Авторский блог М. Ковров 00:00 24 декабря 2002

ШАРАШКА ЕСТЬ ШАРАШКА

52(475)
Date: 24-12-2002
Author: М. Ковров
ШАРАШКА ЕСТЬ ШАРАШКА
Канал "Культура" преподнес телезрителям новогодний подарок: спектакль московского "Театра на Таганке". Великий писатель (Солженицын), великий режиссер (Юрий Любимов), великий актер (Валерий Золотухин) — три в одном.
Солженицын (кто не знает) пишет в классической русской традиции, ведущей начало от Козьмы Пруткова, с его максимализмом ("жить не по лжи!"), с его любовью к коренному сочному русскому слову. Сейчас он пишет по словарям. Варлам Шаламов и все те, кто считает его произведения лживыми,— ошибаются. Это оригинальные исторические романы, в них история России XX века написана с точки зрения Козьмы.
"Цель всякой жизни есть смерть" — мстил Фрейд. А Солженицыну передали через третьи руки с искажением, что цель коммунизма есть смерть. Под эту мысль он и подверстал свои художественные исследования; получилась, может быть, и ложь в целом, но зато истина в частях. По расчету, за целое он должен был получить блага, а за части — уважение, так и случилось. Оригинальность подхода подтверждена Нобелевской премией, которой не удостоены ни Толстой, ни Чехов, ни Цветаева, ни Платонов. Он, как Бертран Рассел, который был женат восемь раз, написал трактат о святости брака и получил за него Нобелевскую премию по литературе!
К тому же, как известно, лжи не существует, в ее основе — правда, потому что всегда чего-нибудь хочется. Ему хотелось ехать, как Ленин, в охраняемом вагоне, но уже через всю Россию, и на каждой станции выходить и беседовать с народом как обустроить Россию. Осуждать — за это?..
Ведя переговоры с Ельциным о перевозке скарба, приветствует расстрел Верховного Совета. Устроившись, клеймит того, как уголовника. А кому не по душе, им — ответ: "Угодило зернышко промеж двух жерновов", печатается в "Новом мире" с продолжением. Технология также традиционна и описана Платоновым в "Чевенгуре": "Петр Федорович ловил мух и лущил их в руках со счастьем удовлетворения своей жизни".
Роман "В круге первом" разбит на крохотки (акты), Сталина играет Любимов: "Ты скажешь, а люди, чтоб — сделали. Ты укажешь, а люди, чтоб — шли. Лучше этого, выше этого — ничего нет. Это выше, чем богатство". Собственно, ему и играть ничего не нужно. "Таганка" — классический тоталитарный театр: он скажет, актеры, чтоб — сделали, ну и так далее... Достижения Любимова-режиссера уникальны, у него все актеры — статисты, он в том числе, и — никаких переживаний, ему главное — придумать, как поставить. Но ведь если у актера талант, его ж не спрячешь, и Золотухин, талисман Таганки (Любимов говорит: это наш "домовой"), стал писать книжки, работать в избирательных кампаниях, он — демократ:
Водитель. Шеф сказал: Мне неудобно, но, может быть, Валерию Сергеичу нужна девушка?
Валерий Золотухин. А кто оплачивать будет?
Водитель. А вот, шеф дал.
Валерий Золотухин. Сколько здесь? (Водитель называет сумму) А сколько стоит девушка? (Водитель называет, она в пять раз меньше) Давай ("На плахе Таганки", с.526).
Разницу он переводит на строительство храма, следуя своему кумиру, Солженицыну (тот учредил литературную премию, в сребрениках, своего имени). Книжка закуплена Фондом Сороса для бесплатной рассылки в библиотеки России.
Примечание редакции: на самом деле Рассел был женат шесть раз.

1.0x