32(455)
Date: 06-08-2002
Author: Иван Ленцев
ГРЕФ-ФРУТ
Впервые персона Германа Оскаровича привлекла к себе внимание автора в процессе поиска программы долгосрочного развития России, родившейся в недрах Фонда "Центр стратегических разработок", упоминание о которых замелькали в печати с конца 1999 года. Поражал и обнадеживал уровень обсуждения разработки — премьер-министр, правительство, президент. Потом как-то плавно перешли к разговорам о принятии документа в качестве идеологической доктрины стратегического направления развития страны на долгосрочную перспективу. Пахнуло родным и знакомым — "Программой построения коммунизма", "Решения исторического ХХ… съезда партии — в жизнь", вот только настораживало одно — сама программа оставалась недосягаемой и загадочной. Отсутствие публичного обсуждения объяснялось странной причиной — "большим объемом Программы ( несколько сот страниц) и трудностью ее освоения неподготовленными читателями"…
Продолжая свои поиски, в сентябре 2001 года автор обнаружил официальный сайт этого самого Фонда "Центр стратегических разработок" (www. csr.ru) и пребывал в полной уверенности, что уж где — где, а здесь-то он найдет эту таинственную программу! Тем более, что сам Фонд ЦСР, да и господин Греф вместе с ним, вынырнули из политического небытия именно для решения этой глобальной теоретической задачи.
Первое впечатление было обнадеживающим — неведомые миру специалисты Центра выражали благодарность за предоставленные материалы 44 организациям самого разного калибра, национальной принадлежности и направленности. В одной компании оказались солидные научные и учебные заведения, такие как Институт экономики РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, экзотические, богом и людьми забытые осколки имперского прошлого в лице Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая и уж совсем шарлатанские организации, созданные для выкачивания бюджетных денег в лице Бюро экономического анализа и прочих "независимых" фондов и "институтов".
Более внимательный анализ участников банкета выявил одно настораживающее и в то же время закономерное обстоятельство — за исключением Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН и уже упоминавшегося Санкт-Петербургского ГУ — все коллективные авторы располагались в славном городе Москве. Можно даже поспорить, что в пределах Садового кольца. Во всей стране не нашлось НИ ОДНОГО учебного или научного учреждения, мнение которого было бы интересно Центру стратегических разработок и господину Грефу лично. Эдакий домашний московский "междусобойчик" на тему "как НАМ обустроить Россию".
Программы в материалах Центра не было. Вообще. Так же, впрочем, как и других материалов, на основе которых она якобы разрабатывалась.
Зато был раздел под названием "Дискуссия", где и предлагалось развернуть широкий обмен мнениями интернет-общественности, постепенно переходящий во всенародное обсуждение. Прошу читателя обратить внимание, что сам сайт был организован в декабре 1999 года, а описываемые события происходили в сентябре 2001 г.
Народ, он и есть народ, поэтому результаты "широкого обсуждения", в котором к сентябрю 2001 года приняло участие чуть более ста человек, венчала короткая, но исключительно точная характеристика, опубликованная одним из ее неведомых участников. Более двух недель словесная пощечина в виде, прости меня господи, матерного словечка "Х...я" — красовалось на официальном сайте Центра стратегических исследований на посмешище всей России и всякого сущего в ней языка в масштабах планеты. С дурака какой спрос — но модераторы сайта куда смотрели? Для знающего человека ответ очевиден — никуда они не смотрели. Плевать хотели с высокой колокольни "стратеги" и на ЦСР и на Программу и на всенародное обсуждение в целом.
Может и прав был господин Греф, скрывая все эти годы свое убогое детище? Из всех участников дискуссии программу читал только один человек — Д.А.Конаныхин, да и тот находится в федеральном розыске за немыслимые хищения сотен миллионов долларов в начале 90-х годов и проживает в настоящее время в США. По содержанию концепции реформирования России кроме него не высказался НИ ОДИН участник дискуссии.
Ваш покорный слуга в конце концов нашел и прочитал главный труд главного капиталистического идеолога под названием "Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу". Бог им судья, этим неведомым Иудам Искариотам от экономики, приложившим свои руки к созданию этого уродца, зато теперь я знаю, почему не получилось всенародного обсуждения "Основных направлений". Нормальный человек никогда не поверит, что эта псевдонаучная бредятина написана для реального использования. Дабы закрыть эту тему и не быть голословным, приведем цитату из раздела "Реформирование образования":
"Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Для решения этой задачи приоритетными ориентирами для образования личности становятся:
— способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений;
— толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
— правовая культура: знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства".
Уважаемый читатель, если вы решили, что это лишь часть текста, посвященного проблеме формирования новой, пореформенной личности будущего капиталистического россиянина, то сильно ошибаетесь. Это исчерпывающая цитата. Какая лаконичность в изложении идеологии государства на ближайшие 10 лет в фундаментальной, заглавной области жизни общества — образовании!
Интересно, а в ЦСР знают такие слова, как Родина, честь, совесть, долг, трудолюбие, верность семье, помощь старикам, воспитание детей, сострадание, научные знания, национальная культура, защита Отечества? Какие огромные уши Джорджа Сороса торчат из-под новомодного словечка — толерантность! Программа воспитания рабов по американской указке и на американские деньги.
