21 и 22 ноября студенты театрального института "Школа Русской драмы" и общественность Петербурга отметили 75-летие со дня рождения Игоря Олеговича Горбачева — яркого представителя советского театра, впитавшего в себя благородные качества времени, достоинства и особенности мастеров русской сцены.
Творческий путь юбиляра начался ровно 50 лет назад. Рассказывать об Игоре Олеговиче, это значит касаться жизни старейшего театра страны и самого большого театрального коллектива России, в котором он проработал 48 лет; рассказывать о взлете советской драматургии, о школе искусства переживания, о великих актерах Черкасове, Толубееве, Симонове, Меркурьеве, Борисове, Чеснокове, Лебзак, рассказывать об общественной деятельности театра и лично Горбачева.
Полнокровная жизнь Советского государства отражена в судьбе И.Горбачева — народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, ученого и общественного деятеля. Наша газета адресует почитателей таланта артиста к интересной книге Татьяны Борисовны Забозлаевой "Игорь Горбачев", в свое время глубоко исследовавшей творчество мастера.
Задача нашего очерка другая. Мы попытаемся передать некоторые мысли и чувства популярного актера и гражданина о времени и о себе.
ПОКА БЬЕТСЯ СЕРДЦЕ... Вот уже 10 лет поднимается Игорь Олегович Горбачев на 5-й этаж дома № 6 по улице Чехова. Там его театральный институт, там его студенты, которых он ласково зовет детьми.
10 лет назад, оказавшись в водовороте реформ и сразу почувствовав их опасность, он воссоздал частный вуз, затем, чтобы сохранить разрывающуюся связь времен в русской культуре, чтобы образовать некий мостик, по которому могли бы пройти завтрашние хранители творчества русских и советских классиков — Островского, Чехова, Гоголя, Горького, Леонова, Арбузова, Афиногенова, Малюгина, Розова, последователей школы Станиславского.
Тогда, в конце 80-х годов, мало кто мог предположить, что реформы в России задуманы для уничтожения мощного государства с его неповторимым этносом и культурой. Но с трибуны XXVII съезда КПСС Игорь Горбачев уже говорил на съезде КПСС о своем тревожном предчувствии:
"Понимание культуры только как развлечения, как примитивной службы быта не просто наивное заблуждение, это — трагическая ошибка. Мы ... утратили широту взгляда на жизнь, скатились на позиции абстрактного гуманизма, пацифизма, на позиции внеклассных понятий добра и зла. Смещаются ориентиры, зажигаются и ярко горят ложные маяки".
Однако этим словам, сказанным с волнением, болью и беспокойством, не придали значения. Игоря Олеговича не услышали, как и других делегатов съезда, да и не хотели услышать. И он, не имея рычагов влияния на новую власть, поставил перед собой скромную, но важную задачу: в меру сил сохранить в Человеке русскую духовность, русскую добродетель, русскую веру, русскую совесть, русскую силу.
На том же съезде И. Горбачев упрекнул театральных деятелей: "На современной сцене практически полностью отсутствуют героико-патриотические пьесы... исторические события и славные времена. Их образы, их истинно народный характер — вот живая нить, связывающая нас с нашей историей. Обрывая ее, мы тем самым неизбежно отсекаем от себя основные источники нашей духовной жизни". В союзе с перестройщиками мастера культуры все-таки оборвали эту святую нить. Результат очевиден.
...Ежедневно, как только позволяет здоровье, Игорь Олегович Горбачев поднимается на пятый этаж в свой институт, к своим детям, как мастер, как отец, озабоченный физическим и духовным их состоянием.
"Я С ВАМИ, ЛЮДИ" Так И. Горбачев говорил всегда, когда приезжал на творческие встречи в отдаленный колхоз, на завод, работающий в круглосуточном режиме, в научно-исследовательский институт, в зону катастрофы. Потребность идти к людям, быть с ними он почувствовал в блокадном Ленинграде. Тушил зажигательные бомбы. Помогал, как мог, старикам, читал в госпиталях стихи раненым солдатам. Бредущая по улицам города смерть научила Игоря понимать цену жизни и людям. Опаленный блокадой, он всю дальнейшую жизнь и свои поступки будет проверять совестью. Как художник, как руководитель, как зам. председателя Комитета защиты мира, как Гражданин. Я не знаю человека, который бы обратился к Горбачеву за помощью, и он не оказал бы ее.
