Авторский блог Андрей Смирнов 00:00 4 марта 2003

Апостроф

Олег ХХХ "Одинокий волк и самка шакала": повести.-СПб., "Лимбус Пресс", 2002-320 с.
В серии "Метро" от питерского издательства засветились совершенно разные авторы, по-видимому, адекватные с точки зрения составителей для чтения в транспорте. Может быть, Йозеф Рот или молодая неформалка Ирина Денежкина, прославившаяся своим попаданием в short— лист "Национального бестселлера-2002", и логичны в таком формате, однако два "триллера" Олега ХХХ явно не предназначены для такого места. Иначе у читателя в процессе знакомства с героями повестей (особенно первой — "Одинокий Волк") может начаться приступ мизантропии, сопровождающийся выбросом мотивированной агрессии. Ибо колоритный образ романтического бунтаря-камикадзе Одинокого Волка, напоминающий одновременно Раскольникова, Эдичку, Оскара Худзински и монаха Мидзогути из "Золотого храма" Юкио Мисимы, привлекает, несмотря на нарочитую одиозность. Активист экстремистской политячейки , богемный фотограф, Одинокий Волк движется внутри неизбежной триады — Любовь, Война, Смерть, и, совершив деяние, уходит в объятия последней.

Наверное, это не шикарная литература. Но похоже Олег ХХХ и не думал покорить мэтров критики. Эта книга — своего рода исповедь, предупреждение "лишнего человека" нашего времени. В девятнадцатом столетии "лишние люди" мучились от безделья, пьянствуя в имениях. Сегодняшние — готовы взрывать банки и расстреливать автобусы с американскими туристами. Если вселенское свинство продолжится еще — это будет неизбежно. И пессимистический финал книги может быть пересмотрен.

"Ремиссионеры". Собрание коллективного бессознательного. Сост.: Дм. Гайдук, А. Рафиев. СПб., 2002 — 560 с.
Еще одна книга из серии "литература не для всех". Хотя, возможно, (возможно!) знакомство с данным сборником необходимо всем, кто интересуется реальной историей России эпохи "колониальной демократии". "Ремиссионеры" — собрание художественных свидетельств шестнадцати авторов (от постмодернового Егора Радова до безжалостной Алины Витухновской), индивидуальный опыт которых в той или иной степени был связан с наркотиками. Это мрачные, трагичные, жестокие тексты. И как ни печально абсолютно достоверные. Все это было на самом деле и продолжается по сей день. "Я убежден в том, что страна вымирает — во многих смыслах. Страшнее всего видеть валяющиеся всюду шприцы. Наркотиками сейчас торгуют все — негры, немые, люди в милицейской форме, люди в белых халатах, обыкновенные обыватели, проводники в поездах, бармены в ресторанах. Даже те, кто на первый взгляд борется с наркоманией, по сути, рекламируют ее. Вдоль дорог, в метро — везде можно увидеть рекламу, предлагающую избавиться от зависимости за считанные дни. Значит, колись, народ! Кайфуй и ничего не бойся. Выздоровление будет быстрым и легким", — цитата из эпилога трагедии Алексея Рафиева "Уличный цирк рабочих кварталов". Несмотря на естественную суровость представленных произведений, у многих авторов проскальзывает довольно трогательное отношение к реальности. Как ни парадоксально, уровень искренности здесь может быть выше, чем среди "немаргинальных", "правильных" писателей. И искреннюю надежду на благополучный исход сменяет искренний ужас от вполне реального грядущего:

"Язычество выглядит Райским Садом по сравнению с такими перспективами. Нас постепенно вытеснит раса людей, молящихся пробиркам и компьютерам. Это будет раса бессмертных, непогрешимых близнецов, абсолютно уверенных в завтрашнем дне".

"Ремиссионеры" жестко заявляют проблему. От нее не отмахнуться всем, кто видит свое будущее в России и с Россией. Ее не решить тупыми официозными мероприятиями. Как не решить ее в рамках наивных либерально-гуманистических утопий. Похоже, сия проблема вообще не имеет решения в пространство существующего порядка. Но тем решительнее будут те, кому не по душе "этот прекрасный новый мир".

10(485)
Date: 02-03-2003

1.0x