Авторский блог Анастасия Ежова 00:00 25 февраля 2003

Ведерников – главный бас России

9(484)
Date: 25-02-2003
Александр Филиппович Ведерников — знаменитый русский оперный певец-бас, народный артист СССР, действительный член Академии народной музыки; обладатель многих наград, лауреат различных премий, в том числе и Государственной премии СССР. Многие годы сотрудничества связывали певца с Георгием Свиридовым, Ведерников был первым исполнителем многих его произведений.
Александр Ведерников наделен не только певческим даром — с раннего детства он великолепно рисует. Дома у певца висят его картины — в основном портреты членов семьи и друзей…
Недавно Александр Филиппович отпраздновал свое семидесятипятилетие, с ним встретился наш корреспондент.

КОРРЕСПОНДЕНТ. Прежде всего позвольте поздравить вас с 75-летием. У вас весьма многоплановая и насыщенная творческая биография. Вы были солистом Мариинского и Большого театров, стажировались и выступали в Ла Скала, занимались активной концертной деятельностью. Какие роли были для вас ключевыми, наиболее значимыми в творческом и мировоззренческом отношении? С чем это связано?
Александр ВЕДЕРНИКОВ. Я — русский человек. Поэтому наиболее значимыми являются для меня роли в операх русских композиторов: Сусанин в "Иване Сусанине" Глинки, царь Борис в "Борисе Годунове" Мусоргского, Кутузов в "Войне и мире" Прокофьева. Конечно, я исполнял партии и в прекрасных зарубежных операх, однако наиболее важна для меня именно отечественная опера, поскольку мы — люди православные, крещеные, а вся русская опера основывается на христианских ценностях: идеалах добра, сострадания, любви
КОРР. Вы говорите о значимости христианского фактора для русской культуры. Однако русская культура имеет множество аспектов, пластов...
А. В. У мусульман, например, тоже есть представление о Боге, у них есть пророк — Мухаммед, они поклоняются тому же Богу, что и христиане, просто у православных и мусульман несколько разное понимание Бога. Я говорю об основополагающей роли религии в культуре народа. Если выдавить из людей божественное, веру, они превращаются в стадо скотов, нишу божественного непременно займет сатанинское.
КОРР. Известно, что вы сотрудничаете с организацией "Басы России", в чем ее смысл?
А. В. Я с удовольствием принимаю участие во всех тех мероприятиях, которые устраиваются данной организацией. Существует мнение, что Россия — это страна басов. Я этой точки зрения не придерживаюсь, поскольку считаю, что у нас были и есть великолепные тенора. Тем не менее, так получилось, что практически во всех русских операх главная роль отводится басу, бас так или иначе оказывается в центре действия на протяжении всей истории оперы в России — вспомнить хотя бы знаменитого Шаляпина и многих других исполнителей.
КОРР. Как вы оцениваете нынешнее состояние и статус оперы в России?
А. В. Важно учитывать, что опера базируется на духовных ценностях. Она привлекает людей, жаждущих добра в условиях всепоглощающего сатанинства, погони за наживой и культивации безудержного обогащения. В молодости человек часто оказывается соблазненным внешним блеском, мишурой, еще не умеет отличать подлинное искусство от псевдоискусства, которое, к сожалению, завоевывает все большие позиции, завлекает нашу молодежь. Вот, например, мой сын в юном возрасте увлекался поп-музыкой, приносил какие-то пластинки, однако по прошествии определенного периода осознал ценность классической музыки. Что касается так называемых поп-звезд, то их "творчество" вообще нельзя назвать искусством, они напоминают ярко раскрашенные игрушки с новогодней елки. Тот же Филипп Киркоров — это просто никчемная, блестящая побрякушка, внутри которой пустота, во всем этом "шоу-бизнесе" нет содержания, единственная цель данной индустрии — обогащение, погоня за прибылью.
КОРР. В таком случае как вы относитесь к попыткам некоторых певцов совмещения оперной и эстрадной деятельности с учетом нынешнего состояния отечественной эстрады, о котором вы говорите?
А. В. Здесь необходимо сделать существенную оговорку. Эстрада бывает разная. В совмещении работы в театре с концертной деятельностью я ничего плохого не вижу, более того, данная практика весьма характерна именно для русских оперных певцов. Правда, в Европе на этот счет господствует несколько иная точка зрения. Когда я стажировался в Италии, в Ла Скала, маэстро Барра, мой наставник, учил нас, что певец должен полностью посвятить себя либо оперному искусству, либо концертной деятельности. В контексте же русской культуры, русской традиции оперной музыки подобное сочетание никогда не считалось зазорным, всегда было органичным. Что касается "попсы", то не может быть и речи о какой бы то ни было совместимости ее с оперой. Нельзя поклоняться двум богам, невозможно служить и Христу, и мамоне: и оперному искусству, являющемуся воплощением духовных ценностей, и так называемому "шоу-бизнесу", в основе которого — жажда наживы.
Наша страна тяжело больна, у власти находятся абсолютно антинационально, антирелигиозно настроенные люди, которые заняты преследованием, уничтожением русской культуры. Идет борьба. Борьба религиозная, борьба за наши души. Народ отрывают от своих исторических корней, от земли — а русское искусство все непосредственно связано с землей.
Беседовала Анастасия ЕЖОВА

1.0x