Авторский блог Владимир Бондаренко 00:00 1 апреля 2003

ТАК С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ?

14(489)
Date: 01-04-2003
Author: Владимир Бондаренко
ТАК С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ?
Идет война. Каждый день гибнут сотни мирных жителей. Война меняет весь мировой порядок. И сколько бы раз ни выигрывала Америка в конце концов военным путем (в чем я далеко не уверен), она уже проиграла свое место в мире. С первых дней войны началась затяжная агония Америки. Лишь Россия делает вид, что ничего не случилось. Даже якобы антиамерикански настроенные политики уже ведут отсчет формированию послевоенной нефтяной политики, требуют своих российских прав в американской нефтяной победе. Но будет ли она, победа? После какого по счету трупа американцы задумаются о выходе из Ирака? После пятисотого? Тысячного? Пятитысячного?.. А похоже, так и будет.
И не понимает это только оболваненная российская интеллигенция. Их уже столько лет кормили всеми этими американскими подачками, что они никак не могут понять: поддерживать Америку сегодня позорно.
Не понимает или делает вид, что не понимает, и народ, равнодушно проходя мимо кучки эпатирующих своим видом противников войны в Ираке.
Сравните: миллионные демонстрации протеста в Лондоне, в Париже, в Германии, в самой Америке, и полная тишина в России. Атрофия воли. Пусть делают, что хотят. Полетят цены на нефть — и наша экономика рухнет. А нам-то что до этой экономики. Наш народ не заинтересован ни в нашей экономике, ни в нашей политике, ни в нашей культуре. Он априори (или в натуре) знает, что американцы не могут быть справедливыми, так он это знает уже давно. Скажем же наконец правду: народ наш радовался взрыву двух американских небоскребов, считая это возмездием. Это только наша пресса лила крокодиловы слезы. Народ уже давно по-пушкински безмолвствует, и значит, никакой жалости в случае чего ждать от него не придется. Кончилась жалость. Вот потому и молчит. А мастера культуры? Почему только после того, как большинство всемирно известных писателей, мыслителей и актеров высказались против войны в Ираке, чуть-чуть зашевелились наши интеллектуальные борцы за свободу? Впрочем, это поступки одного порядка. Сидит уже два года в тюрьме всемирно известный писатель Эдуард Лимонов — пускай сидит. Нам-то что? Взрывают древний Вавилон, библейские святыни, уничтожают суперсовременными бомбами остатки древнейшей цивилизации? А нам-то что? Джакузи есть, вода течет, все спокойно. Артемий Троицкий почти классически сформулировал философию нынешней отечественной культуры: "Кто хочет — сидит в тюрьме, кто хочет — сидит в джакузи. Я предпочитаю джакузи…"
Компьютерная сеть переполнена высказываниями всемирно известных европейских и американских актеров и писателей, осуждающих войну, а по нашему телеканалу спокойно запускают "Рэмбо", чтобы знали, чего стоит один американский солдат из зеленых беретов.
Итальянец Умберто Эко пишет: "Боюсь, что именно отсутствие познаний в антропологии лежит в основе нетерпимости, с которой Буш реагирует на здравомыслие многих европейских стран. Буш не учитывает, что эти страны на протяжении полутора тысяч лет мирно сосуществовали или боролись с исламским миром и глубоко изучили традиции арабских народов. Франции, Германии и России стоило бы стать Рут Бенедикт нашего времени и объяснить Бушу, что оздоровление всего арабского мира, тяжело страдающего от терроризма фундаменталистов, нельзя воспринимать лишь в одном аспекте…". И забрасывать во имя этого оздоровления целые народы бомбами и ракетами — не метод их лечения.
Наши мудрецы по телевидению, от бывшего министра иностранных дел, все время косящего в американскую сторону Козырева до все еще вроде бы министра культуры Швыдкого, стараются нам всем объяснить, что нельзя ссориться с Америкой, надо, мол, думать о будущем. Будто Умберто Эко или бразилец Пауло Коэльо собираются Америку атомными бомбами забрасывать. И стоит нашему культурному бомонду выступить против Америки, нам всем дадут в руки автоматы Калашникова и пошлют на Белый дом. Не пугайтесь, господа либералы, автомат Калашникова у нас в руки брал лишь Мстислав Ростропович, и то, собираясь стрелять по своему же народу, а никак не по американскому.
Писатель Пауло Коэльо в "Письме к президенту Бушу" пишет: "Благодарю вас за то, что смогли достигнуть цели, которая в этом веке давалась немногим: объединить миллионы людей на разных континентах в борьбе во имя одной идеи — пусть эта идея и прямо противоположна вашим стремлениям". Бразилец Коэльо еще не знает, что в России его либеральные коллеги не торопятся присоединиться к этой борьбе с американизмом, боятся потерять свои роскошные финансовые гранты. Даже протест выражают робко-робко. Как, например, Виктор Ерофеев: "Я воспринимаю Америку, как дальнего дядюшку и опекуна, который всегда приезжал с богатыми подарками и излучал при этом честность и праведность. А 11 сентября его изнасиловали, ему стало больно и горько, он пришел в ярость, схватил палку и стал лупить ею по всему вокруг. Он мне больше не дядюшка…" А подарки-то отдавать дядюшке бывшему будешь, Виктор Ерофеев?