Вот только один пример. 1986 год. Взрыв Чернобыльской АЭС прогремел на весь мир. На самом высоком верху проходило много закрытых и открытых совещаний и бесед, на которых И.Горбачев присутствовал как общественный деятель. Он знал о предстоящих катастрофических последствиях радиационного облучения, но когда к нему обратились с просьбой приехать в Брянскую область хотя бы на один день, он согласился. На момент звонка я был у него в кабинете. Мне показалось, что Горбачев поспешил дать согласие на поездку, я пытался помешать ему, напоминал о многочисленных делах в театре, о собственном здоровье, о радиационной опасности наконец. А Горбачев как будто не слышал, думал о своем. Через минуту взглянул на меня каким то новым, изучающим взглядом: "Может быть, поедем вместе? К нам обратились люди из зоны беды...".
Через день мы были уже в Брянске. В обкоме партии И.Горбачева назвали драгоценным гостем и спросили, где ему интереснее выступить: на телевидении, в театре или в филармонии, а он предложил отправить его к людям, живущим ближе к эпитцентру взрыва... 15 дней мы ездили по дорогам Брянщины. Побывали в Унече, Клинцах, Новозыбкове. 35 творческих встреч по 1,5-2 часа провел мастер в красных уголках, общежитиях, крупных залах, размышлял о своем театре, играл фрагменты ролей Кутузова и Экзюпери, читал прекрасные стихи, отвечал на вопросы, рассказывал о своей работе в Комитете защиты мира, о той благодарности, которую выражали Советскому Союзу во всех странах за помощь, за мирные инициативы, понимание других народов...
После встреч с И. Горбачевым люди обычно не расходились. Он прощается, а его просят просто посидеть с ними. И если бывала такая возможность, он садился среди своих зрителей и улыбаясь произносил: "А теперь рассказывать ваша очередь".
Через паузу, довольные, что их будет слушать дорогой гость, люди говорили и говорили. О себе, о товарищах, о делах и проблемах. На одной из таких встреч вышел коренастый, спортивного вида мужчина с крупным лицом и поседевшей головой. Он долго молчал. Зал не острил. Не бросал колких реплик — было видно: человек волнуется. Минута прошла, другая.
— Мы ведь знакомы более тридцати лет, Игорь Олегович. — Седой человек начал говорить, сдерживая волнение. — Нет, не напрягайте память. Вы меня не знаете, да и тех моряков, которые вас боготворят так же, как я, вы тоже наверняка не знаете. Но в 1955 году вы, не подозревая этого, спасли жизнь целому экипажу корабля... Да, да. Вот как это было...
И человек рассказал, как много лет назад он, молодой матрос, оказался на корабле, терпящем бедствие. Вышла из строя система управления связи. Корабль лег в дрейф. Какое-то время экипаж держался. Заканчивались вода и продукты. Норма питания сокращалась каждый день. Команда нуждалась в моральной поддержке. В этой обстановке помощник капитана по политчасти предложил посмотреть недавно полученный кинофильм "Любовь Яровая". После окончания картины моряки взбодрились. Долго обсуждали увиденное событие. Особенно их увлек матрос Швандя. Пять дней вместо обеда и после ужина по просьбе команды "крутили" фильм про их "кореша" — матроса Швандю. Моряки сдружились, свыклись с ним настолько, что когда вернулись на базу после перенесенного испытания, то единодушно попросили командира перед выходом на берег показать еще раз полюбившийся им "фильм с матросом", которого так узнаваемо, правдиво, озорно сыграл молодой артист Игорь Горбачев.
Надо было видеть, как взволнованный рассказом старого матроса, широкоизвестный и любимый в народе артист обнимал своего сверстника, свою юность. Слов не было. Они как будто слились воедино — два разных человека, две судьбы, объединенные русским духом, советским искусством, общностью чувств и мыслей.
В эти минуты присутствующие в кинотеатре люди забыли о радиации, о постигшей их беде. К ним, в отравленную зону, не боясь облучения, приехал большой художник, авторитетный общественный деятель, добрый человек!
