8(431)
Date: 19-02-2002
«ДНЕСТР УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ!»
Когда противникам независимости Приднестровья задают вопрос: "Чем вам не угодила республика?" — те, как правило, не утруждают себя поисками аргументов и отвечают, как заведенные, одно и то же: это, мол, "аморфное бандитско-криминальное образование", в котором "никто из местных не в силах навести мало-мальский порядок".
Когда же их просишь назвать ведомство ПМР, вызывающее у них наибольшую ненависть, то они восклицают в один голос: "Госбезопасность!" МГБ, дескать, "все подмяло под себя", установило "всеобщий надзор над Левобережьем" и на корню пресекает "любые проявления демократии и свободного общества".
Как видим, первое явно противоречит второму. Противникам республики, среди которых лидирующую роль уверенно занимает президент Молдовы Воронин, давно пора определиться: или ПМР — это "царство хаоса", в котором процветают произвол и необузданное насилие, что автоматически означает отсутствие какой бы то ни было госбезопасности, или все же Приднестровье — это "тоталитарное государство" под пятой МГБ, но тогда, увольте, ни о каком криминале и беспорядке не может идти речи по определению.
До тех же пор, пока Воронин и Ко будут противоречить сами себе, ни одно из их высказываний не следует воспринимать всерьез. В лучшем случае, их можно расценивать как повод для радости: ругательство врага — это комплимент. И если Воронин поносит приднестровское МГБ и его руководителя Владмира Антюфеева на чем свет стоит, значит, хорошо работают чекисты.
"Хорошо работают?" — спросит кто-то. — "Но что они могут в условиях непризнанности, в окружении диктующих условия соседей? И зачем такой маленькой республике понадобилось обзаводиться собственным министерством госбезопасности?! Да и вообще, давно прошли те времена, когда мир бредил шпиономанией и теориями заговоров!"
Такие сентенции, направленные в адрес граждан и властей ПМР, часто можно услышать на молдавском берегу Днестра, в некоторых московских и киевских кабинетах, в коридорах западных фондов, миссий, организаций. Они похожи на увещевания убийцы, рядящегося в белые одежды доброго пожилого доктора, ни с того ни с сего прописывающего здоровому человеку чудодейственные пилюли, от которых тот вскоре отдаст Богу душу. Стоит ли им доверять хоть на гран? Нет, и вот почему.
Начнем с исторического факта. В двух державах, несущих основное цивилизационное бремя планеты — в России и США — поочередно приходят к власти выходцы из разведструктур. Одно это должно воздержать особо ретивых товарищей от пения панегериков по кончине спецслужб и их роли в мире. И спецслужбы эти, надо сказать, отрабатывают по полной. Приднестровье не признано лишь официально — на уровне же ведущих мировых разведок ПМР с самого начала своего образования является зоной повышенного внимания. Мы уже давно писали о том, что кадровые разведчики США и НАТО окопались под молдавскими крышами целого ряда официальных учреждений и миссий: от американского посольства в Кишиневе и миссии ОБСЕ до "мирных" общественных фондов вроде "Корпуса мира", фондов Сороса, "Доверие", "Евразия" и проч. И усилия их направлены вовсе не против Воронина. Забывать в такой обстановке про собственную безопасность молодая Приднестровская республика просто не имеет права.
Однако, пожалуй, более важным является тот факт, что буквально за последние несколько месяцев на Земном шаре скорейшими темпами формируется новая геополитическая ситуация, которая диктует принципиально новые подходы к национальной безопасности большинства государств мира. Эту ситуацию условно можно назвать "борьбой титанов с пигмеями". Точнее, не "титанов", а "титана". Как можно догадаться, знаковой датой явилось здесь 11 сентября прошлого года, разделившее новейшую историю на "до" и "после". Принципиальная разница в "эпохах" следующая.
