4(427)
Date: 22-01-2002
КУБАНЬ. КОНДРАТЕНКО. ПАРТИЯ ВЛАСТИ. (Беседа председателя Краснодарского движения "Отечество", депутата Госдумы Николая Денисова с заместителем главного редактора "Завтра" Николаем Анисиным)
Николай АНИСИН. На ваш край в новом году обрушилась стихия. Резкое потепление вслед за обильным снегопадом вызвало небывалое для Кубани наводнение. Материальный ущерб от него подсчитывается. А каковы психологические последствия бедствия? Не породило ли оно панику, уныние и чувство безысходности у пострадавших? Не привело ли к растерянности и потере дееспособности местных властей?
Николай ДЕНИСОВ. Такой зимы, как нынешняя, Кубань не видела почти полвека. Если для Центральной России, Сибири и Дальнего Востока подготовка к зиме — главная проблема, то для нас главным всегда было — подготовиться к лету. То есть к полевым работам и курортному сезону. Чрезвычайных ситуаций в зимние месяцы погода нам не создавала с 1953 года. Но вот в минувшем декабре край буквально завалило снегом. Его покров составил 70 сантиметров. Ударил и мороз под 25 градусов. Затем наступила оттепель, а сразу после Нового года — снова снег и мороз. В результате на реке Кубань произошло двойное оледенение. А это при новом потеплении и начале паводка сильно осложнило взрывные работы. К ним приступили сразу, как только возникла угроза наводнения. Но взломать взрывами два слоя льда и целые ледяные заторы удалось далеко не везде и Кубань вышла из берегов. Затопленными оказались десятки населенных пунктов в трех районах. Туда, помимо подразделений МЧС, были направлены около 8 тысяч человек из разных краевых служб и полторы тысячи единиц техники со всего края. И нет поводов говорить ни о растерянности кубанских властей, ни о панике среди пострадавших. Две тысячи из них эвакуированы из зоны наводнения и расселены в санаториях, домах отдыха и туристических базах. Каждому пострадавшему выдано единовременное пособие в 5 тысяч рублей. В краевом бюджете не предусмотрены расходы на восстановление разрушенного наводнением жилья. Резервный фонд края невелик. И поэтому по инициативе депутатов от Кубани и Агропромышленной группы Государственная дума недавно приняла обращение к правительству — помогите краю ликвидировать последствия стихийного бедствия. Такое же обращение по предложению Кондратенко принял и Совет Федерации. Какой будет реакция Кабинета министров пока не ясно. Уверен я лишь в одном: и исполнительная, и законодательная власть в крае равнодушия к судьбам пострадавших не проявит и от решения их проблем не устранится. Мы, слов нет, надеемся на помощь федерального центра. Но если он вдруг по каким-то причинам откажется сделать то, что обязан, попавшие в беду кубанцы все равно не останутся с ней один на один. И состоявшийся в крае на минувшей неделе телемарафон по сбору средств пострадавшим от наводнения это убедительно доказал. Ожидая добрых вестей из Дома правительства, мы не сидим сложа руки. Если что и мешает ремонтно-восстановительным работам, так это нападки либеральных СМИ на краевую администрацию. Но кубанцы знают: если продажная пресса кусает власть в крае, то она идет верным путем.
Н. А. Последние десять лет Кубань, как и всю Россию, била социальная стихия. Самый страшный удар реформы Ельцина нанесли по селу. Некогда могучий агропромышленный комплекс вашего края в начале девяностых погибал. Но не погиб, как во многих других российских провинциях. Кубань не только сохранила свой сельскохозяйственный потенциал, но и помаленьку наращивает его. За счет чего он выжил? Велик был запас прочности? Спасла ли его особая предприимчивость кубанцев или особая политика краевой власти?