Приезд И.Горбачева на Брянщину вызвал волну новых начинаний работников культуры. В районы области выехали бригады артистов филармонии, во многих городах и селах прошел фестиваль фильмов с участием И.Горбачева. Наряду с "Любовью Яровой" зрители долго аплодировали кинофильмам "Операция Трест" и "Укрощение огня", как будто Игорь Горбачев, исполняющий роли разведчика Якушева и ученого космического центра Огнева, был с героями фильмов здесь, рядом с ними.
35 встреч, 35! — провел Горбачев в зоне повышенной радиации. Это были радостные встречи с народом, которым я был свидетель. Таких поездок по стране, где популярный артист шел к людям, было много. Очень много.
ВОЗВРАЩЕНИЕ АРБУЗОВА 21 ноября 2002 года в историю русского театра вписана новая страница. На Александринской сцене состоялся студенческий спектакль "Школы русской драмы" по пьесе советского драматурга А. Арбузова "Годы странствий". Тысяча зрителей в течение четырех часов сопереживали героям советского времени. И стоя аплодировала педагогам школы, встрече с новыми талантами и возвращению Арбузова.
Какое удивительное соединение фактов. На улице Чехова, чье имя всю жизнь боготворил И. Горбачев, находится его театральный институт. На завершающем этапе обучения студенты взяли для защиты диплома самую сложную пьесу — "Годы странствий", написанную его любимым драматургом полвека назад. С этой пьесы в роли Александра Ведерникова начался путь молодого артиста Игоря Горбачева. С этой же пьесой вступают в жизнь на профессиональной сцене его студенты!
Когда заходит речь о том далеком его прошлом, мастер светлеет:
— Это была встреча со счастьем, в которое было трудно поверить. Меня пригласили в знаменитую труппу старейшего театра страны, где трудились неповторимые по дарованию и мастерству актеры. Я получил предложение сыграть роль Ведерникова, о которой в ту пору можно было только мечтать...
Но это было полвека назад. С той поры много воды утекло. Ушел из жизни драматург, не стало великой прекрасной страны, которой восхищался весь мир, постарел Игорь Горбачев, надломилась в обществе нравственность, так украшавшая советского человека. Казалось, какой там нужен Арбузов, если выворачивают наизнанку Шекспира и Грибоедова, уродуют Мольера и Чехова, тащат на потребу Чайковского, Островского, Гоголя... И все-таки Арбузов вернулся!
Спрашиваю студентов: почему взяли именно Арбузова? Откровенно признаются, что было предложено несколько пьес разных авторов, но когда И.Горбачев прочитал "Годы странствий", ребята остановились только на ней. Подбрасываю студентам провокационное утверждение о старомодности пьесы, а они активно, наступательно парируют.
— А что такое современно? Пороки, цинизм, зубоскальство? Современно то, что возвышает людей... Человек должен идти в театр за советом, за помощью, за чистотой. Сегодня во многих театрах прописались хамство, пошлость, эстетствующий примитив. От всего этого Игорь Олегович нас уберег, привил способность отторгать ущербную, убогую литературу... Своей культурой, уважительным и бережным отношением к нам, актерам, только вступающим в жизнь, он помог посмотреть на мир с любовью, радостью и надеждой... Мастер учил нас добру, в котором сам жил. У него повышенный градус справедливости, а это многого стоит.
Спектакль заслуживает обстоятельного, профессионального разбора в толстом журнале, потому что является весьма значительным событием в культурной жизни Петербурга и России.
Я присутствовал на нескольких спектаклях, показанных в учебном зале института для учащихся школ, студентов вузов, военнослужащих. И вот он идет в первом театре страны. Приведу только несколько фраз, услышанных в антрактах и после спектакля.
— Какие прекрасные люди жили тогда. И чувства, и поступки несравнимы с нашими... Приходится завидовать. За распущенностью, выстрелами, детективами стоят пустота, никчемность.
— Они немного старше нас, но им удалось прочувствовать атмосферу той далекой жизни. Прочувствовать и передать нам. Мы познакомились с прошлым, которое, к сожалению, плохо знаем.
