Авторский блог Алексей Лапшин 03:00 10 июня 2002

УХОД ГЕГЕМОНОВ

24(447)
Date: 11-06-2002
Author: Алексей Лапшин
УХОД ГЕГЕМОНОВ (Разные лики глобализма)
Еще не так давно вошедшее в обиход понятие "глобализм" уже успело стать информационным штампом, лишенным для масс конкретного содержания. Встречи лидеров западных стран и банкиров, "макдональдсы", НАТО или протестные выступления молодежи — примерно такой разрозненный видеоряд всплывает в сознании обывателя при слове глобализация. Штатные же аналитики и журналисты говорят о глобализме как о чем-то абстрактном и неизбежном и столь же независящем от человеческой воли, как, скажем, погода. Отсутствие системного восприятия новых реалий характерно и для оппозиции. Среди популярных сегодня антиглобалистов едва ли найдется много людей, поднимающихся над уровнем чистых эмоций. Между тем, картина мира меняется настолько быстро, что еще совсем недавно актуальные идеологические схемы перестают быть адекватными действительности. В частности, даже само понятие глобализма требует в последнее время серьезных уточнений. Внимательный анализ международных отношений показывает, что глобализация в своей нынешней стадии имеет не один, а сразу несколько векторов развития. Причем, если в одних случаях эти векторы мирно сосуществуют, то в других вступают в жесткую, хотя и незаметную пока для большинства конфронтацию.
Обобщая главные тенденции мирового развития, можно выделить два пересекающихся и конфликтующих типа глобализации. Первый — ориентирован на абсолютную гегемонию и тотальную экспансию из одного центра. Этот тип глобализма уходит корнями в древнюю историю и, по сути, является воплощением империалистической мечты о мировом господстве. В своих основных чертах такой вид глобализации воплощен в политике Соединенных Штатов. В меньших социальных масштабах, но на сходной с американским империализмом историософской основе (стремление к гегемонии) осуществляет свою экспансию католическая церковь.
Второй тип глобализма не имеет аналогов в истории и предусматривает построение совершенно нового мирового порядка, исключающего лидерство одной державы или конфессии. Его можно назвать надгосударственным и надрелигиозным. В значительной степени к такой модели глобализации приближается Объединенная Европа (ЕС). Однако в наиболее законченной форме этот проект будущего продвигается через деятельность транснациональных корпораций (ТНК), свободных от исторических привязанностей и политических традиций.
Таким образом, современные международные отношения представляют собой сложное и противоречивое переплетение старых и новых форм глобализма. Уже сегодня можно предвидеть, что классические гегемония и экспансия уступят место транснациональной модели цивилизации. При всем своем нынешнем могуществе Соединенные Штаты одновременно глубоко интегрированы в глобалистские структуры и во многом зависимы от них. (Общая сумма зарубежных инвестиций, вливаемых в экономику США, составляет десять триллионов долларов.) Сегодняшняя внешняя политика ставленника американского капитала Буша не может быть достаточно последовательной именно в силу мощнейшего давления со стороны транснациональных корпораций, базирующихся на территории США. (Недавнее тому подтверждение — постоянные колебания позиции республиканской администрации в ближневосточном конфликте.) Это нарастающее противоречие между США как последней супердержавой и США как проводником интересов ТНК рано или поздно приведет американскую гегемонию к краху.
В достаточно двусмысленном положении сегодня находится и католическая церковь. Продолжая успешно осуществлять свою религиозную экспансию, Ватикан в то же время исполняет экуменическую миссию в глобалистском проекте. Очень показательно, что недавнее громкое разоблачение отцов-педофилов пришлось как раз на период резкого усиления католической экспансии, распространившейся на ранее недоступные для Рима территории. Масштабы скандала настолько велики, что наиболее либеральные круги Ватикана высказываются сейчас за отмену целибата (безбрачия католических священников) и дальнейшее отступление от западно-христианских церковных догматов. Логично предположить, что внутри мирового истеблишмента действуют силы, активно препятствующие растущему католическому влиянию, выходящему за рамки глобалистского плана объединения церквей и религий. Место скандала — США — указывает на участие в дискредитации Ватикана протестантского лобби.
Еще одно противоречие в положении современного католицизма носит скорее внутренний характер. Нельзя не заметить, что разворачивание религиозной экспансии в условиях глобализации вынуждает Ватикан идти по пути радикального реформизма. В результате эта экспансия фактически сливается с экуменизмом, постепенно подменяющим собой католическую традицию.
В данном случае мы снова сталкиваемся с переплетением двух видов глобализма, но теперь уже на религиозном уровне. Стремясь к максимальному расширению своего влияния, Ватикан, как и США, становится заложником “нового мирового порядка”, при котором гегемонизм в чистом виде уже невозможен.

1.0x