Вплоть "до 11 сентября" соотношение сил между странами трактовалось в традиционалистском духе, к которому человечество привыкло за последние несколько тысяч лет цивилизации. Выражаясь лапидарно, были государства "сильные" и "слабые". Первые, обладая устойчивой политической составляющей, развитой экономикой, передовыми технологиями и разветвленной сферой влияния в мире, непременно располагали также мощной армией (ядерное оружие желательно) и экспансионистской внешней политикой.
Вторые же, "слабые" государства, "ложились" под них: лавировали между блоками, искали союзников, объявляли вечный нейтралитет. Таким "слабым" государствам было совершенно ни к чему иметь сильную армию или органы спецслужб: все решалось за них. Более того, "сильные" "слабых" практически не трогали, предпочитая выяснять отношения между собой и задевая "пигмеев" постольку поскольку: "титаны" либо просто делили "слабых", согласно "секретным пактам", либо сражались друг с дружкой под прикрытием института военных советников.
Но "после 11 сентября" очень многое изменилось. В истории неожиданно настал момент, когда космические группировки и системы ПРО оказались бессильны против пары камикадзе. Вместо противостояния супердержав возникла эфемерная игра в "войну с терроризмом, чур ты — террорист". Игра на выживание, в которой никто не придет на помощь.
Более того, это повлекло за собой ситуацию, когда "титан вдруг стал иметь до пигмеев дело". США собираются не только бомбить вслед за Афганистаном Ирак, Северную Корею, Иран, Сомали, Ливию, зачищать Колумбию, Алжир, Судан, а также Косово, Чечню и страну басков, но и "углублять и дополнять" список "стран-изгоев". Конечно, это выражение появилось не вчера, но именно сегодня оно приобретает исключительное значение в мировой геополитике. Безопасность внезапно потребовалось всем: и Руанде, и Бельгии, и Киргизстану.
В этом качественно новом раскладе сил вряд ли кто-то станет утверждать, будто маленькому государству не обязательно заботиться о собственной безопасности, что его "не тронут". И уж точно никто ныне не поставит на то, что через годик военные самолеты не смогут появиться на молдавско-натовском аэродроме Маркулешты — так же, как они уже появились в Средней Азии. Тем более, это на удивление легко ложится на уже существующую кальку событий, когда "очаги напряженности" возникают исключительно вдоль границы геополитических интересов России.
Таким образом, факт существования сильной спецслужбы в маленькой стране уже не может трактоваться как геополитический нонсенс или прихоть "пигмея", возомнившего себя "титаном". Более того, в этой области уже накоплен достаточный опыт. Можно вспомнить Кубу или ГДР с их блестящими разведками, но еще полезнее обратить взор на такое мелкое, малюсенькое государство-недоразумение, каким является Израиль. Не будет преувеличением сказать, что само существование этой страны по сей день на карте мира объясняется не столько военно-экономической и дипломатической помощью США, сколько великолепным уровнем израильских силовых ведомств, и в первую очередь, Моссада.
Впрочем, помимо геополитических раскладов и гипотетических вариантов есть гораздо более приземленные материи, а именно — реальные и осязаемые угрозы, направленные непосредственно против государственной безопасности Приднестровья. Речь идет о явно выраженном стремлении политических кругов Молдовы к скорейшему и главное — насильственному свержению конституционной власти в ПМР. То, что это далеко не пустые предположения, Кишенев сполна продемонстрировал в конце января — начале февраля этого года на примере Гагаузии — младшего брата Приднестровья, не выдержавшего "романский" напор и давно вошедшего в состав Молдовы на правах "широкой автономии".
То, что произошло в Гагаузии три недели назад, имеет четкое определение — "попытка государственного переворота". Вот как обстояло дело.
