Авторский блог Сергей Глазьев 03:00 13 мая 2002

НЕ НАДО ЖДАТЬ МИЛОСТЕЙ ОТ ВЛАСТИ

20(443)
Date: 14-05-2002
Author: Сергей Глазьев, депутат Государственной думы РФ, сопредседатель Координационного совета НПСР
НЕ НАДО ЖДАТЬ МИЛОСТЕЙ ОТ ВЛАСТИ
Долгожданное президентское Послание Федеральному собранию расставило, наконец, "точки над i": до конца нынешнего политического цикла особых изменений в проводимой в стране социально-экономической политике ожидать не приходится. Власть будет поддерживать сложившееся "статус-кво": сформировавшаяся в эпоху разграбления государства структура распределения собственности и национального дохода останется неизменной и получит еще более прочное законодательное и институциональное закрепление.
Что в связи с этим ждет страну и какова должна быть позиция народно-патриотических сил?
УСТАНОВКИ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА: ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ
Очередное Послание Президента многие ждали с известным волнением. Прошла половина срока президентских полномочий, и если уж проводить какие-либо изменения, то сейчас, когда еще есть время для претворения их в жизнь. От главы государства ожидали серьезного анализа проблем, стоящих перед страной, поиска путей преодоления начавшейся экономической депрессии, постановки судьбоносных задач, которые нужно решить для того, чтобы вывести страну на траекторию устойчивого развития.
Увы, мы услышали довольно общие, иногда даже романтические, суждения, подчас констатирующие беспомощность государственной власти. Сказано понемногу обо всем. Основной лейтмотив Послания — лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Но главный вопрос: как перейти из одного состояния в другое? — остался за кадром.
Президент поставил задачу поднять темпы экономического роста. 3,5-4,6%, которые предлагает правительство, его не устраивают. И в этом с ним трудно не согласиться. Такие темпы никого устроить не могут. Прежде всего наших граждан, которые при подобных ориентирах развития экономики еще долгое время будут жить в нищете. Не устраивают они предпринимателей и товаропроизводителей, которые задыхаются от нехватки инвестиций. Не устраивают они и страну в целом, потому что при таких темпах роста Россия по-прежнему будет отставать от ведущих развитых стран и надолго закрепится на периферии мирового рынка в качестве источника сырья и дешёвой рабочей силы.
Но реальных способов повышения темпов экономического роста в президентском Послании не предложено. В очередной раз проводится мысль о том, что очень много у нас препон для развития бизнеса. Бюрократия, мол, заела, и чиновничий произвол повсюду, и громоздкий государственный аппарат, и неповоротливая государственная машина — всё это замедляет экономическое развитие. Но разве не от главы государства зависит качество работы подчиненных ему исполнительных органов? И если аппарат некомпетентный и безответственный в им же назначенном правительстве, то в его власти исправить положение.
И если уж всерьез говорить о неэффективности государственного аппарата, то начинать административную реформу, о которой было заявлено в президентском Послании, надо с федерального правительства. Многие посты ключевых министров в нем занимают люди, не имеющие даже специального образования в сфере их компетенции. Явно не хватает профессионалов в ключевых экономических министерствах и ведомствах, коррумпированность которых стала притчей во языцех. А руководители федерального уровня, которые должны нести главную ответственность за состояние дел в стране, по-прежнему ни за что не отвечают. В то же время сотни тысяч государственных служащих честно исполняют свой долг перед обществом, получая при этом ничтожную зарплату.
Прошел почти год с начала широкоразрекламированной кампании по дебюрократизации экономики, принято соответствующее законодательство в расчете на устранение бюрократических препон развитию бизнеса. Но уже сегодня понятно, что бизнесу мешает не столько недостаток экономической свободы и чиновничий произвол, сколько отсутствие базовых экономических механизмов поддержки предпринимательства.
Недостаточно сказать о необходимости создания условий, при которых граждане будут зарабатывать, а затем вкладывать деньги в развитие страны, реализуя на практике принцип "зарабатывайте, это будет выгодно и вам и стране". Если бы все было так просто, то не было бы у нас шести с половиной миллионов безработных, из которых, по меньшей мере, миллион человек — люди с высшим образованием и квалификацией, которые вполне могли бы заняться тем же собственным бизнесом.
Однако Центральный банк и правительство самоустранились не только от создания условий для кредитования предпринимательской деятельности, но и от поддержки экономического роста вообще, отказавшись от использования принятых во всем мире инструментов кредитования производственной сферы. Поэтому предпринимателю взять кредит для начала своего дела практически невозможно. И все декларации о поддержке предпринимательства остаются разговорами "в пользу бедных".
