Авторский блог Владимир Бондаренко 03:00 2 декабря 2002

ВИРТУАЛЬНАЯ РОССИЯ

49(472)
Date: 03-12-2002
Author: Владимир Бондаренко
ВИРТУАЛЬНАЯ РОССИЯ
В Петербурге в конце ноября состоялась международная конференция "Русский мiр — проблемы и перспективы". Конференция была задумана как продолжение Международного Форума русской интеллигенции, состоявшегося в мае 2000 года. Тема была предложена важнейшая: формирование Русского мiра, как единой цивилизации, включающей в себя Россию и все многочисленные русские диаспоры дальнего и ближнего зарубежья. Чем не тема для объединения всех созидательных сил России, всех политических направлений, обеспокоенных судьбой России и русской культуры. Кто из нас будет возражать против "колоссальной Вселенной, объединяющей людей, говорящих по-русски и воспринимающих мир в параметрах русской культуры"? Поэтому, когда мне предложили поучаствовать в работе конференции от Союза писателей России, я с радостью согласился. К тому же я достаточно хорошо знаком с жизнью русских диаспор в дальнем зарубежье, подолгу бывал и в русской Америке ( в Ново-Дивеево, Джорданвилле, Монтеррее, форте Росс, Санкт-Петербурге, что в штате Флорида, и т.д.), в русской Германии ( в Мюнхене, Штутгарте, Франкфурте-на-Майне), в русской Франции, Англии, Бельгии … Мне кажется, имею представление о том, что объединяет русскую диаспору, что не дает ей распасться в течение десятилетий.
Я приветствовал аплодисментами глобальный проект, предложенный Андреем Столяровым, Сергеем Переслегиным и другими видными питерскими интеллигентами. Свой цивилизационный проект "Русского мiра", противопоставленный "Атлантическому проекту", опирающемуся на мощь США, "Европейскому проекту", "Китайскому проекту", "Исламскому проекту". Если у нас не будет своего цивилизационного проекта, мы всего лишь вынуждены будем существовать в рамках чужого, скорее всего "Атлантического проекта". Тут уже не до идеологических и эстетических разногласий с либеральными интеллигентами, готов сосуществовать в одном зале вместе со своим давним оппонентом Даниилом Граниным, сопредседателем Международной ассоциации "Русская культура"…
Я обеими руками за это обозначение — проект "Русский мiр", с которым мы входим в третье тысячелетия, предлагая свою цивилизационную модель антикризисного будущего. Но что же предлагают нам питерские либералы, разработавшие проект? Что будет связывать воедино весь русский мiр? Не поторопился ли я со своими аплодисментами Даниилу Гранину и его коллегам? Оказывается, итогом международной конференции "Русский мiр — проблемы и перспективы", привлекшей внимание и нашего МИДа, и Межпарламентской ассамблеи, и других серьезных государственных и общественных организаций стал глобальный проект всемирной России, где осознанно не нашлось места ни собственно русскому этносу, ни Православию и православной культуре. Еще задолго до подведения итогов и обсуждения резолюции, где организаторы конференции вынуждены были дать слово и своим оппонентам, в том числе и мне, во всех базисных докладах заранее давался отпор и этническому русскому компоненту, и православному религиозному компоненту при формировании русских диаспор за рубежом. Как жестко сформулировал профессор СПбГУ Александр Замалеев: "Русский мiр не должен быть связан с Православием…". Писатель Андрей Столяров говорил о необязательности этнического начала в диаспоре. "К Русскому мiру могут принадлежать люди самых разных национальностей, конфессий и социальных укладов… западные диаспоры могут дать России капиталы, новейшие технологии и умение с ними работать…"
Что за бред? Кто и во имя чего даст России даже в виде инвестиций крупные капиталы и новейшие технологии? С каких пор западные диаспоры начнут работать на Россию и её цивилизационную модель, отвергая ту атлантическую или общеевропейскую, в которой они живут и существуют? Тем более, если в этом русском цивилизационном проекте нет места ни русскости, как этническому началу, ни Православию, как вероощущению русского мира? Это какая-то Россия без русских. Когда же Столяров стал говорить о некоем общем виртуальном пространстве, где через Интернет на русском языке будут общаться миллионы людей по всему земному шару, обмениваясь новейшей информацией, в зале раздался общий хохот. Пожалуй, дельными я бы назвал лишь выступления директора института стран СНГ Константина Затулина и проректора СПбГУ Владимира Трояна, свое мнение выразили на круглом столе "Русский мир и Православие" епископ Константин, ректор Духовной Академии и зам. Председателя правления петербургского отделения нашего Союза писателей Виталий Розе… Но, увы, общий настрой конференции определялся не ими, а воинственными сторонниками "Русского мiра" без русскости и без Православия. Я будто попал на конференцию воинствующих безбожников. Во времена Емельяна Ярославского…
Представьте азербайджанскую диаспору в Москве, изымите из неё этнических азербайджанцев, освободите от Ислама, что останется? Что объединяет поляков в США? Никакая любовь к польскому кино не спасёт "польский мир", если в нем не будет ни католичества, ни этнических поляков. Каждый еврей в мире знает, что он всегда может автоматически стать гражданином Израиля, но также это гражданство может получить и человек, принявший иудаизм. Этнические немцы из Казахстана, Поволжья или Венесуэлы имеют право на гражданство Германии. Только русскость нигде не ценится, ни нашим государством, ни нашей интеллигенцией. На конференции посчитали, что для образования могучего "Русского мiра" достаточно одного элемента — русскоязычности. Конечно, русский язык объединяет, но долго ли держится русский язык, когда нет ни религиозной, ни этнической ценности? Внук Петра Столыпина уже не знает русского языка. Сын Андрея Синявского — французский писатель. В любой русской диаспоре спустя десять-пятнадцать лет после выезда из России объединяющим моментом, как правило, становилась принадлежность к православной церкви. Даже атеисты или непоследовательные христиане, не желающие терять русскость, за рубежом начинали по воскресеньям посещать церковь. И все бредовые проекты виртуальной интернетной России, мечтающей перегнать крупные капиталы в Россию, как бы умно не излагались либеральными профессорами из СПбГУ, так и останутся прожектами. Конечно, "Русский мiр" на самом деле шире этнической русскости, конечно, не все русские центры за рубежом состоят только из православных прихожан. Но без Православия и без русскости русская диаспора существовать не может. Это аксиома. Жаль, что она недоступна многим русским интеллигентам. В результате питерская международная конференция со столь заманчивым названием всего лишь искала облегченный вариант встраивания в глобальный "Атлантический проект", используя русский язык, как радиостанция "Свобода", для дальнейшей колонизации русского сознания.

1.0x