5(428)
Date: 29-01-2002
ЦЫГАНСКОЕ СЧАСТЬЕ
Российские СМИ переполнены молдавским пиаром. С экранов телевизоров и газетных иллюстраций смотрит на нас Воронин. В разных позах: глядит то прямо, то искоса, то с усмешкой, то серьезно — всегда умными, всевидящими, чуть загадочными глазами. Он — "реформатор", "новый человек в политике", "спаситель своего народа", "пророссийский коммунист". Восторженно пишут о нем, как о молдавском лидере ХХI века, лидере нового типа.
На самом деле, всем давно известен этот "новый тип", который, в сущности, — незабытый старый. Это тип горбачевых, шеварднадзе, яковлевых. Лукавство, двуличие и всеядность партаппаратчиков, которые вещали с трибун про светлое будущее, а сами втихую формировали сети кооперативов и фондов, готовясь ко времени, когда можно будет растащить страну и обобрать народ. Это те "конокрады", которые научились вместо меринов уводить целые регионы и отрасли, бюджеты и кредиты.
"Новый" стиль управления Воронина показал себя почти сразу после вступления в должность президента. Началось формирование семейного клана по общепринятому на постсоветском пространстве шаблону. Если большинство президентов и губернаторов любят раздавать сыновьям, зятьям и братьям местные банки, силовые структуры, добывающие предприятия, то Воронина потянуло на сладенькое: посадил сына на сахарную промышленность республики.
И то верно, что ничего больше сейчас Воронину просто не урвать. Ему довелось получить власть над уже давно поделенной страной. Все немногочисленные каналы доходов с живыми деньгами разделены старыми и крепкими кланами. Бороться с этими кланами у нового для молдавской элиты Воронина нет ни сил, ни желания. Предвыборные обещания "нещадно искоренять коррупцию" оказались блефом. Президент-новичок так и не решился потревожить полукриминальный сектор экономики, а ведь именно там — все живые деньги. И сегодня Воронину остается только почетная миссия "родить" два миллиарда долларов, чтоб оплатить мировому сообществу долги, которые не без помощи этих кланов накопились за время "реформ". При этом от Воронина требуется к тому же сохранять стабильность в стране, удерживать народ от бунтов, для чего опять нужны деньги на подачки разоренному населению.
Где все эти деньги взять — вот проблема, во имя которой молдавская элита и выдвинула из небытия на самый верх серенького партаппаратчика, раскрутив его во всех СМИ, как гениального стратега-государственника. В Кишиневе поверили в цыганскую кровь Воронина, в его аппаратную выучку, поверили, что он найдет, где взять деньги.
И все взоры тот обратил на Россию — там воруют уже десять лет, и ничего. Что для Москвы два миллиарда, если из России уходят ежегодно десятки миллиардов? Главное — хорошо попросить, а уж это Воронин умеет. От России Молдова просит газ, топливо, электроэнергию, дешевые поставки разной продукции, поддержку в урегулировании проблем с долгами. Все это — под гарантию воронинской улыбки и под его обещания, ни одно из которых пока не сбывается.
Но главная просьба к Москве — отдать Молдове Приднестровье. Именно там, по расчетам молдаван, есть живые два миллиарда. Там сохранилась промышленность, которая в Молдове давно уже разворована. И Воронин сделает все, чтобы втиснуть ПМР в молдавский карман.
Опыт последних десяти лет подсказывает Кишиневу, что добиться от Москвы сдачи ПМР вполне реально. Весь расчет строится на недалекости Кремля и предательстве российского МИДа козыревской закваски.
В самом деле, не увидеть откровенно враждебную позицию Молдовы к России может только слепой. Молдова уже сейчас однозначно рвется в НАТО. Воронинские разговоры про СНГ и союз Россия — Белоруссия — Молдова идут на фоне реальных действий по объединению с Румынией. Уже сейчас больше 70% молдавских офицеров прошли подготовку в системе военного образования Североатлантического альянса. Армия перевооружается под американский стандарт. Молдова передает под использование ВВС США часть аэродромов на своей территории. При молчаливом согласии Воронина между Прутом и Днестром на фоне вывода остатков российской группировки возникает мощный плацдарм НАТО.
Разговоры о новом статусе русского языка и уравнивании национальностей — тоже блеф. По Кишиневу без устали ходят многотысячные прорумынские демонстрации, которые четко показывают, кто в доме хозяин, и каково воронинское отношение к избравшим его нацменьшинствам — русским и украинцам. Воронин сам же и закрыл одну из последних выходивших в Молдове русскоязычных газет.
Сдавать Молдове в этих условиях ПМР — просто преступление. Но это не значит, что Россия на такое не пойдет. Об этом свидетельствует сам факт участия огромного фронта российских СМИ, включая государственное телевидение, в создании яркого образа Воронина и пропагандистские, экономические, дипломатические накаты на Тирасполь.
Абсурд ситуации еще и в том, что Воронину до сих пор по инерции доверяют российские коммунисты. Сначала это было вполне объяснимо. Нежданно-негаданно появился лидер целой страны — свежий, красивый, а главное — знакомый. Так и хотелось верить в его дружественную политику в отношении ПМР. Ждать возрождения Молдавской ССР, а потом Советского Союза, верить, что с Кишинева начнется великое возрождение Империи. Но сегодня, когда обман свершился, остается лишь признать, что Воронин — не тот, за кого его приняли, и обратить, наконец, взоры на обагренное русской кровью Приднестровье…
Это очень древняя схема: напроситься в гости на ночлег, на добрый ужин — добродушные хозяева угощают гостя, дружеская пьянка, объятья и братание с хозяевами дома, напряженное ожидание, пока они захрапят на печке, и наконец, утренний побег по свежей росе — с мешком награбленного добра за спиной, с уведенной лошадкой под уздцы. Молдова захватывает Приднестровье, прибирает за год-два все, что можно стащить у Москвы под воронинские голословные гарантии. А потом в Кишиневе начинаются волнения либеральной молодежи, слегка постреливают из автоматов, Воронин ударяется в бега, парламент в течение одного дня избирает нового президента, который все сдает румынам.
Говорят, что нет такого обманутого вкладчика, которого нельзя обмануть еще раз. Наперсточники грабят народ много лет подряд, даже не меняя способов обмана, говорят, что это ни к чему — дураки все равно не учатся на ошибках.
Александр БРЕЖНЕВ
1.0x