Авторский блог Олег Головин 00:00 4 марта 2003

«Нелегалы»

Интервью с начальником Федеральной миграционной службы, заместителем министра внутренних дел РФ Андреем ЧЕРНЕНКО

10(485)
Date: 02-03-2003
— В России, спустя полгода после соответствующего указа президента, создана полноценная миграционная служба. Можно ли уже говорить о каких-то конкретных успехах на ниве борьбы с незаконной миграцией?
— Единая система борьбы с незаконной миграцией, в рамках которой действует и наша служба, обеспечила за прошедший год не менее 20 тысяч депортированных лиц, которые вели себя не совсем правильно на территории Российской Федерации. Мы не афишируем страны, откуда прибыли эти граждане. Хочу подчеркнуть, что во всех случаях мы действовали исключительно в рамках закона, поэтому наши действия не были оспорены.
Говорить о том, что создана серьезная система борьбы с незаконной миграцией, можно будет только через несколько лет, поскольку мы не воссоздаем, а создаем заново эту систему. Только недавно мы задержали в брянском лесу несколько десятков человек — граждан Индостанского полуострова, которые нашли тропу через границу, обходя всевозможные блокпосты. Это говорит о том, что по обычному маршруту они уже не могут ходить.
— По вашим словам, на сегодняшний день в России только официально зарегистрировано около 300 тысяч мигрантов. Реальное же их число в 10-15 раз больше. На ваш взгляд, в чем состоит главная причина такого огромного потока неконтролируемой миграции?
— Такое количество мигрантов (300 тысяч. — Прим. авт.), безусловно, не соотвутствует действительности, так как, только по экспертным оценкам, например, киргизской стороны, не менее 500 тысяч жителей Киргизии связывают свои заработки с Россией. Хотя на бумаге киргизских мигрантов в России не более 20 тысяч. В других бывших советских республиках картина еще более удручающая. Причины этого надо искать, в том числе, в несовершенстве законодательной базы. Отрадно говорить, что сейчас эта база, наконец, начала приобретать определенную устойчивость, ясность, может быть, даже излишнюю внешнюю точность.
Сегодня вся Европа борется за увеличение квоты количества мигрантов на своей территории, хотя на бытовом уровне люди это не всегда приветствуют. Парадокс: экономика требует, те же самые люди опосредованно хотят, чтобы на них работали другие, но жить при этом с мигрантами на одной улице не желают. Россия в этом смысле уникальная страна: у нас есть огромный рынок миграции, и она вправе выбирать из этого числа тех, кто ей нужен. И нашей работой является как раз не желание ограничить, а желание помочь выбрать тех, кто нужен России, кто уважает наши законы и понимает наш менталитет. Либо тех, кто, будучи профессионально подготовленным, хочет приносить пользу не только себе, но и России. В этом смысле мне кажется очень важным принятие решения о взаимодействии в рамках Союзного государства с Белоруссией. Наше министерство первым приняло столь координарное решение, мы снимаем все барьеры, мы не берем с белорусской стороны миграционных карт. Более того, они взяли на себя обязательство выдавать миграционные карты России на своих западных границах, тем самым перекрывая 56 переходов, а это ежегодный поток в 3 миллиона граждан. При этом они могут у нас нормально устраиваться на работу. Таким образом, первый шаг сделан. С 15 февраля 2003 года этот механизм начнет работу. Конечно, Россия берет на себя обязательства обеспечивать интересы Белоруссии в миграционном плане на своих восточных, южных и северных границах.
— Как вы считаете, можно ли решить проблему незаконной миграции из других стран путем миграции внутри страны из одного региона в другой?
— Законодатели поддержали инициативу МВД с тем, чтобы трудовая миграционная пошлина теперь составляла не 100 рублей, а 100 долларов. Причем чтобы эти деньги шли не на какие-нибудь внебюджетные счета, а непосредственно в бюджет государства, чтобы к рукам ничего не прилипало. Но 100 долларов — это большие деньги. Если кто-то привык набирать тысячи людей из других стран, в том числе и из СНГ, то ему по этому закону надо будет заплатить сотни тысяч долларов. И сейчас стоит вопрос: не слишком ли это круто. Мы со своей стороны предлагаем: отмывайте российского производителя, вытаскивайте его из канавы, ставьте его к станку и тратьте деньги на его обучение хотя бы в ПТУ. Это выгоднее, нежели платить миллион долларов непонятно кому. Тем более, существует определенная система льгот в рамках налогообложения. Поэтому данная мера отнюдь не для того, чтобы оградить нас от трудовых мигрантов из-за рубежа, наши работодатели будут брать только тех, кто им нужен, а не землекопов, которых у нас и без того хватает.