В конце января группе прокишиневски настроенных депутатов Народного собрания Гагаузии во главе с И. Кристиогло удалось инициировать проведение 31 января чрезвычайной сессии гагаузского парламента — якобы для рассмотрения итогов проверки Счетной палатой Молдовы расходования руководством автономии бюджетных денег за... позапрошлый год. Истинной же целью этого собрания должно было стать смещение с поста башкана (губернатора) Гагаузии Д. Кройтора, известного своей стойкой борьбой против Кишинева за расширение прав этой автономии, и введение на ее территории прямого президентского правления. В ходе скандальной конфронтации депутатов с исполнительной властью и между собой, И. Кристиоглу удалось расколоть депутатский корпус и добиться голосования о досрочной отставке башкана и проведении референдума в месячный срок. И хотя это решение не было принято, поскольку не набрано необходимые две трети голосов, И. Кристиогло и примкнувшие к нему депутаты повели себя так, словно Д. Кройтор уже освободил свое кресло.
Теперь уже известно, что за группой заговорщиков стояла молдавская Служба информации и безопасности (СИБ) — аналог российских ФСБ и ФАПСИ в одном лице. Известно также, что имел место подкуп целого ряда депутатов Народного собрания Гагаузии, а также шантаж и угрозы. Однако заговорщики не остановились на этом и 1 февраля предприняли уже явно антиконституционные действия, попытавшись силой захватить вещающий на Гагаузию ретранслятор, чтобы сорвать выступление лояльных башкану депутатов и объявить о смене власти в автономии. Лишь благодаря оперативным действиям гагаузской полиции группу заговорщиков во главе с Кристиогло, а также трех сотрудников СИБа удалось нейтрализовать и арестовать.
Развитие событий продолжилось уже через пару дней, когда к территории Гагаузии были подтянуты вооруженные силы Молдовы , а оперативникам СИБа была дана задача разгонять вспыхнувшие в автономии митинги в поддержку башкана. Действия Кишинева были настолько вопиющи, что даже миссия ОБСЕ в Молдове выпустила коммюнике, в котором выразило "глубокую озабоченность в связи с рядом действий, предпринятых недавно против демократически избранного руководства Гагаузской автономии", в которых была "замешана группа депутатов Народного собрания Гагаузии, а также МВД и СИБ Республики Молдова".
На данный момент напряжение в Гагаузии не спадает: митинги продолжаются, а Молдова наращивает силы.
Таким образом, сегодня исключительно рано говорить, что "времена чекистов ушли безвозвратно". Не ушли, и противник вовсе не собирается складывать оружие. Только если раньше агрессия Молдовы была прямой, если раньше с правого берега в ПМР засылалась террористическая группа Илашку (ставшего недавно сенатором и героем Румынии), то теперь "обновленная" Молдова предпочитает действовать иными методами — изыскивая деструктивные силы и подталкивая их на антиконституционные действия.
Противостоять этой агрессии выпало на долю МГБ ПМР. И приднестровские чекисты с честью справляются со своей миссией. Надо сказать, что МГБ давно выросло из коротких штанишек рядового облотдела КГБ, на чьем уровне до сих пор остается та же СИБ. Даже сам Воронин в одном из интервью вынужден был признать: "Да, министерство госбезопасности под руководством Антюфеева — это что-то. У них аналитический центр, который я не знаю, где еще есть." И очень удивляются на том берегу Днестра, когда узнают возможности одного только этого центра, способного отслеживать и анализировать информацию, оперативно стекающуюся не только со всего региона, но и с иных континентов.
Более того, МГБ приобрело бесценный опыт выживания в условиях тотальной сдачи высшим руководством национальных интересов Советского Союза, вооруженной агрессии Молдовы и Румынии, непризнанности и блокады. Такого опыта не могло быть у многочисленных советских управлений КГБ, каждое из которых старалось хоть на полшага быть поближе к высшему руководству — и в итоге всеобщего раздрая они потеряли как свое ведомство, так и всю страну. МГБ удалось главное — стать государствообразующей структурой в Приднестровье, составить нерасторжимый альянс с президентом Смирновым, который своей разведке, не в пример другим лидерам, доверяет.
Денис Тукмаков
1.0x