Н. Д. Реформы Ельцина — это действительно буйство социальной стихии. Но где-то их разрушительному удару противодействовали, где-то — нет. Власть на Кубани плыла в фарватере политики президента и правительства. И в первой половине 90-х все в экономике края шло по нисходящей. Например, производство сельхозпродукции сократилось в два раза. И в будущем не было видно никаких перспектив. Реформаторы душили село финансовой удавкой. Оно нищало, сворачивало производство, а власть в крае спокойно за этим наблюдала. Так было до того, пока в декабре 96-го губернатором Кубани стал Николай Игнатович Кондратенко. Он начал свою деятельность с организации мозгового штурма. В крае было проведено четыре научно-практических конференции по проблемам экономики. И на основе рекомендаций здравомыслящих ученых и хозяйственников со всей страны новая краевая власть разработала программу первоочередных мер поддержки кубанской экономики. Эту программу удалось выполнить и благодаря ей наш агропромышленный комплекс выжил. Но выжил он еще, конечно, и потому, что в советское время Кубань была всесоюзной школой земледелия и высоких технологий. В ходе ельцинских реформ не удалось до конца разгромить материально-техническую базу нашего АПК и разогнать его первоклассные кадры. И поэтому приход во власть Кондратенко и меры помощи сельским товаропроизводителям оказались действенными. Кадры в конце концов решают все.
Н. А. Образцом процветания в ельцинской России принято считать Москву. Ее мэру Лужкову прессой создан образ хозяйственника всех времен и народов. Но прославляющие Лужкова журналисты видят лишь строительство роскошных супермаркетов, домов-дворцов и не замечают краха московской промышленности. Столичные заводы-гиганты ЗИЛ и АЗЛК на ладан дышат, станкостроение в Москве вообще дуба дало, московские телевизоры и прочую московскую же бытовую технику в московских магазинах днём с огнём не сыщешь. Процветание Москвы не развитием производства обеспечено, а концентрацией в её особняках огромных денег, выкачиваемых со всех российских просторов. А что составляет основу экономики Кубани, и каким образом губернатору Кондратенко, силой данной ему власти, удалось обеспечить рост производства в крае?
Мне как-то думский коллега сказал: "Вот начнут землей в России торговать, и один приличный банк всю вашу хваленую Кубань купит". Возражать ему я не стал. В той системе рынка, которую нам навязали по указивкам с Запада, ничего не стоит труд: токаря ли, ученого ли, писателя. Даже если у тебя семь пядей во лбу, но твой технический или художественный шедевр не угоден денежным мешкам, ты будешь нищим. В такой системе рынка, наверное, гроши будет стоить и наша земля со всеми ее богатствами. А богатства у нас громадные.
Кубань — это курорты на любой вкус. Кубань — это морские порты. Кубань — это транснациональный нефтепровод. Кубань — это обширные лесные массивы. Но главное достояние Кубани — это, безусловно, ее чернозем и ее сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия.
Агропромышленный комплекс и есть основа нашей экономики. Как удалось его спасти команде Кондратенко?
Она договаривалась с банками о щадящих процентах за кредит, давала свои гарантии его возврата и околевавшие от недостатка оборотных средств товаропроизводители получали деньги. До Кондратенко в крае практиковалось искусственное банкротство перерабатывающих предприятий. Какой-то денежный мешок подкупал, скажем, администрацию молочного комбината — и она сводила к нулю сбыт продукции: нет сбыта — нет и зарплаты. Не хотите работяги голодать, продавайте свои акции. Администрация Кондратенко с заказным замораживанием производства покончила: самый эффективный собственник предприятия — его работник, а не банкир, обитающий по полгода на экзотических островах. После избрания Кондратенко губернатором у крестьян сразу не прибавилось денег. Но они, впервые за годы реформ, стали покупать новую сельскохозяйственную технику. Краевая власть объединяла скромные ресурсы отдельных хозяйств и районов, и они вскладчину приобретали трактора, комбайны и автомобили, которые отдельным юридическим лицам были не по карману и которыми по очереди можно было пользоваться всем. По распоряжению Кондратенко в крае был образован региональный продовольственный фонд. Каждому производителю устанавливалась доля сельхозпродукции, которую он не мог реализовать за пределами Кубани без разрешения краевой администрации. Проельцинская пресса за сей мерой увидела то, что Кондратенко вводит крепостное право. Но это, как оказалось, выгодно было прежде всего крестьянину. Раньше он, измученный нищетой, все сразу продавал оптовикам за бесценок. А теперь, попридержав часть продукции, зачисленной в продовольственный фонд, вдруг обнаруживал, что через два-три месяца за тот же его товар давали уже намного больше.