Для российского МВД это дело не новое. Если посмотреть вглубь истории, то в столыпинский период система профтехобразования входила в систему МВД, также как и миграционная служба, называвшаяся Туземным комитетом. В любом случае, защита интересов российского работодателя и российского рабочего находится в сфере компетенции Министерства внутренних дел.
— В одном из последних интервью вы сказали, что Россия ежегодно нуждается в 1-1,5 миллионах мигрантов. Как вы считаете, возможно ли внутри страны изыскивать резервы для того, чтобы в центре Москвы дома строили не турки, а, к примеру, безработные жители Тульской или Ивановской области?
— Когда я говорил о 1,5 миллионах необходимых мигрантов, я имел ввиду экспертную оценку, данную экономистами, социологами, учеными, необходимую для поддержания нынешнего статус-кво российской экономики по ряду регионов. Но если мы консолидированными усилиями сумеем осуществить то, о чем я говорил — и миграционную квоту, и миграционную пошлину — тогда будет выгодно приглашать учить российских рабочих из разных регионов. Я не уверен, что мы должны апеллировать только к тульскому рабочему. В Москве было очень много и москвичей-строителей. А, например, в Англии к строительным профессиям мигрантов подпускают с большой неохотой. Там все преференции отдаются англичанину.
— Но ведь известно, что в современном Париже коренной парижанин никогда не пойдет работать даже таксистом?
— Я сейчас говорю о другом — о базовых элементах экономики. Так вот в Англии все преференции отдаются коренным жителям, а не тем, кто приехал. И это делается для того, чтобы собственная рабочая сила не утратила квалификации. Это задача вроде бы и не МВД, но в то же время ее мы должны постоянно стимулировать. Уже сегодня в Подмосковье в строительном деле заняты жители и Чувашии, и Мордовии, и республики Марий Эл и других регионов. И это как раз результат нашей политики. МВД, в рамках исполнения указа президента, выполнила две задачи: мы закрыли финансовые дыры по этой проблематике с беженцами на Кавказе, сэкономили до полумиллиарда средств, которые уходили непонятно куда. С другой стороны, налажены контуры полицейского контроля миграционных потоков, как во всем мире. Причем все проходит достаточно демократично. Последнее время, сталкиваясь с попытками ужесточения европейского миграционного права, можно говорить, что даже Гитлеру такого не снилось. Я это утверждаю на полном серьезе.
Если раньше мы говорили о приоритетности защиты социальных прав беженцев, то теперь речь идет о приоритете государственных интересов. Но в то же время ряд функций с МВД, на мой взгляд, необходимо снять. Строить должны строители, а не мы. Наша функция — только предоставление правового обеспечения, статуса. Для того, чтобы не заразить МВД коррупцией, эти вопросы надо решать в оперативном порядке.
— То есть, английский опыт у нас будет применяться?
— Безусловно. Но это не только английский опыт. Также работают наши коллеги и в Канаде, и в Китае. В этом плане очень интересные процессы сейчас происходят в Германии. Мало кто знает, что в Германии существует настолько жесткий закон о прописке, что Лужкову такое и не снилось. Там если у тебя две квартиры, и ты поехал из одной в другую на два дня, ты должен уведомить об этом полицию и весь аппарат. Если не уведомишь, получишь штраф. Я, когда столкнулся с этим, был просто потрясен.
— Известно, что в ближайшее время будет создан "черный список" незаконных мигрантов. На основе каких данных будет он создаваться?
— Если человек хотя бы один раз нарушил наши законы, но при этом не попал под действие уголовного законодательства, мы вправе его вносить в "черный список". Это понятие существует во всем мире. Сейчас создается мощная информационная база. В этом смысле, я прошу серьезно относится всех к миграционным картам. Во второй половине 2003 года мы проверим их эффективность. Все ОВИРы заполнены этими картами, подчеркиваю, бесплатными картами. Если есть хоть какое-то мздоимство, прошу всех сообщать нам об этом. С 15 февраля эти карты начинают выдаваться на границе. Подделывать карты — это глупо, потому что вторая половинка ее остается у нас, в МВД, и у пограничников. И на выезде, если что-то подобное обнаружится, то это уже будет серьезно.
А если говорить о привлекательности России, то могу привести статистику: если в 1992 году у нас было 10 миллионов въехавших в Россию, в 2001 — уже 26 миллионов. Это значит, что 26 миллионов потребляют тепло, воду, электричество, за которые надо платить. Поэтому у нас идет не ужесточение, а упорядочение.
Интервью вел Олег ГОЛОВИН

1.0x