— До спектакля я думал, что такие девушки, как Люся, Ольга, Нина, есть только в мечтах, сказках, а они вот, рядом. Для меня это очень важно. — Я невольно спросил ученика лицея:
— Вы ходите в театр?
— Да.
— А подобные спектакли видели?
— Нет.
Беседую с учительницей лицея.
— Какое впечатление произвел на вас спектакль?
— Как будто мы присутствовали при Чуде. Перед нами возникли наша жизнь, наша молодость и любовь... Чудо еще в том, что актеры, не знающие наших переживаний, сумели передать глубину и чистоту наших чувств. Чудо и в том, что вместе с актерами волновались и переживали мои старшеклассники. А это можно считать взаимной победой. И радостным Чудом.
— Все герои Арбузова с Божьей отметиной. Особенно понимаешь это сейчас. В ту войну с врагом люди вышли победителями, яркими, окрепшими, сильными, а в эту — с демократами — подурнели.
— Меня восхитила Люся. Сколько в ней женственности, наивности, ласки. Вроде и нет в ней внешней классической красоты, а как пленительна она, как чиста... А финал! Чувствуя, что ее муж, отец ее дочери возвращается к ним, она, переполненная счастьем, говорит и говорит о дочке, о школе, о себе, а сама светится так, как будто вот-вот сейчас улетит к небесам и на весь мир закричит: к нам вернулся папа!
Я записал на диктофон слова самых разных зрителей. И все они сводились к высокой оценке спектакля.
Прошло полвека, а искренняя, добрая драматургия 50-х годов жива и востребована. Она, как ветвь огромного прекрасного мира. К этой ветви и прикоснулись студенты Горбачева. Молодым актерам удалось все. И посчастливилось вдвойне: они выполнили дипломную работу на "отлично", и первый профессиональный актерский шаг совершили из мечты на Александринскую сцену! Вот их имена: Владимир Колчанов, Александр Иванов, Екатерина Оборина, Светлана Малецкая, Дмитрий Дмитриев, Любовь Коняева, Анна Щеглакова, Ксения Розова, Илья Божко, Анастасия Магунова, Иван Кожевников, Александр Маков, Антон Пулит, Николай Авдеев, Полина Невзорова, Анастасия Никитина, Элина Кривомазова, Артем Алексеев, Владислав Юрчекевич, Сергей Авдеев. Если учесть, что вместе с ребятами над дипломным спектаклем увлеченно работали такие прекрасные мастера, как режиссер, заслуженная артистка России Татьяна Петровна Кулиш и заслуженный художник России Александр Леонидович Дубровин, то можно с уверенностью сказать, что "Школа Русской драмы" выпустила готовый театральный коллектив, способный автономно жить, творить, работать. Пьеса Арбузова касается полярных сторон человеческой нравственности: от подлости до светлого порыва и великодушия. Бурный прием студенческого спектакля позволяет надеяться, что театр возвращается к главноей своей задаче — сеять доброе, высокое, вечное.
Еще раньше, до спектакля, И. Горбачев, отвечая на вопрос, почему он взял пьесу Арбузова, сказал.
— Я считаю, что мы погибнем не от атомной бомбы, дефолтов, кризисов и подобных демократических страшилок. Мы уже гибнем от безнравственности.
Из всех человеческих чувств самое сильное, творческое плодотворное и одновременно самое сложное и таинственное в своих законах чувство — Любовь. Сюда и направлены нынче стрелы новоявленных дам и господ, шоуменов и шаманов: принизить, развенчать, превратить любовь в отхожую потребность...Как нежное растение погибает без тепла, чистоты и света, так и человек без высоких и нежных чувств превращается в сорняк.
Если мы хотим попытаться остановить процесс разрушения морали и личности, мы должны вернуться к советской литературе и драматургии. К Леонову, Горькому, Афиногенову, Малюгину, Розову... И к Арбузову!
Мысль И.Горбачева бесспорна, но ведь наверняка с ней будут спорить:
Размышление о времени Андрей БОБЫЛЬКОВ. 75 лет позади, Игорь Олегович. Судьба отнеслась к вам благосклонно. Вы прожили яркую, насыщенную, полнокровную жизнь. В течение многих лет вы называли себя счастливым человеком. Почему же сейчас в ваших глазах грусть и боль?