Не будем также забывать, что именно стратегически ошибочная и некомпетентная политика федерального правительства, проводившаяся последние три года в интересах крупного капитала, по сути, остановила экономический рост, посадив экономику "на мель".
В отсутствие сколько-нибудь выраженной инвестиционной и структурной политики государства технологические сдвиги в российской экономике приобрели явно регрессивный характер и выразились в быстрой деградации ее технологической структуры. При этом наиболее серьезный регресс охватил современные производства и выразился в "откате" России по уровню их развития на 15-25 лет. Доля современного технологического уклада в структуре производства машиностроительной продукции сократилась с 1/3 в 1992 году до 1/5 в настоящее время.
Вместо того, чтобы стимулировать экономический рост, инвестиционную и инновационную активность, правительство искусственно сжимало конечный спрос, удерживая дополнительные доходы бюджета в Центральном банке и недофинансируя важнейшие статьи бюджетных расходов. Опережающее повышение тарифов на услуги естественных монополий, а также цен на основные сырьевые товары (превышение темпов роста цен на электроэнергию, газ, уголь, продукцию химической промышленности над средним темпом роста цен в промышленности составило в 2001 году соответственно 18%, 28%, 11% и 8%) существенно ухудшило финансовое положение предприятий обрабатывающей промышленности. Это, в свою очередь, повлекло за собой замедление прироста заработной платы и инвестиций — главных составляющих роста конечного спроса, поддерживавших экономический рост в прошлом году.
Дополнительным фактором снижения темпов роста производства стало падение конкурентоспособности отечественных товаров в прошлом году почти на треть вследствие повышения реального курса рубля и опрометчивого решения правительства о снижении импортных пошлин. Это привело к росту импорта на 16% и вытеснению отечественной продукции не только с внешнего, но и с внутреннего рынка.
И стоит ли теперь публично сетовать на то, что естественные монополисты взвинчивают тарифы, не обеспечивая прозрачности их формирования? Кто назначал нынешних руководителей Газпрома или РАО "ЕЭС России", которые заставляют всё общество платить дополнительный налог, завышая тарифы на электроэнергию и тепло? Почему потребители должны оплачивать их умопомрачительные зарплаты, в десятки раз превышающие общепринятый в стране уровень оплаты квалифицированных специалистов, а также многократно завышенные издержки этих монополий, на которые списываются и личные самолеты, и роскошные дома отдыха, и даже расходы на удовлетворение политических амбиций их руководителей?
Так к кому же адресуются претензии о том, что естественные монополии завышают тарифы, а правительство не в состоянии контролировать их ценовую политику? Пора бы руководству страны с этим разобраться. Ведь даже антимонопольное ведомство сегодня не может противостоять лоббированию интересов монополистов, которые хотя формально и контролируются государством, но работают на частные интересы. Начинать наводить порядок следует с федеральных ведомств, непосредственно подчиняющихся Президенту.
Стране нужна эффективная и ответственная государственная власть, реально обеспечивающая конституционные права и свободы граждан, социальные гарантии незащищенным слоям населения, свободу предпринимательства. Для этого государство должно не устраняться от ответственности под предлогом борьбы с бюрократическим произволом, а выполнять свои обязанности по обеспечению роста экономики и благосостояния граждан. Именно на этом сделан акцент в программе Народно-патриотического союза России.
БУДЕМ ОТКРОВЕННЫ
Со многими положениями Послания Президента Федеральному собранию можно согласиться. Однако общество ждет подкрепления президентских установок конкретными делами, равно как и объективного анализа причин их неисполнения в предыдущие годы. И хотя в Послании содержится констатация очевидных и давно назревших проблем, но реальные подходы к их решению фактически отсутствуют. Иногда желаемое выдается за действительное.
Так, едва ли можно считать успешной проведенную в прошлом году налоговую реформу. В частности, можно согласиться с критикой Президента в отношении ухудшения условий работы малого бизнеса в связи с его двойным налогообложением после введения единого социального налога. Вместе с тем, странно слышать упрек в адрес Федерального собрания в том, что в ходе рассмотрения налогового законодательства депутаты будто бы провели ревизию предложений правительства.
Все без исключения налоговые нововведения, в том числе единый социальный налог, дирижировались правительством и принимались подконтрольным им думским большинством. При этом представители народно-патриотических сил — депутаты фракции КПРФ и Агропромышленной депутатской группы — убеждали их не вводить двойное налогообложение малого бизнеса. Мы также доказывали своим коллегам недопустимость ликвидации норм, отменяющих механизмы налогового инвестиционного кредита, финансирования отраслевых научно-технических фондов, платежей за загрязнение окружающей среды.
