34(457)
Date: 20-08-2002
Author: Ольга Генкина
ФЕНОМЕН МУХИНА
Юрий МУХИН. Убийство Сталина и Берии. — М.: Крымский мост, 2002.
Феномен писателя и публициста Юрия Мухина понятен лишь в контексте фантастической российской действительности последних пятнадцати лет. Когда он, дипломированный инженер-металлург, в начале 70-х променял украинскую степь на казахскую — это было типично для выпускника советского вуза. Его карьерный производственный взлет из молодых специалистов в крупные руководители тоже вписывался в стандарты обычной судьбы умного энергичного человека эпохи СССР. Естественно, что гибельное раскачивание "лодки" под названием "СССР" прежде всего встревожило производственников. Люди дела, они первыми почувствовали смертоносную опасность "наклона" страны в сторону Запада с его апологетикой рынка, способного в одночасье обрушить экономику огромного государства. Они пытались сопротивляться, но были обречены — Союз был уничтожен. Казахстан стал “ближним зарубежьем” Грянувший вскоре девятый вал Казахской приватизации не оставлял выбора: принять навязанные правила игры или оказаться "за бортом". Первый вариант открывал путь в олигархи, второй — в прозябание и нищету. Мухин выбрал третий: бескомпромиссную борьбу с новой реальностью, которая заставила кардинально изменить жизнь.
Из провинции “русского-зарубежного” города Eрмак, из просторных корпусов огромного металлургического завода, где он занимал немалую руководящую должность и имел, прямо скажем, очень хорошее материальное положение, в Москву, с её доселе не известной ему новой, буржуазной ипостасью и столь же непостижимой амбивалентностью политиков, за спинами которых (тех и других) маячил с довольной ухмылкой Меркурий — античный бог коммерции, ради которого продавалось всё и вся, ради которого была разрушена великая страна.
В столице “новой России” его никто не ждал и не хотел знать, поэтому ему, подобно бальзаковскому герою из "Утраченных иллюзий", приходилось пробиваться и закрепляться в ином социальном слое с немалым риском для новообретенного профессионального статуса. По большому счету он так и не нашел себе места в Москве: среди патриотической оппозиции он — борец-одиночка. Его оружие — перо. Он оттачивал его на страницах газеты "День" (нынешней "Завтра"). Семь лет издает собственную газету "Дуэль", надеясь ленинским способом собрать соратников для борьбы за подлинную демократию. Отсутствие гуманитарного образования компенсируют безмерная страсть к познанию, компьютерная изощренность ума и эмоциональная безудержность, нередко граничащая с некорректностью словоизъявления. Его вызов столичным тусовкам созвучен поэтическому демаршу Марины Цветаевой: "Одна из всех — за всех — противу всех!", хотя товарищ Мухин и не подозревает об этом созвучии.
Кипучая натура незакомплексованного провинциала с душою следопыта и взыскательного ревизора позволяет ему вторгаться на запретные территории большой политики или высокой науки и… посрамлять ее адептов. Так было, например, с книгой "Катынский детектив" 1995 года издания о судьбе пленных польских офицеров в СССР, которую до сих пор спрашивают на книжных развалах. Это документальное расследование в увлекательной детективной форме создало небывалый прецедент в практике межгосударственного парламентаризма: депутаты польского Сейма обращались в нашу Думу с запросом по поводу "Катынского детектива".
В списке мухинских удач книга "Убийство Сталина и Берия", уверена, займет подобающее место. Уже через месяц после выхода она стала бестселлером, заняв первую строчку в списке лучших книг документального жанра по данным продаж. Этот факт обходится молчанием в таких изданиях, как "Книжное обозрение", "Аргументы и факты", "Независимая газета" и другие. Это печально. И не столько для самого автора, сколько для нашей декларированной демократии, вдруг побрезговавшей очевидным рыночным аргументом. На всякого мудреца довольно простоты, а на современных российских политиков вместе с сервильными историками оказалось довольно Юрия Мухина, чтобы явить миру самую большую сенсацию минувшего и, возможно, нынешнего веков: убедительную версию мотивов и методов, использованных партийной номенклатурой СССР для того, чтобы физически и морально уничтожить двух крупнейших политических деятелей нашей и мировой истории — Сталина и Берия.
Это очень информационно емкая книга. Несмотря на взрыв интереса к Сталину и соответственный спрос на документалистику о нем, Мухину удается отыскать в биографии вождя, как модно говорить, исключительно эксклюзивные подробности, которых нет в других современных исследованиях. Конечно, самые впечатляющие страницы жизнеописания Сталина под пером Мухина — это полководческое творчество вождя в годы Великой Отечественной войны. Тут Мухину нет равных в раскрытии особенностей стратегического мышления советского генералиссимуса, обеспечивших истинное превосходство над германским гением в лице всего командующего синклита из окружения Гитлера.
С не меньшей любовью и восхищением рисуется деловой портрет Берия, катастрофически не совпадающий с тем, какой закреплен в нашем сознании. Тугоумного и несамостоятельного читателя подобная беспорочная парсуна может ввергнуть в шок, защититься от которого можно только, вступив в спор с автором, но попробуй с ним поспорить! Логика его безупречна, документальных свидетельств выше головы, еще больше праведного желания отыскать истину. Ищущий да обрящет, потому везение сопутствует Мухину на путях всех его концептуальных поисков. Находки ошеломляют, хотя далеко за ними ходить не приходится. Зная, что лукавый прячется в деталях, Мухин с особым тщанием перечитывает известную и мало известную мемуаристику, вылавливая чайной ложкой разнящиеся нюансы. Плодотворен ли этот метод? Если количество способно к качественному переходу, то — бесспорно.
По большому счету, "Убийство Сталина и Берия" — это своеобразное введение в государствоведение, открытый доступ к механизмам управления, функционировавшим на верхних этажах государственного устройства всю советскую эпоху. В отличие от скучных учебников по обществоведению данное "учебное пособие" словно угль, пылающий огнем — так велик запал авторских чувств, выплеснутых на страницы: от любви к героям до ненависти к врагам. Кто был поджигателем — тоже ясно: трубадуры-филистеры горбачевской "перестройки", которая в отличие от сталинской, обращенной к народу, замышлялась против народа, а мудрого вождя рядом не оказалось.
Теперь о главном, что главнее убийства и что оставлено на финал: прогноз на будущее. Он логично вытекает из всего вышеизложенного со всеми историческими перипетиями и уголовными завихрениями. Он страшен: автор в оглашении его беспощаден, как палач. Единственное утешение — ошибочная расстановка сил на политической арене ближайшего будущего, допущенная Мухиным. Думается, черный пессимизм автора — больше следствие его одиночества, чем проницательного ума.
…В передаче "Русский век" Андрей Караулов голосом драматического актера расспрашивает умнейшего человека России ученого-лингвиста Вячеслава Иванова о нашей новейшей истории. Например, о Сталине. Умница Иванов, сын писателя-большевика Всеволода Иванова, как последний совковый обыватель, презрительно роняет: "Зачем говорить о ничтожествах: Сталин, Гитлер! Гитлер был чистым невротиком, а Сталин — сумасшедшим…" И это говорит мой бывший педагог, профессор, доктор наук, любимец гуманитариев Московского университета?! От стыда за российскую элиту хочется провалиться сквозь все этажи моего дома. Профессор, да почитайте Мухина — это вы не проходили!
1.0x