37(460)
Date: 10-09-2002
Author: Михаил Пятаев
ЧУЖАЯ ВЛАСТЬ
Собственно, это была уже вторая попытка Амана Тулеева пообщаться с Владимиром Путиным на вверенной кемеровскому губернатору территории. Первая ознаменовалась временным превращением Новокузнецка в столицу мировых единоборств. Однако тогда столичный владыка на приманку любимого им некогда дзю-до не клюнул, предпочитая подлодки подсечкам.
На этот раз подготовка к приему велась долго, масштабно и тщательно — в надежде, что грядущие выборы заставят нынешнего президента озаботиться, наконец, общением с некоторыми субъектами Федерации, среди которых Кузбасс далеко не самый последний. Так оно и получилось: глава государства посетил Новокузнецк и Междуреченск. Как его встречали в Междуреченске, не знаю — не был, а вот про гостеприимство по-новокузнецки рассказать могу.
Похоже, в город стянули силы правопорядка со всего Кузбасса: вдоль предполагаемого маршрута движения президентского кортежа за каждым вторым столбом, а кое-где просто за каждым,— стояли сотрудники милиции. Не удивлюсь, что при таком радении криминалитет в других городах Кемеровской области мог "отпраздновать" высокий визит по-своему, в привычном ему стиле. Тем более, что привлеченные для обеспечения безопасности президента силы находились в Новокузнецке не один день — накануне была проведена своего рода генеральная репетиция. Впрочем, вряд ли нам доведется доподлинно узнать, был ли всплеск правонарушений по области в эти дни, или всё каким-то чудесным образом обошлось.
А вот безразличие к происходящему на лицах подавляющего большинства людей в форме и с погонами было видно без всякого труда. Многие из этих мужиков провели не одну спецкомандировку в Чечне, не раз смотрели в глаза смерти, так что они очень хорошо понимали цену своего нынешнего "столбостояния", хотя приказы начальства и не обсуждаются...
Что уж говорить о простых рабочих людях? Зарплату им хозяева-приватизаторы в честь визита не прибавили, цены на продукты и жилищно-коммунальные услуги никто снижать и не собирался, да и никаких иллюзий относительно того, что ситуация в городе как-то изменится к лучшему, ни у кого не было. Да и как иначе, если действия местных чиновников попросту еще раз указывали нашему народу, что власть считает его быдлом. Вот, например, шли разговоры о том, что перед каждым предполагаемым визитом Путина производится реконструкция рабочего профилактория "Озерный", после чего цены на путевки туда резко поднимаются. Более того, реконструкция прошла в настолько "пожарном" режиме, что всех отдыхающих из "Озерного" вежливо попросили убраться, правда, возместив стоимость "недобранных" ими дней. Уже за неделю до приезда главного федерального чиновника милиция начала "профилактику", по нескольку раз в день гоняя с грязного, необорудованного пляжа на прилегающем к профилакторию Чёрном озере всех, кто хотел искупаться или порыбылить карасиков-пятачков. Это чтобы заранее отвадить потенциальных террористов и облегчить себе жизнь непосредственно в день визита.
Другое дело, что нога президента в "Озерный" так и не ступила, поскольку он решил переночевать в небольшом, скрытом от посторонних глаз гостевом дворце в Саду Металлургов. И что же? Жители ближайших к Саду домов были немедленно предупреждены о том, что на время пребывания высокого гостя им запрещены прогулки по двору, а также открывание окон и форточек. Один из работяг, на чьи деньги, собственно, создавался и этот Сад, и этот дворец, всё-таки решил по привычке покурить на балконе. Немедленно снизу раздался мегафонный голос, потребовавший под угрозой стрельбы на поражение уйти с балкона и закрыть за собой дверь.
И вот с таким страхом перед народом вся эта чиновная братва, хоть региональная, хоть федеральная, хочет жить в России спокойно, "укреплять вертикаль власти"? Да все эти идиотские "меры предосторожности" — неизбежная расплата за 15 лет "демократизации" и капитализации нашей страны, в которой они чувствуют себя то ли иностранными туристами, то ли оккупантами!