Но наши голоса не были услышаны, потому что налоговая реформа стала, по сути, итогом сговора между крупным бизнесом и чиновниками Министерства финансов. Олигархи решили свои проблемы: снижение налога на прибыль и легализация ранее сокрытых от налогообложения доходов. Минфин добился упрощения налоговой системы и консолидации всех обязательных платежей под своим контролем в ведомственных интересах.
На этом фоне не очень убедительно звучит данная в Послании оценка единого подоходного налога на уровне 13% как примера продуманности норм налогового законодательства. Унификацию подоходного налога в условиях чудовищной социальной дифференциации населения, когда доходы 10% самой богатой части населения в 15 раз превышают доходы 10% наибеднейшей, иначе как пощечиной для большинства населения не назовешь. И уж точно здесь нет и намека на социальную справедливость. Ведь пополнение казны благодаря этой мере происходит в большей степени за счет повышения на 1% налогов на доходы подавляющей части бедного населения, чем за счет снижения почти в 3 раза налога на доходы толстосумов. А также за счет отмены налоговых льгот военнослужащим. Так что основная тягловая сила для Минфина по-прежнему — простой народ. Олигархи продолжают успешно пробивать дыры в налоговом законодательстве, лоббируя свои интересы через высокопоставленных правительственных чиновников и прикормленных депутатов.
То же касается и другой ключевой задачи, поставленной Президентом в прошлогоднем Послании Федеральному собранию,— усиления рентной составляющей в налогообложении, которая была реализована "с точностью до наоборот". Правительство так и не осмелилось ввести налог на сверхдоходы недропользователей, за счет которого должно происходить изъятие части природной ренты в доходы государственного бюджета. Вместо этого олигархи пролоббировали налог на добычу полезных ископаемых, который фактически включается в цену продукции и уплачивается ее потребителями. А природная рента, то есть сверхприбыль от эксплуатации наиболее доходных месторождений, осталась в карманах у пользователей природных ресурсов.
Так может ли быть предметом гордости налоговая реформа, в результате которой были отменены налоговые льготы на расходы из прибыли на науку, на инвестиции в развитие производства, блокированы механизмы формирования отраслевых научно-технических фондов, через которые происходило финансирование малого бизнеса в инновационной сфере, фактически ликвидирована система экологических платежей? Она удовлетворила определенные частные и ведомственные интересы, но не решила главной задачи формирования условий для роста производства и инвестиций.
Президент справедливо сетует на неупорядоченность взаимоотношений между центром и регионами, а также на незавершенность процесса выстраивания вертикали исполнительной власти. Вместе с тем, содержащиеся в Послании предложения весьма спорны, в частности, идея усиления роли руководства федеральными округами в назначении работающих в регионах кадров федеральных министерств и ведомств.
Кадровый вопрос — главный в работе руководства страны. За кадровую политику в федеральных органах власти ответственность несет лично Президент. И делегирование ее на места едва ли будет способствовать укреплению государства, порождая различные проблемы — от кумовства до сепаратизма.
Еще один важный вопрос, затронутый в Послании Президента, — состояние местного самоуправления. Нельзя не согласиться с его критикой в отношении отсутствия реального механизма финансового обеспечения выполняемых этими органами важнейших социальных функций. Народно-патриотические силы — сторонники расширения полномочий органов местного самоуправления, формирования его собственной финансовой базы. И мы предлагаем это в наших законодательных инициативах. Но проблема опять-таки в том, что вопреки заверениям Президента наши предложения по созданию устойчивой финансовой основы для работы органов местного самоуправления блокируются правительством и думским большинством.
В Послании содержится и другой упрек в адрес Федерального собрания — в связи с законодательством о банкротстве. Действительно, это больной вопрос. "Поточная" система банкротства предприятий, организованная в целях передела собственности не без участия соответствующих структур федерального правительства, нанесла большой вред экономике страны. Крупные предприятия нередко банкротят за незначительные долги в целях присвоения их собственности.
Народно-патриотические силы не раз поднимали вопрос об изменении законодательства о банкротстве в целях защиты прав предприятий, их собственников и трудовых коллективов. Но именно администрация Президента заблокировала наши поправки в этот закон. Так что упреки надо адресовать правительству и правовому управлению президентской администрации.
Нельзя не отреагировать и на критику Президентом проводимой жилищно-коммунальной реформы. Сколько раз мы говорили и в Думе, и в правительстве, и непосредственно Президенту о недопустимости профанации жилищно-коммунальной реформы, которая, по сути, свелась к перекладыванию издержек этой весьма неэффективной отрасли на плечи простого народа. Потребовались массовые протестные выступления в Воронеже и других городах страны, чтобы глава государства озадачился, наконец, этой проблемой.
