24(447)
Date: 11-06-2002
Author: Олег Головин
ТА САМАЯ «ЗВЕЗДА»
Давно хотелось увидеть достойный и современный "наш ответ Чемберлену", ведь на сегодняшний день порядка 96 процентов фильмов, выходящих на широкие экраны российских кинотеатров родом из U.S.A. Такое положение, разумеется, не устраивает творителей отечественного кино. И не только.
Последние уже, наверное, как лет двадцать, у нас не было снято почти ни одного фильма о Великой Отечественной войне. Именно поэтому к вышедшим на экраны (в одном случае кино, в другом — теле) практически одновременно фильмам "Звезда" и "В августе 44-го" уделяется столь повышенное внимание. "Звезду" некоторые критики уже назвали "первым стоящим, немного наивным, но честным и искренним фильмом о войне за последние десятилетия". Сразу оговорюсь, с этим вполне можно согласиться, но, к сожалению, скорее, не из-за плюсов самой картины, а в силу элементарного, почти двадцатилетнего отсутствия отечественных фильмов о Второй мировой войне на голубом экране. К тому же, по некоторым пунктам первенство "Звезды" легко может быть оспорено картиной "В августе 44-го", телепремьера которой состоялась 9 мая на канале НТВ.
"В августе 44-го" работы режиссера Михаила Пташука по одноименной книге Богомолова увидел свет еще год назад. После короткого недельного показа в кинотеатрах столицы успел получить "Нику" и ...лечь на пыльную полку. Ни в прокат после этого, ни на видео, ни, тем более, на экран фильм не выходил, чем и привлек к себе в День Победы повышенное внимание.
В отличие от творения Пташука, трагически погибшего не так давно, фильм молодого режиссера Николая Лебедева "Звезда" по мотивам одноименной повести Эммануила Казакевича 6 мая только-только вышел в кинопрокат. Одна из немногих, если не единственная за последнее время, стоящая работа "Мосфильма", профинансированная Министерством культуры из бюджета, "Звезда" призвана "поднять военно-патриотический дух населения". Чтобы не забывали не только о 45-м, но и о 41-м. Чтобы российские школьники, насмотревшись американских боевиков, не думали, что Вторую мировую выиграли "рядовые райаны". Недаром же эта картина была предварительно показана первым лицам государства, включая президента.
Видимо, Путин одобрил. Действительно, необходимый потенциал, ресурс для того, чтобы стать русским вариантом "Спасти рядового Райана", у фильма, без сомнения, есть. Нижняя планка преодолена, что дальше? Весь вопрос состоит в том: используют ли на все сто этот потенциал наши чиновники от культуры? Вы хотите спросить, в чем же может заключаться использование имеющегося потенциала "на все сто"? Поясняю: даже такая всем известная центральная киностудия России, как "Мосфильм", в "Звезде", представляя зрителю обилие панорамных сцен боевых действий с применением всех видов воооружений (на момент 1944 года — включая танки и самолеты), к сожалению, не имеет на сегодняшний день возможности полномасштабного проката картины в кинотеатрах России. По словам продюсера картины Александра Литвинова, в ККЦ "Пушкинский" "Звезда" будет идти всего один раз в день — в 9.00 утра! Оказывается, даже при активной помощи Минкульта и лично Швыдкого с трудом удалось получить добро хотя бы на презентацию фильма в "Пушкинском" в более подходящее время. Однако и поставленные в столь жесткие условия желающие поднимать военно-патриотический дух населения могут найти оптимальные методы работы ...с той же молодежью! Уж если фильм начинается в 9 утра, то почему бы не устроить массовый просмотр картины школьниками в обязательном порядке? Или у нас это уже называется "пропагандой", а вовсе не военно-патриотическим воспитанием?
