Авторский блог Сергей Глазьев 00:00 11 марта 2003

МЕТОД ЗАЖИМА – СЛАБОСТЬ РЕЖИМА

11(486)
Date: 09-03-2003
Author: Сергей Глазьев
МЕТОД ЗАЖИМА – СЛАБОСТЬ РЕЖИМА
“ЗАВТРА”. Министерство печати вынесло предупреждение нашей газете за публикацию беседы главного редактора Александра Проханова с эмиссаром Масхадова Ахмедом Закаевым. По мнению Минпечати, этот материал разжигает межнациональную рознь. Как вы прокомментируете данную ситуацию?
Сергей ГЛАЗЬЕВ. Очевидно, что самым сильным средством разжигания межнациональной розни является война. И ничего хуже войны с этой точки зрения придумать невозможно. Поэтому любые попытки авторитетных представителей русского и чеченского народов начать диалог для прекращения военных действий, для прекращения взаимного уничтожения русских и чеченцев должны приветствоваться. Я с большим интересом прочитал это интервью и ни в одном абзаце не увидел ничего подходящего под столь суровое обвинение Минпечати. Это серьёзный и острый диалог людей, стоящих на почти противоположных позициях. Но пусть лучше идёт такой непростой диалог, чем за людей говорят пушки и бомбы.
Весь мировой опыт таких долгих и мучительных войн свидетельствует о том, что затушить их огонь можно лишь путём переговоров и взаимных шагов навстречу друг другу. И в этом контексте интервью Александра Проханова с Ахмедом Закаевым — именно такой шаг навстречу. Газета "Завтра", с моей точки зрения, выполняет свой гражданский долг, пытаясь найти формы и способы выхода нашей страны из тупика, в котором она оказалась по вине властей.
Ведь не будем забывать, что подготовка к войне, сама организация войны и ее бесконечное возобновление — это не дело рук народных масс. Это прежде всего результат интриг и недобросовестных действий со стороны руководителей как в руководстве Российской Федерации, так и Чеченской республики. В свое время Ельцин сказал: "Берите столько суверенитета — сколько хотите", а Джохар Дудаев, поняв это по-своему, узурпировал в Чечне власть и при негласном попустительстве Кремля фактически превратил Чечню в военный лагерь. После этого республика была превращена в источник бандитской наживы. Произошла фактическая изоляция Чечни от России. Процветал грязный бизнес, связанный с похищением людей, с укрывательством преступников, с торговлей оружием, с финансовыми махинациями и.т.п. Если мы хотим найти, наконец, способ остановить кровопролитие — необходимо пресечь причины конфликта, источники его финансирования и нейтрализовать силы, делающие бизнес на его разжигании.
Я убежден в том, что истоки бесконечного продолжения чеченского конфликта неразрывно связаны с теми силами, которые войну превратили в свой бизнес. Можно упорно вести войну в горах Чечни до последнего солдата — но, по-моему, это означает бороться с последствиями, а не с причинами. Причем ценой жизни наших солдат, а также чеченцев, которые никакого отношения к боевикам не имеют.
Все эти вопросы необходимо обсуждать, ибо властью они сегодня замалчиваются. Наши войска ведут военные действия с боевиками, которые являются в значительной части наемниками. Следовательно, участие последних в войне обуславливается коммерческими интересами. Огромные финансовые потоки идут на подкормку боевиков. Следовательно, надо выявить силы, делающие бизнес на этом деле. Я считаю, что это структуры, питающие международный терроризм плюс крупномасштабная организованная преступность, которые крайне заинтересованы в бесконечной эскалации конфликта для получения прибыли, оправдывая свою деятельность громкими фразами о борьбе за независимость.
"Завтра". Как вы оцениваете позицию Кремля на протяжении десяти лет по чеченской проблеме?
С.Г. Назвать позицию Кремля непоследовательной мало. К сожалению, со стороны кремлевских начальников мы постоянно наблюдаем, во-первых, попустительство разного рода махинациям, связанным с разворовыванием огромного количества денег, уходящих в Чечню, во-вторых, попытки разыграть чеченскую карту в политических целях. В течение как ельцинского периода, так и нынешнего можно привести крайне мало разумных системных решений. Создается впечатление, что политика Кремля в отношении Чечни определяется сложным набором из разного рода частных мотивов, начиная от жажды наживы и заканчивая наращиванием рейтинга власти путем "победоносной войны". Когда я работал начальником управления экономической безопасности Совета безопасности, наш отдел предложил систему комплексных мер по урегулированию чеченской проблемы. Были разработаны предложения по восстановлению экономики Чечни путем создания особой экономической зоны, по демилитаризации республики. Был просчитан сценарий процесса постепенной реинтеграции Чечни в Российскую Федерации. Но этот план оказался "наверху" неинтересен. И все продолжается по знакомому сценарию: сначала бомбят, потом восстанавливают, наживаются на растрате бюджетных денег, затем снова бомбят, опять восстанавливают. Плата за это: все большее количество жертв, растрата миллиардов рублей, отсутствие внятной перспективы. В итоге мы видим нарастающий процесс отчуждения населения Чечни от России. Это очень серьезная социально-психологическая проблема — болезненное состояние души чеченского народа, глубоко раненного этой войной. И для разрешения этой проблемы сил потребуется во стократ больше, чем для решения многих других проблем, в том числе экономических и политических.