Понятно, что наступающая старость радости не несет, но чувствуется, кроме почтенного возраста, вас тревожит еще что-то. Что?
Игорь ГОРБАЧЁВ. Ну, старость никому не приносила радости. Да и не в ней дело. Помните, у Есенина:
Все мы, все мы в этом мире тленны
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты на век благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Старики спокойно оставляют этот мир в том случае, когда они уверены, что их дети и внуки сохранят все то лучшее, что сделано их руками. И следуя примеру отцов и дедов, пойдут дальше, украшая землю-матушку делами своими.
А.Б. А что, разве ваши студенты огорчают вас?
И.Г. О нет, мои студенты дают мне силы жить. Меня радуют они. Кажется, я уберег их от поверхностного понимания актерской профессии. Думается, что мои студенты выросли до осознания ответственности художника перед обществом, в котором они живут. Но общество-то наше расколото, и рычаги управления обществом находятся в руках далеко не всегда справедливых и богобоязненных людей. Что мы видим сегодня? Вот на вас курточка импортная, да? Так и у других. Бытовая техника, машины, телефоны, телевизоры, компьютеры, лекарства, продукты — почти все импортное. Мы начинаем привыкать к этому. Но покупая иностранное, мы работаем на благополучие других государств, а наши высококлассные мастера, изобретатели, ученые, конструкторы существуют без настоящей творческой перспективы. А ведь это прямой путь к вырождению национального интеллекта.
Да, к началу реформ, то есть до разгрома Советского государства, мы имели похуже автомобили и были похуже одеты. Кто же с этим спорит? Но дело отнюдь не в бездарности советского человека, не в советском способе хозяйствования, как внушают народу сегодняшние СМИ, а в устаревшей несменяемой власти, в однопартийной и командно-административной системе. Вот что надо было реформировать. Не открывать шлюзы для иностранной продукции, круша свои заводы и фабрики, не разбазаривать издательства, киностудии, телевизионные каналы, а предложить своей технической и творческой элите создать на уровне мирового стандарта все, что востребовано народом.
Совсем недавно уровень образования и здравоохранения в нашей стране — это общепризнанный факт — был лучшим в мире. До сей поры наши корабли выше классом, чем у других государств, наш уничтожаемый ВПК до сих пор способен создавать космические системы и аппараты лучше, чем в США.
Так неужели собственными научными центрами и КБ мы не сумели бы создать предприятия, способные выпускать необходимые нам изделия и товары?! Но нет — мы вывозим по дешевке сырье и рабочую силу, а свою страну превратили в рынок сбыта дядиной продукции, в проходной двор для извращенцев. Такое может быть только по злому умыслу. У меня есть право так утверждать — я хорошо знаю свою Родину, был знаком со многими успехами Советского государства. Я лично видел гениальных людей на крупнейших заводах, полигонах, в космических и научных центрах.
Фильм "Укрощение огня" передал укрупненно, в динамике работу космического центра, возглавляемого академиком Сергеем Павловичем Королевым. Съемочная группа общалась с уникальными специалистами, которые творили Чудо без музыки и режиссуры. Это я видел своими глазами...
В Ленинграде я подружился с прекрасным, волевым, сильным человеком, который на пустом месте в Сибири выстроил мощный завод. Его судьба и подвиг легли в основу драмы "На пределе возможного". Каждый раз, когда он, человек-легенда, приходил на спектакль, зал его приветствовал стоя. Это факт из биографии нашего театра.
Мы все меньше и меньше слышим о непревзойденном в мире хирурге Федоре Григорьевиче Углове и стали забывать прекрасного хирурга и организатора Святослава Федорова, а ведь мой Крымов в спектакле "Пока бьется сердце" был прообразом этих великих людей, которых я знал лично.
Мы создаем легенды о западных клиниках, имея гениальных врачей. Разве это не позор? Когда я слышу, как порочат Советскую власть, чтобы прикрыть творимые сегодня государственные преступления, конечно, я страдаю. Страдаю вместе со всеми, кого еще не успели оглупить слуги Запада — демократические перестройщики.
