Авторский блог Николай Анисин 03:00 17 июня 2002

СТО НАРОДОВ - ОДНА ПРОБЛЕМА

25(448)
Date: 18-06-2002
Author: Николай Анисин
СТО НАРОДОВ - ОДНА ПРОБЛЕМА (Заметки со встречи политиков и ученых на Кубани)
В степи — жара. В горах — дожди. На море — шторм. Так было на Кубани в конце мая. На залитых солнцем равнинах у автодорог торговали черешней и клубникой, под хмурым небом перевалов — горным медом, на улицах пасмурного Сочи — тьма лотков с розами. Свежая, только с ветки черешня на кубанских дорогах шла по 25 рублей за кило, роскошные розы сочинские продавцы предлагали по 2 рубля за штуку.
Фруктово-цветочная дешевизна продиктована отсутствием массового спроса. Отдыхающих на исходе мая в курортном крае не густо. Престижная гостиница "Жемчужина" в центре Сочи заполнена менее чем наполовину. И то потому, что некая фирма "Велла" завезла в нее на халяву девушек и юношей с раскрашенными вкось и вкривь волосами — для конкурса между ними. Недорогие относительно пансионаты и дома отдыха на сочинских окраинах тоже полупусты — в них в основном те, кому по месту работы продали льготные путевки.
Я прибыл в Сочи не в отпуск — в командировку. В преддверие курортного сезона там проходила всероссийская научно-практическая конференция. Меня на нее пригласили как журналиста, и я решил ума искать и ехать так далеко на скучное, казалось бы, мероприятие по двум причинам: во-первых, конференция в Сочи имела зело злободневное название — "Патриотизм, национализм, глобализм", а во-вторых, она проводилась в крае, где особо ощутим удар глобализма и где патриотизм и национализм в народе не абстрактные понятия.
У конференции было аж целых шесть организаторов — Государственная дума РФ в лице двух ее комитетов, Общество "Знание" России, Форум кубанской интеллигенции, Администрация и Законодательное собрание Краснодарского края, Администрация города Сочи. Всероссийских и краевых организаторов, теоретиков и практиков объединяла фигура председателя оргкомитета — Николая Денисова. Он — депутат Госдумы. Но он же — коренной кубанец. Он — профессор и доктор философских наук. Но он — и бывший заместитель губернатора Кубани.
Депутат Денисов открыл пленарное заседание конференции и доложил, чего ради оргкомитет ее замысливал-затевал: надо выслушать мнения видных ученых и политиков и сформулировать рекомендации для федеральных и региональных властей, как им действовать в условиях наступившей глобализации, как воспринимать национализм и как относиться к патриотизму.
Когда с трибуны конференции прозвучали пять первых выступлений, мне на память пришла советская полулегенда-полубыль. В Ливадийском дворце в Ялте в 1944-м беседуют трое.
Черчилль. Я сегодня увидал во сне, что меня назначили премьер-министром всей Европы.
Рузвельт. А я видел сон, что стал президентом всего мира.
Сталин. А мне приснилось, что я вас обоих на этих постах не утвердил.
Никто из выступавших на конференции слез горьких не лил от того, что нет у нас больше Сталина и нет выстроенной им великой державы, при которой глобальный диктат в мире был невозможен. Страдать публично об утраченном и сожалеть о прошлом — бессмысленно. "Новый мировой порядок" — объективный факт, и разгромленной в “холодной войне” России нельзя с ним не считаться. Но есть ли у нее шанс в нынешней системе международных отношений занять более достойное, чем теперь, место?
— Национальное богатство России, — говорил с трибуны конференции профессор Российской академии госслужбы Григорий Атаманчук, — в два раза больше, чем у США. Используем мы свое достояние всего на два процента. А, скажем, Европа — на пятьдесят процентов. Ее ресурсы рано или поздно истощатся. Наш же ресурсный потенциал огромен и у нас достаточно грамотная рабочая сила. Но, будучи страшно богатыми, мы в абсолютном большинстве живем бедно, потому что, как выразился профессор Атаманчук, все упирается во власть государственную и власть собственников.