Вы думаете, что все так безобидно? Подумаешь, ребята из Москвы еще немного денег срубили, написали очередную "филькину грамоту", да кто ее читает? Ошибаетесь. Один, но конкретный пример. В Локтевском районе Алтайского края заведующая отделом народного образования руководствуется программой Сороса по воспитанию толерантности у школьников. В глубинке, в деревне. Думаете, она понимает, что делает? Скорее всего, нет, но деньги считать умеет. Сколько по России таких заведующих, и сколько их еще будет?
Подведем промежуточный итог. Имеется очень странный документ, каким-то образом относящийся к деятельности правительства России. Его авторство приписывается Грефу Герману Оскаровичу, практически официально исполняющему обязанности идеолога капиталистической перестройки. Естественно, возникает вопрос, кто этот спаситель отечества, титан мысли и духа, на которого опирается президент и его команда в деле строительства экономического будущего государства?
Результат предпринЯтого по этому случаю расширенного поиска в Рунете получился на удивление скудным и однообразным. В электронных публикациях в основном излагались биографические данные и пересказывались некоторые анекдотичные зарисовки из жизни Германа Оскаровича. Не будем повторяться и попробуем отделить зерна от плевел.
Утверждается, что дед Германа Оскаровича приехал в Россию из Германии в 1913 году и в качестве профессора греческой филологии (или философии — здесь источники расходятся), преподавал в Санкт-Петербургском университете. Зададим себе несколько вопросов. Для преподавания в Санкт-Петербурге подданному иностранного государства необходимы минимум две вещи. Международный научный авторитет и знание русского языка. Знал ли дедушка Греф русский, и если да, то где он его учил? Что произошло с подданным кайзера Вильгельма после начала боевых действий между Германией и Россией в 1914 году? Как семья пережила революцию и дальнейшее строительство социализма в отдельно взятой стране, в особенности 1937-1939 годы с захлестнувшей страну шпиономанией? Так или иначе, но сам собой напрашивается вывод о тесном сотрудничестве выходца из Германии с Советской властью.
Следующий этап, на который обращают внимание биографы Грефа,— переезд семьи в Казахстан в 1941 году. Называют это по-разному: ссылкой, эвакуацией, но в обоих случаях считается, что именно это обстоятельство позволяет причислить Германа Оскаровича к потомственно репрессированным и делает его ненавистником существовавшего строя по определению.
Позвольте с этим не согласиться. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, а к 10 июля группа армий "Север" вышла на окраины Ленинграда. С сентября 1941 года кольцо блокады замкнулось. Кто и почему помог скромному профессору филологии выбраться в первый же месяц войны из будущей многомиллионной братской могилы? Этому может быть два объяснения. Первое — Грефы хоть и выходцы из Германии, но отнюдь не немцы (только ради бога, не записывайте меня в антисемиты!). Второе — только одно всесильное ведомство того времени могло позволить себе заботу об отдельно взятом специалисте с таким размахом. Лично я склоняюсь ко второму варианту.
Почему семья не смогла после войны вернуться в обезлюдевший Ленинград? Очевидно, дедушка к этому времени уже умер, к тому же эвакуированные Грефы могли раствориться в массе репрессированных немцев Поволжья.
8 февраля 1964 года на просторах Павлодарской области социалистического Казахстана в сельской семье электрика и экономиста родился мальчик, Греф Герман Оскарович. В этот же год Генеральным секретарем КПСС был избран Леонид Ильич Брежнев.
В 1971 маленький Герман пошел в первый класс и к 1981 году благополучно закончил глубоко провинциальную сельскую школу. Судя по всему, без золотой медали. Как и положено в годы застоя, был он октябренком, пионером и комсомольцем. Дальше начинается чудо. Герман Оскарович едет в г.Москву и поступает на экономический факультет МГИМО. Интересно было бы почитать его комсомольские характеристики.
Только не говорите мне, что в семье общались по-немецки и юный абитуриент в совершенстве знал язык. МГИМО советских времен — это не просто учебное заведение — это счастье в его материальном воплощении, это пажеский корпус и лицей времен А.С.Пушкина в одном флаконе. До Германа Оскаровича сопоставимый по масштабу подвиг совершил только один человек — Михайло Васильевич Ломоносов.
Что случилось в 1981-1982 учебном году в первопрестольной, остается тайной, о которой сам герой нашего расследования предпочитает вообще не упоминать, но счастье его было недолгим, и несостоявшийся советский дипломат или разведчик сменил московское общежитие на солдатскую казарму. Может, именно здесь следует искать истоки будущей непримиримости реформатора?
В тот же год умерли Леонид Ильич Брежнев и Михаил Андреевич Суслов, бессменный "главный идеолог партии" при Генеральном секретаре.