"Завтра". Каково ваше видение выхода из чеченского кризиса? Актуальны ли до сих пор те меры, о которых вы сказали?
С.Г. Ситуация, к сожалению, мало меняется. Вести нормальную экономическую деятельность в Чечне невозможно, привлечь туда инвесторов тоже нереально. Не получается наладить хозяйственные связи с другими регионами России. Такое впечатление, что федеральная власть из-за некомпетентности (или сознательно) не понимает того, что в Чечне де-факто действуют совершенно особые условия, фактически вырывающие республику из российского правового и экономического пространства.
Это стыдливое нежелание посмотреть правде в глаза приводит к неразрешимым проблемам. Как пример, то обстоятельство, что в Чечне так и не было введено военное положение. В итоге стали двусмысленными все контакты между Чечней и Россией. Люди не могли воспользоваться нормальными правовыми формами по причине того, что шла война, а те, кто были обязаны эту войну прекратить и обеспечить мир, — не имели необходимых полномочий. Отношение Центра к Чечне было столь же безответственным, сколь и в других вопросах. Проблемы замалчиваются, причины стыдливо не замечаются. И борьба по-прежнему ведется не с причинами военного конфликта, а с его последствиями. Те люди, структуры, которые сделали из войны бизнес, чувствуют себя в безопасности и продолжают заниматься своим грязным делом, торгуя оружием, наркотиками, людьми, мифическим политическим суверенитетом.
Поэтому все, что мы предлагали, остается актуальным. Коль скоро нет уже ни сил, ни желания продолжать войну. Я убежден в том, что в гражданской междоусобице не может быть никакого победного конца. Надо найти формы, которые позволили бы организовать процесс постепенного оздоровления ситуации в Чечне и восстановления нормальной экономической жизни. Именно для этого и нужен закон об особой экономической зоне, которая позволила бы устранить противоречия между невозможностью вести там нормальную хозяйственную деятельность и большим потенциалом для восстановления и экономического роста.
Совершенно очевидно, например, то, что хозяйственная жизнь невозможна без беспрепятственного товарооборота. Но беспрепятственного товарооборота не получается из-за бесконечного досмотра грузов. Следовательно, должен быть найден способ минимизации этих досмотров при сохранении норм безопасности. Мы не можем между Россией и Чечней провести таможенную границу. Посему надо создать правовую форму, которая позволяла бы на границах вести контроль за грузами с точки зрения безопасности и минимизировать вред от процедур контроля для экономической деятельности. Нужны соответствующие законодательные нормы.
Другой пример. В Чечне бессмысленно сегодня рассчитывать на нормальное действие механизмов налогообложения. Хотя бы потому, что доходы там никто не декларирует, люди уже давно забыли, как выглядит налоговый инспектор. Вряд ли кто-то захочет делиться доходами в сложившейся ситуации. Поэтому объективно в Чечне сегодня действует свободная экономическая зона, которая, однако, свободной может считаться только в кавычках. Вместо государства налоги собирает организованная преступность. И бремя платежей в пользу бандитов гораздо больше, чем нормальное налоговое бремя, определяемое российским законодательством. Выйти из этого тупика можно только согласившись на то, что в переходный период налоговая система будет работать в отношении Чечни с изъятиями, с тем, чтобы не подвергать риску налоговые службы. И не провоцировать новые формы незаконного поведения со стороны чеченского населения и предприятий. И эти изъятия могут быть приняты только на уровне федеральных законов.
Таких примеров, говорящих о необходимости введения особых правовых форм регулирования экономических отношений в Чечне, достаточно много. Поэтому я убежден в том, что важным шагом на пути восстановления мира и нормальных условий для жизни могло бы стать принятие закона об особой экономической зоне в Чеченской республике.
"Завтра". Возвращаясь к предупреждению. Каково ваше отношение к работе Министерства печати?
С.Г. Деятельность Министерства печати у меня вообще вызывает большие сомнения в отношении смысла работы этого органа. С одной стороны, очевидна попытка использовать законодательство и статус в целях политической цензуры. Это мы видим на примере преследования патриотических газет. А с другой стороны, абсолютно равнодушное отношение к массовым злоупотреблениям и даже преступлениям, использованию СМИ против норм общественной нравственности в целях наживы и эксплуатация порока. Российские города буквально захлестнула грязная волна порнографии, садизма, всякого рода извращений, открыто пропагандируемых в миллионах видеокассет, газет и журналов. Выйдите из любого метро в Москве, и вы увидите на прилавках разного рода гнусные издания, эксплуатирующие пороки и занимающиеся откровенным растлением молодежи. На все это Минпечати закрывает глаза. Зато у него находится время преследовать патриотические издания. Такое попустительство со стороны министерства организованной преступности, которое практически "крышует" издания, о которых я говорил выше, навевает мысль о том, что руководство этого министерства ангажировано и своим бездействием попустительствует деятельности мерзавцев, занимающихся наживой на растлении детей, пороках и грубо нарушающих законы нравственности и нормы уголовного кодекса
Беседовал Андрей СМИРНОВ


1.0x