Однако содержащаяся в Послании идея передачи права распоряжения бюджетными субсидиями, выделяемыми на содержание ЖКХ, непосредственно жильцам домов в расчете на возникновение конкуренции со стороны районных эксплуатационных управлений вряд ли может быть реализована эффективным образом. Во-первых, в основных отраслях этого сектора, привязанных к трубам, электросетям и газопроводам, конкуренции не будет. Во-вторых, при нынешнем состоянии региональных бюджетов вряд ли найдутся деньги для адресных субсидий всем нуждающимся. В-третьих, в отсутствие централизованного финансирования модернизацию основательно изношенной инфраструктуры ЖКХ провести не удастся.
Народно-патриотические силы предлагают другой путь решения проблемы ЖКХ — сначала провести модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, а затем уж сокращать его субсидирование из бюджета. При этом зафиксировать размер субсидий на пять лет и использовать их в качестве финансового обеспечения проектов модернизации ЖКХ, в том числе с привлечением средств Сбербанка. Параллельно сформировать пакет современных отечественных технологий энерго, газо- и водоснабжения, позволяющий в 2-3 раза поднять эффективность их потребления. Необходимое для этого оборудование в стране производится — так что при грамотной организации проектов модернизации ЖКХ инвестиции в них окупятся.
Президент в своем Послании правильно говорил о необходимости выстраивания собственной архитектуры участия России во Всемирной торговой организации исходя из национальных интересов. Спору нет, отгораживаться от мирового рынка частоколом квот и административных ограничений — это не выход. Главная опасность — в другом. В бездумной сдаче национальных интересов в обмен на скорейшее присоединение к ВТО.
Некоторые не слишком компетентные руководители экономических ведомств восприняли политическое решение о вступлении в ВТО буквально, стремясь быстрее отрапортовать о выполнении задания, невзирая на то, что спешность и непродуманность их переговорной позиции нанесет ущерб интересам отечественных товаропроизводителей.
Например, в позапрошлом году по инициативе Минэкономразвития были существенно снижены импортные пошлины, что наряду с повышением реального курса рубля ухудшило конкурентоспособность отечественных товаров в полтора раза. Теперь переговоры о присоединении России к ВТО ведутся при гораздо худшем исходном уровне. Более того, столкнувшись с серьезной критикой своей позиции по открытию важнейших сегментов рынка услуг, руководство Минэкономразвития засекретило решения по этому вопросу. Засекретило, заметим, от своих товаропроизводителей и деловых кругов, чтобы не мешали делать уступки иностранным партнерам по ВТО.
Так в реальности формируется архитектура нашего участия в ВТО. Не в интересах повышения конкурентоспособности и развития российской экономики, а под давлением и в интересах стран — членов этой международной организации. Поэтому неудивительно, что на заявленную Народно-патриотическим союзом России позицию по этому вопросу до сих пор нет никакой реакции. А мы говорили ровно о том, что сегодня декларирует Президент: о необходимости взвешенного и ответственного подхода, исходя из национальных интересов. Его-то и не обеспечивают чиновники, ответственные за принятие решений об условиях присоединения России к ВТО.
Не менее тяжелая ситуация складывается и с инновационной составляющей экономической политики. Президент совершенно справедливо констатировал недостаточное использование научно-технического потенциала страны. Действительно, научно-технический прогресс как главный фактор экономического развития в нашей экономике не работает. Если в развитых странах до 90% роста валового внутреннего продукта обеспечивается за счет внедрения новых технологий, то в России — от силы 5%. Причина — в отсутствии механизмов продвижения научно-технических разработок в производство, на что и обращено внимание в президентском Послании.
Но такие конкретные механизмы давно уже предлагаются Народно-патриотическим союзом России: от банков развития и целевых федеральных программ до технологий финансирования инновационной активности на микроуровне. Стимулирование НТП и организация структурной перестройки экономики на основе новейшего технологического уклада — стержень нашей программы.
В частности, на законодательном уровне мы пытаемся исправить одну из стратегических ошибок налоговой реформы, а именно — восстановить механизм финансирования отраслевых научно-технических фондов. Это на сегодняшний день — единственный реальный для предприятий механизм внешнего для предприятий финансирования внедрения достижений науки и техники в производство. В таких фондах аккумулировалось до 20 млрд. рублей, которые использовались предприятиями для освоения новых технологий. Правительство же сочло этот механизм ненужным, лишив отраслевые научно-технические фонды источника финансирования, который формировался за счет добровольных отчислений предприятий, начислявшихся в пределах 1,5% к себестоимости продукции.
