есть причины для кислого выражения лица у Путина.
На этом американском фоне связка с Китаем особенно важна, если действительно руководствоваться национальными интересами России и стремиться к модели развития и независимости, а не выслуживаться перед Вашингтоном. Но сменить модель развития и управления финансами и экономикой Путин не может и не посмеет.
Для Путина главное — это вхождение в "клуб избранных прислужников Вашингтона". Стремление как можно подороже продаться и сохранить себя в числе миллиардеров-олигархов, а страна Россия — дело десятое.
В свете этого внешне правильно выстроенная дипломатическая комбинация с предварительным визитом товарища Ху в Москву и последующее заседание Шанхайской шестерки перед встречей в Париже окажется в конечном счете лишь инструментом давления на Вашингтон со стороны лакея для получения более выгодной цены, причем прежде всего в личном плане, может быть даже как Горбачеву — Нобелевской премии, если развалит РФ до конца.
У России сейчас имеется гениальный политический шанс, но он, скорее всего, будет опять загублен. Принципиально то, что Путин всё равно остается верным "проводником идей Чубайса и Вашингтона" в экономике и финансах, а это и есть путь к дальнейшему ослаблению России и ее расчленению. При слабой России Китай также может повернуться к нам спиной.
Между тем, главной целью китайской стратегии и дипломатии в ходе визита в Москву является подготовка к участию в заседании "восьмерки руководителей ведущих держав мира" в Париже. Этот дебют КНР станет вершиной иностранного вояжа Ху Цзиньтао, поскольку Китай постепенно и исподволь готовится к тому, чтобы стать альтернативным по отношению к США центром влияния. И в этом Путин Китаю не помощник, хотя наши стратегические интересы на данном этапе требуют именно этого .
1.0x