Из всех возможных вариантов реформ экономики высшая власть в лице Ельцина и Ко выбрала тот, который наиболее был выгоден странам Запада и наиболее пагубен для России. Заметим: выбрала добровольно, а не под прицелом ракет. Та же власть так же добровольно в угоду Западу и в ущерб России отказалась от сотрудничества с ее традиционными союзниками — Кубой, Вьетнамом, Ираком, Индией, Северной Кореей, Афганистаном. Опять-таки в стремлении угодить Западу высшая власть насадила в российском обществе приоритет прав личности и гражданские свободы без конца и краю, что было на руку наглым и жестоким, а не талантливым и работоспособным, и что привело к разгулу преступности и коррупции, к размыванию нравственных устоев, к разрастанию в непомерных масштабах проституции, алкоголизма, наркомании и к процветанию продажной и порнографической прессы.
С приходом в Кремль Путина изменилась несколько риторика высшей власти, но не политика. Все, что ныне делает президент и правительство РФ, подчеркнем, все целиком и полностью, как и раньше, отвечает интересам Запада и идет вразрез с нашими национальными интересами. Президент у нас новый — внутренняя и внешняя политика старая. Прибыли с самых доходных кусков российской собственности как уплывали за границу, так и уплывают. Серьезных инвестиций в нашу экономику как не было, так и нет.
За десятилетнее угодничество ему Запад признал Россию страной с рыночной экономикой и обещает принять ее во Всемирную торговую организацию. Выиграем ли мы что-то от статуса рыночной страны и членства в ВТО — бабушка надвое сказала. Но то и другое накладывает на Россию обязательство неуклонно следовать глобальному диктату. Добровольное исполнение установок Запада ввергло нашу экономику в глубокий кризис, а их исполнение обязательное не приведет ли ее к полному краху?
Стремление любой ценой заслужить милость Запада таит в себе угрозу не только экономике России, но и гражданскому миру в стране. В западной цивилизации провозглашен приоритет личности перед обществом и государством. Она давно на том стоит, и это для нее нормально, потому что в странах Запада сильные госинстанции бдительно следят за балансом интересов разных социальных слоев и национальных групп. Нарушается баланс — перекос немедленно исправляется и, стало быть, права личности одной профессии или национальности не могут быть попраны другой личностью.
Российская власть и де-юре, и де-факто так же присягнула приоритету личности. Присягнула, не имея ни сильного эффективного государства американского или европейского образца, ни разветвленной, как на Западе, сети гражданских организаций, которые обеспечивают защиту отдельной личности. В результате в нашем обществе возник дисбаланс интересов в социальной сфере — одни незаслуженно богатели, другие безвинно нищали — и в сфере национальной. Небывалое прежде материальное неравенство граждан пока не оборачивается поджогами роскошных офисов и загородных дворцов толстосумов, созданная же властью проблема в отношениях между народами уже вовсю дает о себе знать в самых острых формах.
На территории нынешней Российской Федерации межнациональные конфликты в полном смысле слова не случались ни в царское, ни в советское время. Еврейские погромы в конце Х1Х-начале ХХ веков вспыхивали только в черте оседлости — в городах и местечках суверенных теперь республик: в Молдове, на Украине и в Беларуси. Национальных распрей в пределах современной России никогда не было потому, что на то не было объективных причин. Не было до распада советской империи и провозглашении в РФ демократии.
Оглянемся на десять лет назад. Застарелый территориальный спор между осетинами и ингушами в 1992-м перерастает в настоящую войну. Коренное население Чечни развязывает, по сути, вооруженный террор против русских — и 300 тысяч из них становятся беженцами. Власти Татарстана, Якутии, Башкирии принимают республиканские законы, противоречащие законам федеральным, и где явно, где косвенно дают понять — у титульных народов республик есть особые преимущества перед всеми остальными. Так на национально безоблачном российском небе появляются искусственно созданные грозовые тучи. Созданные именно искусственно.