И уж кому адресовать упрек в том, что не создано условий для внедрения новых технологий, так это чиновникам Министерства финансов и думскому большинству, препятствующим принятию наших законодательных инициатив по стимулированию инновационной активности. А также советникам, формирующим позицию Президента. Так, его советник по экономическим вопросам считает законодательно установленные нормативы финансирования науки непозволительной роскошью для России, которую он рассматривает как слаборазвитую страну, не имеющую шансов догнать даже Португалию. Такие оценки и прогнозы не спишешь только на некомпетентность — здесь прослеживается определенная политическая позиция.
Подобные аргументы в свое время приводились в обоснование американской политики в оккупированной Японии, поскольку администрация США не была заинтересована в возрождении научно-промышленной мощи Японии, навязывая поверженной стране специализацию в трудоемких и низкотехнологичных отраслях легкой промышленности. Целеустремленным японцам пришлось, невзирая на бедность, скинуться на лоббирование своих национальных интересов в американском Конгрессе, после чего оккупационная администрация была отозвана. И им удалось сформировать свою политику государственного стимулирования экономического роста.
Удастся ли Президенту не следовать "полезным" советам придворных аналитиков, задающих ложную систему координат, в которой государственный корабль движется совсем не туда, куда в соответствии с декларациями руководителей страны, он должен идти — не к процветанию и росту, а к деградации и упадку?
ГДЕ ОРИЕНТИРЫ?
В заключительной части президентского Послания прозвучала установка на создание в России лучших мировых образцов. А разве на протяжении всей своей истории Россия к этому не стремилась? Быть самой лучшей и самой могущественной в мире, не угнетая другие народы, а наоборот, помогая им развиваться, — такова одна из глубинных основ российской духовной культуры.
В разные исторические периоды нам это удавалось. Мы создали величайшее в мире государство, освоили самую большую в мире территорию. Гуманистический пафос русской культуры по праву сделал ее образцом для всего мира. Мы пытались создать самое справедливое и процветающее общество. При этом действительно создали одну из лучших в мире систем массового образования и здравоохранения. Мы не раз спасали европейскую цивилизацию от истребления. Мы первыми шагнули в Космос и поставили на службу миру и прогрессу атомную энергию.
Этот список наших достижений и лучших образцов можно долго продолжать. Но горькая правда состоит в том, что в последнее десятилетие власть потворствовала разрушению всего передового, созданного лучшими умами страны.
У нас была самая передовая в мире фундаментальная наука по целому комплексу направлений. И что с ней стало? Лучшие ученые, вынужденные уехать из России из-за отсутствия финансирования науки и нищенской оплаты труда, наращивают научно-технический потенциал западных стран.
У нас была одна из лучших систем вузовского и среднего образования. Сегодня же мы испытываем острую нехватку учителей и преподавателей, не соглашающихся работать за мизерную зарплату. Российские школы захлестнула волна наркомании и порнографии. Причем для среднего российского ребенка вероятность оказаться на социальном дне, не получив хорошего образования и высокооплачиваемой работы в будущем, составляет не менее 50%.
Возьмем ситуацию в здравоохранении. До реформ оно, несмотря на некоторые недостатки, было на уровне мировых стандартов. Во всяком случае, в том, что касается профилактики социально обусловленных массовых заболеваний. А сегодня в России расцветают туберкулез, сифилис, резко возросло число неполноценных и больных детей, расширяется эпидемия СПИДа.
О полной беспомощности нынешней государственной власти не только в сохранении уровня мировых образцов в тех сферах, где он был уже достигнут, но хотя бы в том, чтобы удержаться на пристойном месте, говорит чудовищная ситуация с защитой детей — будущего нации.
В предыдущем Послании Президента говорилось о проблеме выживания нации, в нынешнем — о борьбе с детской беспризорностью. Между тем даже небольшие бюджетные средства, выделявшиеся на профилактику безнадзорности детей и подростков в сумме 120 млн. рублей в прошлом году, в 2002 г. были урезаны до 80 млн. рублей. Зато правительство с одобрения думского большинства истратит в этом году свыше 400 млрд. рублей на платежи по внешнему долгу России.
Надо ли гордиться тем, что подобно оккупированной стране государство выполняет все, в том числе сомнительные, внешние обязательства ценой отказа от обязательств перед собственным населением? Ведь из года в год не выполняется ни один законом установленный норматив финансирования социальной сферы. До сих пор не восстановлены (в соответствии с принятым законодательством) сбережения граждан, утраченные в ходе реформ. Более того, правительство внесло в Госдуму законопроект, где отменяются нормы действующего законодательства, на которых основано право граждан требовать восстановления в Сбербанке сбережений, обесценившихся по вине государственной власти. Между прочим, долг государства по этим сбережениям меньше, чем внешний долг России.