Два года, с 1982-го по 1984-й, бывший студент МГИМО служил во Внутренних войсках МВД СССР, как пишут его биографы — в спецназе ВВ. Полно вам! В 1984 году государство еще не собиралось вести войны на своей территории со своим народом, и внутренние войска выполняли в основе своей старую добрую работу — конвойную. Служил Герман Оскарович в конвойных войсках и действительно мог входить в группу специального назначения, предназначенную для поимки беглых преступников и подавления бунтов в колониях. Ничего благородного и романтического в этой службе нет. Собачья работа.
Судя по дате окончания юридического факультета Омского государственного университета, 1990 год,— Герман Греф был принят в ВУЗ осенью 1985 года. Что он делал с момента увольнения в запас в 1984 году? Какое это имеет значение? Очень простое — уволенные в запас воины Советской Армии принимались на так называемые рабочие факультеты без экзаменов, после года обучения автоматически зачислялись вне конкурса на выбранную специальность, в том числе и на всегда престижный юридический факультет. Вот это похоже на правду — провинциальный деревенский молодой немец пробивается к знаниям через армию и рабфак, спасибо родной Советской власти!
Следующий этап в биографии Германа Оскаровича — преподавание в Омском университете. Некоторое время — как сказано в анкете. Лукавят биографы!
Как и кто порекомендовал молодого выпускника в солидный, почти столичный университет — остается загадкой, но, тем не менее, вернулся внук в родной город деда-профессора — прямиком в гнездо Собчака Анатолия Александровича. Вот там-то и пересеклись и слились воедино и надолго дорожки бывшего студента, молодого аспиранта и профессора юридического факультета университета.
Работу в Питере Герману Оскаровичу подобрали не пыльную — юрисконсульт Комитета экономического развития и имущества администрации Петродворцового района г.Санкт-Петербурга. Это, конечно, не прокуратура, не милиция и даже не адвокатская контора, зато не прошло и года, как Герман Оскарович уже в кресле председателя комитета. Аспирантура, судя по "вехам трудового пути", получалась заочной. Дальнейший пересказ биографии будущего "русского Маркса" не представляет интереса — ни дня не работал Герман Оскарович в "реальном секторе экономики": не торговал, не воровал, лес не валил, металл не варил. Чиновник до мозга костей. Причем чиновник в худшем его варианте: полная независимость от каких-либо реальных забот государства и его граждан — только бумажки разрешающие выписывает.
Один раз приложился Герман Оскарович к реальному делу на излете своей питерской карьеры — попытался реформировать по своему разумению ЖКХ Санкт-Петербурга, так дело чуть не дошло до массовых беспорядков, и "местечковые реформы по Грефу" пришлось срочно прекратить.
Последнее замечание — в 1994 году окончил-таки Герман Оскарович аспирантуру юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Для справки — аспирантуру нельзя просто так "окончить". Это все равно, что сказать — в таком-то году перестал ходить в школу. Аспирантура — это такое время, которое государство дает будущему научному работнику для написания кандидатской диссертации и при этом еще платит ему стипендию. Достойно завершить этот период можно только одним способом — банкетом по случаю защиты этой самой кандидатской. Не потянул Греф Г.О. на степень кандидата юридических наук. Да и зачем это ему, распорядителю дворцов и особняков Санкт-Петербурга и будущему творцу стратегии развития России в ХХI веке?
18 августа 1997 года — еще одна переломная дата в биографии Грефа — в этот день был убит Михаил Маневич, председатель Комитета по управлению государственным имуществом г.Санкт-Петербурга, финансовый гений "питерской команды" и непосредственный руководитель Германа Оскаровича. Спустя две недели, 2 сентября этого же года, бешеные кони смутного времени подхватили носителя "лучших черт немецкого народа" и унесли его к вершинам немыслимой карьеры.
Вот и подошли мы с вами, уважаемый читатель, к главной теме нашего разговора.
Рассматривая жизненный путь Грефа Германа Оскаровича, его образование, профессиональные навыки, свойства характера, житейский опыт, можем ли мы найти там объективные предпосылки, свидетельствующие о том, что этот человек способен выполнить возложенную на него задачу — в одиночку выработать долгосрочную стратегию развития России? Можем ли мы предположить, что он способен объединить вокруг себя академиков и докторов от экономики, научных и управленческих профессионалов, реальных хозяев экономики страны, всех неравнодушных к судьбам государства и заглянуть в будущее нашего народа? Ответ очевиден — нет, ни при каких условиях.
Уважаемый читатель, вы, наверное, обратили внимание на "немотивированное" появление в нашем рассказе фигуры Суслова Михаила Андреевича? Он тоже был назначен на должность главного идеолога — чем все закончилось, вы знаете. Вот только по масштабу личности и опыту работы "серый кардинал Кремля" посерьезнее Грефа будет.
Какими соображениями руководствовался Путин Владимир Владимирович в своем кадровом выборе, нам остается только догадываться. Будем надеяться, что это не было продиктовано ему враждебными России силами или, что хуже — не было шагом отчаяния, одиночества и бессилия.
Совсем последнее замечание. Существует легенда, согласно которой стадо баранов может прыгнуть за козлом-вожаком в пропасть или спокойно пойти на бойню. Бог с ним, с козлом, не хотелось бы оказаться баранами.
1.0x