Авторский блог Алексей Цветков 00:00 24 декабря 2002

АПОСТРОФ

Кен Кизи.
Песня моряка.
(СПб: Амфора. 2002)
Талантливый пионер американской психоделии и вообще тертый калач Кен Кизи, проживший вторую часть жизни на тихой семейной ферме и отдавший богу душу год назад, оставил нам три романа: первый давно экранизирован Форманом, последний — «Песня моряка» написан в конце 90-х и просится на экран в жанре «северный вестерн». Талант Кизи очевиден -— это чувство точного литературного равновесия между бытовым юмором, внутренним бредом и авантюрным сюжетом, но главное: пронзительная любовь ко всему, что выжигает из нас своими удобрениями дивный новый мир. Современная Аляска выглядит в «Песнях» заповедником брутальных и романтических персонажей: криминальных авантюристов, северных аборигенов, полубезумных проповедников и «контуженных большой землей» приезжих. Джеклондоновская обстановка, марктвеновский юмор. Настоящее светопреставление начинается с того, что однажды в квинакский залив входит огромный корабль с расторопными голливудскими мечтателями, решившими превратить здешнюю независимую жизнь в популярный этнический телесериал. Сопротивление этому «проекту суахили» неожиданно объединяет всех.

Хорхе Семпрун
Нечаев вернулся
(М: Иностранка. БСГ — ПРЕСС. 2002)
Роман о пресловутом «прямом действии», которое никогда не кончается. В конце 60-х злые на систему сарбонарии уезжали в Латинскую Америку или устраивались на заводы, чтобы набраться там уму-разуму, и вот, в конце 80-х, они вновь в Париже стреляют с мотоциклов. Впечатление, что Семпрун, за которого спорят две литературы — испанская и французская, сочинял детектив: погони, слежка, сыщики, нелегалы, стрельба, но ради «другой аудитории», чтобы потрафить интеллектуалам, добавил в криминальный расклад сколько смог разговоров о Нечаеве, Бакунине, Сталине, Мао, Троцком и т. п., сделав героев и антигероев неожиданно политически грамотными.

1.0x