Удивительно, что власти гордятся первым местом России по экспорту нефти. Уместно вспомнить слова великого ученого-химика и экономиста Д.И.Менделеева, заботившегося о долгосрочном развитии российской экономики на основе внедрения современных технологий: "Сжигать нефть — все равно, что топить печь ассигнациями". А экспортировать нефть — все равно, что выбрасывать их на ветер. Вместо того, чтобы развивать обрабатывающую промышленность, мы вывозим сырье, благодаря переработке которого можно было обеспечить работой немалую часть населения.
Так где же наши лучшие образцы? И кто виноват в том, что и в социальной сфере, и в науке, и в экономике, и в культуре они утрачены.
Надо честно признать, что вина во всем произошедшем лежит прежде всего на власть предержащих. И предложить стране и народу реальную программу восстановления разрушенного псевдореформаторами научно-производственного потенциала и обеспечения быстрого экономического роста. Однако такой программы ни в Послании Президента страны, ни тем более в политике правительства не прослеживается.
Программа экономического роста и процветания России есть у народно-патриотических сил. Она действительно позволяет обеспечить заданные в президентском Послании темпы экономического роста на уровне не менее 8-10% в год путем освоения современных механизмов и инструментов экономического роста, проведения модернизации и структурной перестройки экономики на базе новейших технологий. Но для ее реализации нужна политическая воля...
ЧТО НАС ЖДЕТ?
Как видим, в президентском Послании нет и намека на сколько-нибудь серьезные изменения в структуре экономических отношений и существе проводимой социально-экономической политики. А это означает неизменность ее последствий, главными из которых являются: чудовищное социальное неравенство и обнищание большей части населения, колоссальный вывоз капитала из страны, быстрая деградация лишенного инвестиций научно-производственного и интеллектуального потенциала нации.
Главная причина разрушительных последствий радикальных реформ заключается в их несовместимости с интересами социально-экономического развития страны. Фактически под видом "либеральных реформ" произошло разграбление национального богатства страны небольшой группой лиц, захвативших власть путем совершения антиконституционного государственного переворота в 1993 году. Истинной целью проводившейся ими политики был не переход к эффективной социально ориентированной рыночной экономике и не построение правового государства, а присвоение наиболее ценных объектов государственного имущества и нажива за счет их эксплуатации. Соответственно и результатом этой политики стал не устойчивый экономический рост и подъем народного благосостояния (в Китае, например, начавшем рыночные реформы одновременно с нами, экономика выросла в 20 раз), а перераспределение собственности в пользу привилегированного клана околопрезидентских "предпринимателей" и вывоз доходов от ее использования за рубеж.
Сегодня "семье" олигархов, выросших на
приватизации государственной власти, принадлежит контроль над базовыми отраслями российской экономики, генерирующими львиную часть национального дохода — нефтяной и газовой промышленностью, электроэнергетикой, цветной и частично черной металлургией, наиболее прибыльными отраслями химической промышленности. Щупальца этого спрута протянулись к немногим остающимся на плаву предприятиям военно-промышленного комплекса, к лесохимической промышленности, транспортным артериям страны.
Мотивация олигархов хорошо известна — стремление к максимизации собственного потребления и накоплению личных сбережений в безопасном месте. А поскольку главную опасность для них представляет собственное государство, которое рано или поздно может озаботиться наведением порядка и законности, то вывоз сомнительно полученного капитала за границу с их точки вполне оправдан. Этим, в частности, объясняется противодействие российских нефтяных магнатов соглашению с ОПЕК по ограничению экспорта нефти — для них важны не долгосрочные прибыли, а сиюминутная валютная выручка. Поэтому они предпочитают выжать из подконтрольных им месторождений максимально возможное количество нефти для экспорта сейчас, не соглашаясь ни на какие ограничения поставок даже ценой снижения нормы прибыли. Оборотной стороной такой мотивации становится хищническая эксплуатация недр — на тонну добываемой нефти списывается несколько тонн испорченных запасов. Аналогичная ситуация сложилась и в других сырьевых отраслях нашей экономики, переориентированных на экспорт ресурсов и вывоз капитала.
При такой мотивации семейства олигархов трудно надеяться на успешную политику социально-экономического развития в интересах общества.