А.Б. Так что же вы принимаете или отвергаете в происходящих в стране переменах?
И.Г. Вы так ставите вопрос, как будто сами что-то одобрили. Я отвергаю все. Капитализм не может быть полезным обществу. Так как он по своей природе преступен. Он строит благополучие одних на обмане и унижении других. Капиталист безнравственен, хитер и коварен. Он, как злой гений, стоит за спиной талантливого человека, за телом красивой женщины, за смертельной наркотической иглой.
Все сказанное подтверждают события последнего десятилетия: начиная с международной аферы с ваучерами. Захочешь перечислять — устанешь. Достаточно привести в пример всего два фильма. Итальянский многосерийный фильм "Спрут" и наш "отечественный" многосерийный фильм "Бандитский Петербург". В них образно показан срез капитализма, его страшная суть.
Если социалистические идеи будут погублены, капитализм станет могильщиком всей человеческой цивилизации.
А.Б. Мрачная картина. Что — и нет выхода?
И.Г. Выход, на мой взгляд, есть. О нем неоднократно заявляли многие общественные деятели. В нашей стране достаточно талантливых ученых, инженеров, офицеров, хозяйственников, способных направить свои силы на благо Отечества. Если бы Владимир Владимирович Путин нашел в себе силы и мудрость сплотить их вокруг себя, то потребовалось бы совсем немного времени, чтобы возродить страну, ее экономику, обороноспособность, образование.
Россия не имеет права быть союзником США, рассматривающими планету Земля как свою собственность.
Вспомним события XX века: атомное уничтожение японских городов Хиросимы и Нагасаки, стремление истребить народы Никарагуа, Конго, Вьетнама, Кампучии, Ирака. Мрачный список преступных действий США пополнился уничтожением Югославии и началом войны в Афганистане. США ведут себя все развязнее и наглее. Только восстановление потенциала и мощи России может урезонить агрессивность и ненасытность "золотого миллиарда" и уберечь народы всех стран, в том числе и нашего государства, от исчезновения.
А.Б. Большинство учителей и родителей заявляют, что такие телевизионные шоу, как "Империя страсти", "Большая стирка", "Окна" и подобные им, начавшие свой путь от Елены Хангы, уводят мальчишек и девчонок от разума, стеснительности, лишают их понятия стыда и достоинства. А шоумены утверждают обратное, дескать в новом поколении идет раскрепощение. Познание самого себя и даже ссылаются на высокие рейтинги. Каково ваше мнение?
И.Г. Но этот рейтинг как раз и свидетельствует о деградации молодежи. Согласитесь, копание ниже пояса открытий и возвышенных чувств не приносит. Ну куда это годится — в стране еще недавно живущей по нормам высокой культуры, насаждается убогость мысли, праздное потребительство, плотские отношения.
Вспомните, какие изумительные были программы! Один только профессор Капица сколько света и знаний нес людям! Недавно же Станислав Куняев в передаче министра культуры (!) огорченно сказал о том, что прекрасных писателей, одаренных, молодых русских поэтов не жалуют на телевидении. И это правда. Бесконечно жаль, что высшее изобретение и достояние человечества — телевидение — находится в руках группы сексуально озабоченных персон, зубоскалов, халявщиков, Иванушек, не помнящих родства.
Все это удручает. Как будто мы подошли к концу света. Визг, вой, искусственное веселье за которым слезы. Особенно обидно за Николая Фоменко. Он мой давний ученик. Очень талантливый эмоциональный актер. Его природные способности достойны лучшего применения. А он сейчас витийствует, не жалея ни себя, ни молодежь. Когда талант работает на потребу хорошего не жди.
А.Б. Что бы вы сделали, имея власть?
И.Г. Я бы распорядился ею, как рекомендует дедушка Крылов. Я бы "власть употребил".
А.Б. А как же демократия, свобода?
И.Г. Какая демократия, какая свобода? Я не вижу демократии, а вместо свободы существует вседозволенность. А вот если власть скажет (только власть должна быть народной), что это вредно моему народу, — это и будет демократия, забота о здоровье нации.