Что касается сюжета "Звезды", то лично мне этот фильм чем-то напомнил "А зори здесь тихие...". Разведотряд, комплектующийся из-за нехватки людей в спешном порядке. Спецзадание — выйти к государственной границе и проникнуть в тыл противнику, чтобы разузнать о его дислокации. Блуждание по тылам противника со сломанной рацией. Выполнение задания уже под пулями фашистов. Героическая смерть людей, не сдавшихся в плен.
Хотя в принципе о том, что наши в конце погибнут, можно было догадываться так же, как и о пресловутом "хеппи-энде" в американских триллерах. Когда начальник группы, лейтенант разведки, которого прекрасно сыграл Игорь Петренко, перед отбытием с базы неуверенно попросив сослуживца о том, чтобы тот отправил письмо лейтенанта его маме, услышал в ответ: "Да вернетесь, — сами отправите, товарищ лейтенант!" Что ж, отправил...
Еще в фильме, разумеется, есть любовь. Любовь радистки к лейтенанту разведки. Но побеждает, безусловно, любовь к Родине.
И в "Звезде", и "В августе 44-го" действие происходит практически в одно и то же время. Только если в "Звезде" показана сама война, то "В августе 44-го" рассказывается о борьбе контрразведки "СМЕРШ" в тылах Советской Армии с информаторами фашистов из числа мнимых бойцов Красной Армии и местных жителей. Однако финал работы Пташука все-таки оптимистический, я бы даже сказал, более "хеппи-эндовский". Конечно, со своими потерями, а какой же "хеппи-энд" без потерь?!
В принципе, большинство наших фильмов отличаются своей более трагедийной, в отличии от зарубежных картин, концовкой. Это уже традиция, классика. Тем более, что у советских писателей практически нет произведений о войне с хорошим концом. Эммануил Казакевич, по мотивам повести которого снималась "Звезда", в ряду писателей-фронтовиков по трагизму стоит далеко не на первом месте.
Кроме того, прослеживаются, как это ни парадоксально, интересные аналогии с нашумевшей "Войной" Алексея Балабанова. В последних отечественных кинолентах (чуть не написал "блокбастерах") активно применяются "голливудские кадры", сцены "а-ля Голливуд": все эти внезапные прыжки, броски, гнетущие ожидания перед атакой и т.д. Специальные шумовые эффекты звуковой системы "Dolby Surround". В результате большой динамики движения (в "Войне" — больше, в "Звезде" — меньше) чистое время диалогов сокращается до 15-20 минут за весь почти двухчасовой сеанс. Развитие сюжета происходит, в первую очередь, на языке действий. В этом заключается, на мой взгляд, отличительная особенность последних кинолент. Все это искусственно привлекает зрителя. Но основная задача состоит не в том, чтобы его привлечь, а в том, чтобы удержать, чтобы ему, действительно, понравилось, и он ушел из кинотеатра с чувством не зря потраченного времени, рассказал бы друзьям и родным о новом фильме. Необходимо затронуть в человеке одну из тонких струн его самосознания, заставить элементарно задуматься. Для этого Балабанов в своей "Войне" в уста командиру-чеченцу вложил слова о том, что еще его прапрадед "воевал против русских вместе с имамом Шамилем", а теперь он сам воюет и будет воевать с другим Шамилем "до тех пор, пока ни одной русской суки до Волгограда не останется". А знает ли также хорошо своих предков безусый рядовой Российской армии Иван, захваченный в плен чеченами? Очень не хочется, что бы этот Иван оказался "не помнящим родства", хотя бы до периода Великой Отечественной войны. Так как, чтобы опасные ошибки не повторялись, надо всегда помнить кровавые уроки Той Войны. Именно в этом, на мой взгляд, и состоит главная миссия "Звезды" — чтобы помнили...
А сможет ли та же "Звезда" превзойти по показам какого-нибудь "Царя скорпионов" — так это уже от чиновников-организаторов из Минкульта будет зависеть. К слову сказать, не мешало бы этот фильм и на широкий голубой экран выпустить — для "поднятия военно-патриотического духа народа".
1.0x