Фактическое прекращение экономического роста стало закономерным следствием проводимой правительством экономической политики. Под предлогом инвентаризации было свернуто большинство федеральных целевых программ стимулирования перспективных направлений развития экономики. Из законов о федеральном бюджете на 2001 и 2002 годы по инициативе правительства был исключен бюджет развития, предназначенный для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения перспективных инвестиционных проектов. Несмотря на высокий уровень безработицы, составившей в 2001 г. 6,4 млн. человек, ликвидирована Федеральная целевая программа занятости. Не были использованы в целях развития и полученные в прошлом году свыше 300 млрд. рублей дополнительных бюджетных доходов.
Расчеты показывают, что при продолжении пассивной политики правительства темпы экономического роста не превысят 2% в год, будут окончательно утрачены возможности проведения структурной перестройки экономики на базе новейших технологий, надолго сохранится недопустимо низкий уровень жизни населения.
Разумеется, такая перспектива не может устроить подавляющую часть российского общества и представляющие его интересы народно-патриотические силы. У Народно-патриотического союза России нет иного выбора, кроме решительного противодействия политике обслуживания интересов олигархического клана, несовместимой с общенациональными интересами и убийственной для страны.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Программа Народно-патриотического союза России предусматривает реализацию конкурентных преимуществ, которыми еще обладает наша страна. К наиболее важным из них относятся: развитый научно-промышленный потенциал, квалифицированные трудовые ресурсы, высокий уровень образования населения, высокая склонность населения к сбережениям, глубокие духовные традиции народа, богатые природные ресурсы, огромная территория и емкий внутренний рынок. Предлагаемая нами программа экономического роста опирается на использование прежде всего внутренних резервов, для активизации которых предусматривается проведение комплекса мер в области структурной, инвестиционной, промышленной, налоговой, денежно-кредитной и внешнеторговой политики.
Ставя задачу удвоения объема капиталовложе
ний в развитие российской экономики в ближайшие четыре года, мы исходим из объективных возможностей: объем сбережений, формирующихся в экономике, в полтора раза превышает объем инвестиций, что наряду с колоссальными суммами нелегально вывозимого капитала и потерями в связи с долларизацией экономики создает не менее чем трехкратный потенциал повышения объема инвестиций.
Наша программа предполагает активизацию государственной денежно-кредитной и бюджетной политики. Целенаправленная политика кредитования производственной сферы посредством гибкой политики денежного предложения Центрального банка, восстановление бюджета развития, формирование системы банков развития, опирающихся в том числе и на ресурсы государственной банковской системы, предложенные НПСР в альтернативной концепции бюджетной политики, позволят многократно увеличить инвестиции в перспективных направлениях структурной перестройки и роста экономики.
Ставя задачу модернизации и структурной перестройки экономики на современной технологической основе, мы исходим из понимания закономерностей современного экономического роста, необходимости использования потенциала опережающего роста конкурентоспособных на мировом рынке наукоемких отраслей, поддержки отечественных товаропроизводителей в жесткой конкурентной борьбе на мировом рынке. Объективная неравномерность экономического развития, обусловленная процессом последовательного замещения целостных комплексов технологически сопряженных производств — технологических укладов, позволяет сформировать зоны опережающего роста, своевременно определяя перспективные направления структурных изменений мировой экономики и наращивая соответствующие национальные конкурентные преимущества. При формировании производственно-технологических систем нового технологического уклада соответствующие зоны развития российской экономики станут центрами притяжения высвобождающегося из устаревающих производств капитала.
Вместе с тем мы должны понимать, что в нынешних политических условиях программа народно-патриотических сил не может быть реализована, поскольку противоречит интересам всевластной олигархии. Обслуживающие ее интересы правительство и думское большинство не принимают наши предложения о создании эффективной системы валютного контроля, изъятии природной ренты в доход государства, формировании гибкой, ориентированной на рост производства и инвестиций системы денежного предложения, развертывании механизмов развития.
Даже поддержка наших предложений идей президентом ничего не меняет — их реализация блокируется структурами самой же президентской власти и большинством Госдумы, которые принципиально не изменятся до очередных общефедеральных выборов. Ведь ни один пункт предыдущего президентского Послания, хоть как-то затрагивающий интересы олигархов, не был реализован, а некоторые положения выполнены "с точностью до наоборот". Очевидное беспокойство Президента по поводу вымирания нации не было впоследствии подкреплено государственной политикой. Несмотря на существенное увеличение бюджетных доходов, расходы на защиту детей и предупреждение эпидемий социально обусловленных болезней не выросли, а по некоторым направлениям даже сократились.
