Авторский блог Оксана Тимофеева 03:00 18 ноября 2002

Апостроф. Альдо Нове

Альдо Нове. "Супервубинда". — М.: Ad Margi-nem, 2001, 340 с.
О современном человеке, о потребителе, как-то приятнее говорить в третьем лице, тем самым робко отгораживаясь от наступающего на пятки, назойливого масс-медийного мира. Однако Альдо Нове (это, конечно, псевдоним) ничуть не стремится блюсти чистоту морали литературного письма. Он предоставляет слово тем самым персонажам, чье сознание уже напрочь загажено рекламой и телевизором, а речь — полувнятным жаргоном, характерным как для подростка, так и для пятидесятилетнего мужчины.

В коротких рассказах-исповедях, часто обрывающихся на полуслове, герои не только описывают себя, свой мир, свой супермаркет и любимые телевизионные шоу. Между делом они повествуют о гнусных преступлениях, о мелких грешках и слабостях, всегда связанных с чудовищным одиночеством человека, отчужденного от других и от самого себя, погребенного под лавиной вещей. Гротескные бытописания самого новейшего из миров, черный юмор, в котором ирреальность смерти неотделима от гиперреальности потребительского угара, наваливаются на читателя с безудержным ритмом.

Подросток зверски убивает родителей за флакон неправильного шампуня; крашеная блондинка пятидесяти лет мечтает о знаменитости; фирма по производству сувениров предлагает дистрибьютеру серию стеклянных шариков "Покойный Феллини, припорошенный снегом" по случаю смерти режиссера; семнадцатилетний парень, нелюбимый женским полом, изобретает "мордорубку", чтобы отомстить за свою обиду; известный горнолыжник разбивается насмерть, но его труп все еще продолжает участвовать в соревнованиях, снабженный специальным двигателем, так как смерть не оговорена в контракте со спонсором; собиратель книг обнаруживает, что этот мир сделан из йогурта…

Этот йогуртовый мир не так безобиден, как могло бы показаться. На фоне иллюзорности вещей человеческая драма и насилие обретают иную, парадоксальную форму. Они происходят из непредсказуемости и непоследовательности сознания, распадающегося, как фрагменты рекламного ролика. Это довольно веселая, но недобрая итальянская проза. Очень злая итальянская проза, своим вниманием к низшим человеческим проявлениям возносящая читателя на высоту депрессии.

1.0x