С улиц и площадей Новокузнецка на время визита исчезли (тоже под угрозой расстрела?) многочисленные нищие старики, грязные больные бомжи, беспризорные дети, армия наркоманов и пьяных. По маршруту визита срочно "отремонтировали" дорогу, закатав асфальт прямо в лужи и нанеся новую качественную разметку. И много разных иных мелких мерзостей заметили люди в поведении этой чужой им власти, которая, оказывается, знает, что такое хорошо и что такое плохо, но ставит своей целью не вылечить язвы шестисоттысячного города, а припрятать их, или хотя бы припудрить то, что спрятать невозможно.
И главный "слуга народа" показал, что понимает и одобряет такие цели. Он ведь не пошел на кладбище, где массово захоронены новокузнецкие шахтеры, погибшие после перехода угледобывающих предприятий на эффективную рыночную экономику, а рядом, как павший скот, без креста или звезды, без имени лежат тысячи моих земляков, доведенных ельциными, путиными, чубайсами и гайдарами до новой разновидности человеческих существ — БОМЖ. Он никогда не увидит, как на привокзальной площади Новокузнецка, прямо напротив новенького "макдональдса", уже добрый десяток лет и в дождь и в снег на теплом ржавом листе, прикрывающем теплотрассу, буквально живут трое-четверо беспризорных детей. Зимой, в сильный мороз, они прячутся по пояс в теплый парящий люк, локтями ложатся на края, а головы засовывают в целлофановые пакеты, куда выдавили клей "Момент",— "шабят". Вам знакомо это слово, "шабить", господин президент? Нет?! Странно. "Мочить в сортире" вы знаете, а "шабить" — нет. Может быть, оно знакомо вашим детям? Я понимаю, у вас другие интересы, а о беспризорниках вы вспоминаете лишь тогда, когда приходит время показать себя радетелем народным — да и то на словах. Я рассказал здесь только об одном люке. А вообще в моем городе — многие десятки километров теплотрасс и многие сотни таких люков. Так что технически город достаточно оснащен. И можно себе представить, что произойдет, когда последователи Чубайса начнут отключать в нем зимой свет и тепло...
Еще я расскажу, как Новокузнецк стал родным для меня, моим городом. Четверть века назад, еще студентом, я приехал сюда на соревнования по тяжелой атлетике. Вышел на парадное крыльцо того самого железнодорожного вокзала, у которого теперь, в отсутствие президента Путина, кормятся и греются стайки беспризорников и бомжей. Был конец марта, солнце стремительно превращало снег на газонах и асфальте в потоки воды. От меня такими же сверкающими солнечными лучами уходили в город три широких красивых проспекта и улица. И на фасадах четырех угловых домов полукругом сверкали строки великого тезки нынешнего маленького президента, поэта Владимира Владимировича Маяковского: "Я знаю, город — будет, / Я знаю, саду — цвесть, / Когда такие люди / В стране советской есть". Вот с этой неоновой строки я и влюбился в Новокузнецк, созданный трудом сотен тысяч моих соотечественников, он стал родным для меня городом.
С приходом к власти "либералов" строки Маяковского, бывшие фактически девизом города, убрали с привокзальной площади — якобы под видом ее реставрации. Город ждет более десяти лет, однако бессмертные строки на место не возвращены. "Новорусские" чиновники украли у города его лицо, его душу.
Какое-то время назад вижу на обочине рекламный щит: "Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть..." Неделю назад вижу на другой обочине другой рекламный щит: "Я знаю, город будет..." А вчера, в самом центре города, еще один, с рекламой какого-то сока: "Я..." Выборочная забывчивость временных "хозяев жизни" достигла предела. Ничего, им еще всё вспомнят и напомнят.
г.Новокузнецк
1.0x