Реальная политика свидетельствует о неспособности нынешней государственной власти оторваться от пуповины сформировавших ее олигархических кланов. И не следует тешить себя иллюзиями — уговорить нам ее не удастся. В лучшем случае нас выслушают, согласятся и воспользуются нашими же идеями для прикрытия той же политики. Поэтому не стоит ждать милости от власти — надо заставить ее служить народу. Для этого народно-патриотические силы должны одержать убедительную победу на очередных парламентских и президентских выборах. Другого пути спасти страну от окончательной деградации и закабаления компрадорской олигархией нет. Все оставшееся время и все силы мы должны посвятить достижению этой цели. Прежде всего решить следующие задачи.
1. Объединение всех конструктивных патриотических сил. Народно-патриотический союз, объединяющий сегодня Коммунистическую партию Российской Федерации, Агропромышленный союз, Конгресс российских деловых кругов, общероссийское леводемократическое движение "Россия", Всероссийский женский союз, другие организации, должен быть существенно расширен. Все сколько-нибудь значимые федеральные и региональные, борющиеся за права граждан, общественные организации патриотической ориентации нужно вовлечь в народно-патриотическое движение, создать народный фронт борьбы за восстановление законности, справедливости и национального суверенитета страны.
Мы должны понимать, что интересы властвующей компрадорской олигархии и общенациональные интересы развития страны несовместимы, и компромисс здесь невозможен. Олигархические кланы хорошо это понимают и не останавливаются ради защиты своих интересов даже перед нарушением законов и фальсификацией итогов выборов.
2. Кардинальное повышение качества нашей информационной политики. На нашей стороне правда. И чтобы победить силу денег и коррумпированной власти, она должна быть услышана.
Речь идет не только об увеличении тиражей наших изданий. Необходимо поставить на качественно новый уровень организацию нашей пропагандистской работы. На нашей стороне интеллектуальный потенциал нации, и главная задача заключается в создании условий для его раскрытия и реализации. Нужно шире вовлекать в работу нашу творческую интеллигенцию, сформировать структуры ее участия в публичной политике, развернуть механизмы ее воздействия на общественное мнение.
3. Резкое усиление практической составляющей нашей деятельности. В условиях тотального недоверия народа к политикам нам нужно на практике, конкретными делами доказывать серьезность своих намерений и реалистичность декларируемых программ. Действенная помощь трудовым коллективам, отечественным товаропроизводителям, малому бизнесу, профсоюзам, ущемленным социальным группам гражданам, молодежи в защите их интересов должна быть стержнем всей нашей деятельности. На это направить работу Кабинета министров и других исполнительных структур НПСР в центре и на местах.
4. Перенос тяжести работы в регионы. Усиление практической составляющей нашей работы по решению региональных проблем. Особенно в субъектах Федерации, руководимых представителями народно-патриотических сил. Для этого надо глубже заниматься региональными программами и региональным законодательством. Сосредоточиться на вопросах, затрагивающих всех граждан: модернизации жилищно-коммунального хозяйства, организации землепользования, управлении недвижимостью, местном самоуправлении и др. Именно в этих областях, опираясь на наших представителей в региональных и местных органах власти, мы можем добиться наиболее значимых в общественном мнении результатов, проводя эффективную политику защиты общественных интересов.
5. Формирование профессионального аппарата защиты результатов нашей деятельности. Главное здесь — прекращение практики массовых фальсификаций результатов голосования как на региональных, так и на федеральных выборах. Практически все избирательные кампании сопровождаются массовой фальсификацией. Из-за этого нам не удалось победить в целом ряде российских регионов в прошлом и нынешнем году. Мало кто сомневается, что именно таким образом была обеспечена легитимизация государственного переворота 1993 года референдумом по новой Конституции. Большое сомнение вызывают и результаты федеральных выборов.
Фальсификация выборов стала главным механизмом сохранения власти компрадорско-криминальных структур. Соответственно первоочередной нашей задачей становится блокирование этого механизма. Для этого нужен профессиональный аппарат юристов, управленцев, пропагандистов.
Без профессионализации всей нашей работы по этому и другим направлениям обеспечить победу народно-патриотических сил не удастся. Времена народного ополчения и партизанских войн прошли. В современной информационной войне выигрывают профессионально подготовленные и вооруженные современными знаниями специалисты.
Таковы лишь некоторые из первоочередных задач, которые мы должны решить, чтобы обеспечить победу народно-патриотических сил и заставить власть служить общенациональным интересам. Нашими сторонниками являются 3/4 населения. Мы отстаиваем их интересы. Наша программа гарантирует им кардинальное улучшение уровня и качества жизни, возвращает доверие к государству и веру в великое предназначение нашего народа и нашей страны. Но им это нужно доказать и затем обеспечить право выбора.

1.0x