Отцы-основатели демократии в России настолько жаждали понравиться певцам демократических свобод на Западе, что решили каждой национальной республике дать столько суверенитета, сколько она может проглотить. В ведущих западных странах, как известно, принято особо печься о соблюдении прав нацменьшинств во всем мире; и новые российские правители, дабы выглядеть святее Папы Римского, возвели в абсолют приоритет отдельной нации перед общим для всех наций государством. Приоритет сей вопреки традиционным устоям жизни в России восторжествовал и породил абсурд. Чечня, проглотив максимум суверенитета, стала совершенно независима от Федерального центра, но Россию от себя не освободила. Вооруженные чеченские банды вели разбой по всему Кавказу, из Чечни в российские города шел поток наркотиков, фальшивых денег и оружия, в чеченских же городах и аулах, куда не могла ступить нога никаких правоохранительных органов России, укрывались преступники со всей страны и чувствовали себя там в полной безопасности. Остальные национальные республики о полной независимости не заявили, но указуя на пример Чечни(мы тоже так могем), выторговали себе договора о разграничении полномочий с Федеральным центром и получили возможность не платить в полной мере налоги в госбюджет и пользоваться особыми правами во внешнеэкономической деятельности.
С середины 90-х Россия уверенно шла к распаду. Но у правителей в Кремле сработал инстинкт самосохранения. Под визги ревнителей национально-демократических ценностей они провели две войны с Чечней и ликвидировали разбойничье гнездо. Реформа Совета Федерации и введение института полпредов президента РФ убавили сепаратистский пыл у лидеров республик. Республиканские законодательства приведены в соответствие с федеральным. Таким образом, верховная власть России, по сути, отказалась от принципа приоритета наций в государственном устройстве. Один вопиющий абсурд в российской национальной политике приказал долго жить, второй подобный же — здравствует по-прежнему. А именно: приоритет личности любой национальности перед российским обществом и государством вне зависимости от гражданства.
Нигде в мире нет такой свободы для мигрантов, как в России. А неумеренная свобода эта не может не иметь последствий. И от Москвы до самых до окраин страны мы видим сегодня то, что раньше и представить было невозможно: погромы торговых точек и общежитий, массовые драки и убийства на почве национальной неприязни. Причины всему тому не объективной какой-то реальностью созданы, а тем, что федеральная власть, слепо и безоговорочно поклоняясь принципу приоритета личности, уклоняется от жестких мер по регулированию миграции.
Россия сама является крупным и стабильным миграционным донором. Как сообщил на сочинской конференции Валентин Никитин — председатель комитета Госдумы по делам национальностей, за годы реформ из нашей страны выехали за границу 4 миллиона человек. Абсолютное большинство из них — это ученые, инженеры, программисты. Убыли они в Европу и США по приглашению различных фирм. Прямые и косвенные потери России от "утечки мозгов" высококлассных специалистов в науке и технике оцениваются в миллиарды долларов. Внешняя миграция приносит нам огромны убытки. А чем оборачивается для нас миграция внутренняя?
В 2000 году в Россию, по данным депутата Никитина, прибыло 15 миллионов человек, а убыло 11. Если эти цифры даже ниже среднестатистических за пятилетку, то, стало быть, на стыке веков у нас осели на жительство более 10 миллионов иностранных граждан.
В странах Европы и США право на постоянное проживание получают лишь те, на кого есть спрос и кто имеет приглашение на работу. В России прибежище и заработок может найти любой незваный гражданин из республик бывшего СССР и любой китаец, и вьетнамец с туристической визой. За рубеж наша страна экспортирует "мозги", а импортирует физическую силу, поскольку вакансий в российских наукоемких и высокотехнологичных отраслях ничтожно мало.
Отчасти физическая сила мигрантов используется прямо по назначению — граждан Украины и Молдовы можно встретить на самых разных стройках. Они соглашаются вкалывать за минимальную зарплату и работодатели охотно их нанимают, сбивая тем самым стоимость рабочих рук в России. Это не всем у нас нравится, но не это создает так называемую национальную напряженность.
Основная масса мигрантов на российских просторах — это граждане республик Закавказья и Средней Азии, Китая и Вьетнама. А они едут в Россию не производить, а торговать и пополнять национальные преступные группировки.