Пожалуй, правду можно услышать скорее в самих Соединенных Штатах Америки, чем от наших псевдофилософов и телевизионных академиков Бурлацких и Познеров. Они все время ищут, как бы оправдать Америку, как бы доказать лукавство Саддама. А мне, например, нет никакого дела до лукавства Саддама и даже до его диктатуры. Мало ли и сегодня диктаторов в проамериканских странах. В той же Латинской Америке или Африке. Почему их не бомбят? Почему не бомбят Туркменбаши? Сомнителен вопрос и о возможности нахождения средств массового поражения. В Израиле, например, без всякого разрешения со стороны создали свою атомную бомбу. Почему бы, пока еще не поздно, не разбомбить весь Израиль? Или одним иметь бомбу можно, а другим — нет. Кому — другим? Кто определяет?
Тем, кто без лишнего повода не будет ею размахивать? Так первыми Америка без всякого повода и применила против Японии, война уже заканчивалась. Советская Армия уже разгромила на суше японские войска. И вдруг бесноватый американский президент бросил целых две бомбочки, дабы напугать дядю Джо. А если Буш захочет кого-то напугать, сколько он атомных бомб забросит?
Великий американо-еврейский мудрец Ноам Хомский пишет: "Правительство свергается либо самими Соединенными Штатами, либо через их агентов внутри или вне мятежного государства. Глобальный режим, руководимый денежной олигархией, старается максимально удалить от политической жизни и дебатов простое население, навязывая ему мифологическое и примитивное видение мира, основанное на чистом лицемерии и играх в слова о свободе. На самом деле подлинная свобода абсолютно противна интересам этого режима, и это при том, что исповедуемая им идеология носит название неолиберальной. Единственная свобода, которая признается нынешним глобальным порядком, это свобода извлекать прибыль любыми способами…"
Кстати, явное доказательство высказываний философа Ноама Хомского я увидел в присуждении кинопремии "Оскар" за лучший американский фильм не вполне морализаторскому, хотя и жесткому фильму Мартина Скорсезе "Банды Нью-Йорка", а киномюзиклу "Чикаго". Я бы даже сравнил американскую бойню в Ираке, прозванную "Шок и трепет", демонстрируемую пока еще всему миру как некий телеспектакль, с философией фильма "Чикаго", где любое убийство оправдывается, лишь бы в нем было побольше "шика и блеска", а дальше адвокаты докажут твою невиновность. Вот она — американская философия в деле. Если всерьез присуждают "Оскара" фильму, прославляющему любое шикарное убийство, даже без малейшего морализаторского прикрытия, значит, агрессивность американцев уже в крови. Они на любое реальное убийство смотрят через телеэкран. как на игры гладиаторов в Древнем Риме. Все американское общество больно, оно воспринимает уже любую агрессию, как некое телешоу, им абсолютна чужда чужая боль. Об этом, кстати, и документальный фильм "Боулинг для Колумбайна" режиссера Майкла Мура. О стремлении американцев к оружию. О желании американцев стрелять по живым целям. Майкл Мур, получив своего "Оскара", устроил немалый скандал при вручении, не просто выступив против войны в Ираке, но и назвав выборы Буша фиктивными, а его самого — фиктивным президентом.
Интересно, был бы способен на такое в 1996 году во время фиктивной победы Бориса Ельцина наш "оскароносец" Никита Михалков? Или же смелость и антибуржуазность давно уже не в чести у российской интеллигенции? Пожалуй, лишь знаменитый математик Игорь Шафаревич в очередной раз проявил немалое мужество и с честью вышел из иностранных членов Национальной Академии США. Больше никто ни от "Оскаров", ни от иных наград американских не отказался.
Не понимаю я и затянувшегося молчания наших именитых писателей. Или так привязаны всем ПЕН-стойлом к сытой кормушке, что никак не оторваться? Взяли бы пример хотя бы с знаменитого автора шпионских романов Джона Ле Каре, который скорее в духе своего русского коллеги Александра Проханова заявил, что "В Америке наступил очередной период исторического сумасшествия, однако это самый худший период, который я могу припомнить: хуже, чем маккартизм, хуже, чем Залив Свиней (где американцы сделали неудачную вылазку против Кастро. — В.Б.), а в долгосрочной перспективе, возможно, более катастрофический, чем война во Вьетнаме". Впрочем, как поступают независимые писатели и деятели культуры в западном мире убедитесь сами. Предлагаю читателям газеты высказывания виднейших мировых деятелей культуры против войны в Ираке.


1.0x