Но нынешняя власть, опираясь на телевидение, создает видимость борьбы, и то борьбы не с причиной, как должно быть, а со следствием. Тут, согласитесь, никакой гений не поможет. Нужно выбирать другую Власть. Нужно, говоря словами Маяковского, "открыть окна и двери" России, вымести завезенные с Запада болезни. Проветрить помещения всех каналов телевидения и вернуть их государству.
А.Б. Газета "Завтра" открыта для всех, кому больно от победы Зла над Добром и Созиданием. Ее читают многие депутаты, министры, чиновники, самые разные люди, в том числе и люди вашей профессии, Игорь Олегович. Что бы вы хотели им сказать?
И.Г. Дорогие мои соотечественники! Я нахожусь в том возрасте, когда кривить душой и раздваиваться ни к чему. Я обращаюсь прежде всего к людям, не имеющим двойного гражданства. Не позволяйте делить вас на красных и белых. Нельзя в начале XXI века повторять ошибки века ушедшего. Объединитесь во имя спасения своего Отечества. Выберите своими депутатами на местах и в Государственную думу только тех, кого вы хорошо знаете по их делам, кому не безразлична судьба нашей с вами Родины.
Тот, кто обещал вам повышение зарплаты и пенсии, улучшение здравоохранения и лучшей жизни, тот посмеялся над вами. Прошедшие 10 лет свидетельствуют об ухудшении жизненного уровня большинства населения нашей страны. Поезд так называемой демократии необходимо остановить — впереди пропасть. В нынешних условиях нам могут помочь только представители социалистической ориентации, такие, как Жорес Алферов, Сергей Глазьев, Юрий Савельев...Надо перекрыть дорогу во власть тем, кто голосует за продажу земли, распродает сырье, выключает в домах и больницах свет.
Русские бизнесмены, коммерсанты, предприниматели! Вы наверняка знаете, что вас в народе называют плохими словами. Огульно, всех. Но я-то знаю много коммерсантов, ведущих свои дела по правилам честной игры. Однако в начале перестройки, когда Гайдаром был провозглашен лозунг "Первый капитал не пахнет", вы вынуждены были действовать в предложенных условиях, чтобы выжить. Этот лозунг толкнул вас в объятия тех, кого в народе прозвали мародерами. Даже если Россия исчезнет с карты Земли, а вы будете жить, вас и ваших детей так или иначе будет преследовать клеймо "непахнущего мародерского капитала". Большинство из вас талантливые люди. Зачем таланту прятаться за дискредитированные символы: "коммерсант", "предприниматель", "бизнесмен"? Мне нравится мнение многих простых людей, считающих, что жить богато, ездить на дорогих машинах, и представлять мнение народа в Законодательных учреждениях, должны изобретатели, конструкторы, ученые, инженеры, занимающиеся конкретным делом профессионально и плодотворно. И неважно — государственное это дело или частное. Важно, чтоб их труд вливался "в труд моей республики".
Преуспевающие коллеги по цеху, актеры! Вспомните скромность, благородство наших учителей. Обратитесь к высокому одухотворяющему искусству. Люди нуждаются в нем. И не "кайфуйте" на телеэкранах перед голодным народом. Это ведь как пир во время чумы.
И два слова я бы хотел сказать нашему президенту.
Уважаемый Владимир Владимирович! Судьба вознесла вас на самую вершину государственной власти. Жизнь стремительна. Каким вы войдете в историю? Я убежден, что вы не относитесь к той категории людей, которые заявляют, что после них "хоть потоп". Кем вы будете для потомков: спасителем государства и защитником своего народа, или последним разрушителем своего Отечества и губителем русской цивилизации? Эти вопросы задают миллионы граждан. Принимая окончательное решение, помните, пожалуйста, что за матушку-Россию из века в век отдавали жизни лучшие сыны и дочери нашего народа. Не забывайте об этом. Большинство населения страны до сих пор смотрит на вас с надеждой.
Желаю вам мужества и совестливости при решении государственных дел.
“РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ” Когда был выключен диктофон, И. Горбачев помолчал немного, вхдохнул и сказал безотносительно, как бы про себя: “В основу основ русского характера я ставлю совесть. Куда только ни приводили муки совести русского человека... Ему с жизнью расстаться было легче, чем с совестью. Наш Достоевский, наш Чехов, наш Горький, наш Шолохов, наш Арбузов, наш Малюгин, наш Розов... Что влекло, удручало, толкало в неведомое, разводило с ближними их героев? Совесть!!!”
Горбачев улыбнулся своей бесхитростной улыбко.
— Все. Интервью окончено. Передайте Александру Андреевичу Проханову мои самые наилучшие пожелания. Я преклоняюсь перед его неутомимостью, энергией, ясностью мыслей. С большим интересом читаю его книги. Был бы помоложе, взялся бы инсценировать его смелый роман "Господин Гексоген". Ну да это сделают и без меня. Настанет время. Газета "Завтра" не оставляет равнодушным никого, кто ее читает. Авторский коллектив ясен в изложении мысли, объективен в оценке событий и мужественен в сегодняшних условиях. Открываешь свежий номер газеты, и отмечаешь: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет".
Юбиляр встал. Была видна усталость и волнение. Как бы оправдываясь, сказал:
— Надо идти на сцену. Жаль, что юбилей мой проходит в трудное время. Что скажут обо мне люди сегодня? Что я им скажу?..
И пошел из гримерки № 10 к установленному для него креслу.
Когда занавес открылся, переполненный зал взорвался аплодисментами. Все пространство сцены заполнено фотографиями сыгранных актером ролей. Зрители вспоминают годы, героев, уровень спектаклей, свои чувства. Около трех часов длился праздник юбиляра, — праздник памяти театралов, праздник благодарных учеников. Это был бурный, эмоциональный поток приветствий и цветов. Первых лиц, по понятным причинам, не было. Зачитывались телеграммы от президента страны, губернатора города, министра культуры... Но много хороших слов услышал И. Горбачев от своих друзей. Было видно, что он испытывает особое чувство, когда читались приветствия от дорогих ему товарищей по духу: отважного художественного руководителя МХАТа им. Горького Татьяны Васильевны Дорониной, доброго драматурга Виктора Сергеевича Розова и гениального хирурга Федора Григорьевича Углова, сидящего с семьей в левой ложе.
Однако особым глубоким смыслом было наполнено шествие выпускников актерских курсов, учившихся в свое время у И. Горбачева начиная с 1961 года! Они шли курс за курсом, заполняя всю площадь сцены, засыпая своего Учителя цветами!
Затаив дыхание, слушали зрители и актеры слова, сказанные Игорем Олеговичем. Он говорил немного. Понимая, что подобных встреч с друзьями и таким переполненным залом может не быть, он говорил о сокровенном, завещая людям беречь русский язык, русскую культуру, русскую душу. А когда И. Горбачев произнес повторяемую им ранее последнюю фразу: "Не изменяйте своей совести. Попробуйте изменить действительность", — зал был готов нести его на руках, как знамя. Этой фразой И. Горбачев вновь подтвердил свою верность гражданскому долгу.
Особенно было символично, когда не изменивший своему народу любимый артист стоял рядом с последним секретарем Ленинградского обкома КПСС Юрием Павловичем Беловым, так же не изменившим своим социальным, нравственным, партийным убеждениям. Такие люди всегда вызывали уважение как у друзей, так и у врагов.
Зал и сцена долго аплодировали друзьям, живущим на пределе возможного. Наверняка кто-то подумал, перефразируя поэта Твардовского: "Они стоят не ради славы — ради жизни на земле!"
ОТ РЕДАКЦИИ
Дорогой Игорь Олегович!
Редакция газеты "Завтра" присоединяется к миллионам ваших поклонников, поздравивших вас с прекрасным юбилеем. Полвека вы несли советским людям мужество, веру, любовь. Казалось бы, что можно уйти на "заслуженный отдых", как того хотела демократическая власть, освобождая вас, мыслящего по-советски, от художественного руководства знаменитого театра. Но вы в строю. Вы — учитель. Вы — общественный деятель. Мы горды, что именно вас, представителя актерского цеха страны, избрали вице-президентом и постоянным членом президиума Петровской Академии наук и искусств. Желаем вам вдохновения, сил и нового набора актерского курса!
Живите долго. Вы нужны людям.