Профессор Михаил Губогло, выступавший на конференции в Сочи, не так давно проводил социологический опрос среди школьников Казани и выяснил: самый высокий процент подростков, которые испытывают неприязнь к представителям других наций, — в 127-й школе. Почему именно в ней? Потому что рядом с этой школой — рынок. А на нем сплошь — лица не русской и не татарской, а кавказской национальности. Такую же картину можно наблюдать во всех крупных российских городах, за исключением городов Дальнего Востока, где на рынках доминируют китайцы.
Торговля, сервис и криминальный бизнес — супердоходные сферы. Это ясно русским школьникам и студентам, зрелым мужам и пенсионерам. Но далеко не каждому русскому понятно, почему он должен, скажем, на рынке переплачивать перекупщикам других национальностей.
При царях русские жили общинами и артелями, при вождях — трудовыми коллективами и справедливости привыкли искать через органы власти. Новые демократические правители разрушили традиционный для России коллективистский уклад жизни и оставили граждан без государственного покровительства — каждый выживает как может. При всем том в выигрыше оказались наиболее способные к неформальному объединению, ибо успех в любом бизнесе требует сложения усилий многих людей. А тут решающее значение приобретает национальный фактор.
В природе русских нет племенной солидарности. А у евреев, кавказцев, китайцев и вьетнамцев она есть, и именно на ее основе происходит сложение их усилий в бизнесе. Мигрант-азербайджанец, убежавший от нищеты из Баку, всенепременно найдет приют у соплеменников в Москве и станет винтиком их единой деловой машины. Русские уступают кавказцам не от своей неспособности к конкуренции, а от того, что не могут на равных конкурировать с кровно сплоченными национальными бизнес-сообществами. Социальная несправедливость — налицо. И поскольку число мигрантов в России неуклонно увеличивается, то неизбежно будет в ней расти недовольство их засильем.
Что сделать надо, дабы это недовольство не вылилось в кровавые межнациональные распри?
Участники конференции в Сочи на сей счет выдали власти свои рекомендации. Суть их в общем и целом сводится к следующему: давайте, как в западных странах, провозглашать уважение к правам мигрантов, но давайте так же, как на Западе, жестко управлять миграционными потоками и решительно выдворять тех иностранных граждан, которые или вопреки закону трудоустраиваются в России, или незаконно поселяются на ее территории. Услышат ли в Кремле, в Доме правительства и в Федеральном собрании рекомендации конференции? Сомнительно.
— На Кубань, — как уведомил участников конференции Владимир Бекетов, — председатель Законодательного собрания края, — в первой половине девяностых въезжали ежегодно около 200 тысяч мигрантов — в основном из Закавказья. После того, как краевые законодатели ввели ограничения на прием иностранцев, в рабочих руках которых нет потребности, количество мигрантов сократилось почти в три раза. Но в 98-м Конституционный суд РФ признал ограничения незаконными. Поток мигрантов снова возрос. В нынешнем году Законодательное собрание снова ввело ограничения. И сразу демократическая печать в Москве возвопила: власти Кубани разжигают национальную рознь. На самом же деле, как заметил председатель Бекетов, кубанские власти своими ограничениями предотвращают межнациональный взрыв. Все чины в Москве, по словам Бекетова, признают, что проблема с миграцией есть, но никто из них почему-то не хочет ее решать — проект федерального закона о миграции, поддержанный крупнейшими субъектами Федерации, год уже без движения лежит в столичных инстанциях.
Открытая и честная позиция краснодарских властей по ограничению миграции протестов на многонациональной Кубани не встречает. Умным представителям самых разных коренных народов края очевидно: не будет перебора с мигрантами, не будет и национальной нетерпимости.
В городе Сочи, где живут люди 100 национальностей, действует Центр национальных культур. Участникам конференции показали концерт творческих коллективов Центра: русских и армянских, украинских и казацких, греческих и адыгейских. Самодеятельные артисты разных народов прекрасно уживаются на сценах Кубани. И если абсурд в национальной политике Федерального центра будет преодолен, то сто кубанских народов с успехом решат одну проблему: как в ладу жить рядом друг с другом.

1.0x