Администрация Кондратенко отличалась от прежней не только тем, что основательно занималась мерами поддержки производства. Она сумела убедить руководителей всех уровней, что у нас еще не все потеряно, что все вместе мы многое сможем, что главное — не опускать руки. А морально-психологический фактор в деле спасения кубанского АПК был очень важен.
Вопреки политике Центра и благодаря политике краевой власти Кубань действительно возродила былую мощь своего агропромышленного потенциала. В этом году наши хлеборобы собрали самый большой за десять лет урожай зерна — около 8 миллионов тонн. К началу декабря у нас полностью завершен сев пропашных культур и подъем зяби. Впервые осенне-полевые работы прошли с соблюдением всех агротехнических требований. В животноводстве края достигнуты показатели 1990 года. Бюджет Кубани в 2001-м возрос почти вдвое и выплаты из него на выполнение Закона о ветеранах увеличились в 3 раза, Закона об инвалидах — в 7,5 раза, на социальную помощь — в 5 раз. Детские пособия в крае выплачиваются такие же, как в Москве, а буханка хлеба в кубанских магазинах по-прежнему остается самой дешевой в России.
Н. А. Суть власти по плодам её узнаваема. Плоды правления Кондратенко свидетельствуют о том, что он — талантливый и успешный хозяйственник. Но, на ваш взгляд, почему Николай Игнатович, в отличие от всех прочих губернаторов России, не замкнулся только на хозяйственной деятельности и позволял себе сметь своё суждение иметь в большой политике? Редкий губернатор осмеливался камешек кинуть в кремлёвский огород. Кондратенко же не только камни в него метал, но и преступал запретную для каждого из власть имущих черту — говорил о пагубном влиянии сионизма на Россию. За это его расстреливали из всех электронных пушек, но он, рискуя потерять губернаторский пост, не замолчал. Как вы можете объяснить мотивы вторжения Кондратенко в большую политику?
Н. Д. Свое отношение к политике Кремля, я думаю, есть у всех нормальных граждан России — у рядовых и чиновных. Большинство из них, вне сомнения, понимали, что политика эта — не та, которая нужна. Но граждане в чинах, граждане при власти не только не выступали открыто против нее, но и обеспечивали ей молчаливую поддержку. Исключения, конечно, были. Министр Полеванов высказался за пересмотр преступной чубайсовской приватизации. Не скрывал своего неприятия ельцинской политики тульский губернатор Стародубцев. Остальные власть имущие на самом деле лишь иногда бросали камешки в кремлевский огород.
Николай Игнатович Кондратенко рассматривал политику Кремля системно, вскрывал разные факторы ее разрушительного действия и как мог им противодействовал — словом и делом. В первый год его губернаторства на Кубани был подготовлен иск в Конституционный суд, где доказывалось, что указы Ельцина, запустившие реформы, противоречат Основному Закону, ибо они подрывают основы благосостояния большинства российских граждан. И в последующие годы Кондратенко разоблачал именно принципиальные пороки ельцинской политики. И именно за это его, по вашим словам, расстреливали из всех электронных пушек.
Вторгаясь в запретные темы, Кондратенко рисковал. Но он мог себе позволить риск, ибо, в отличие от прочих начальников, имел абсолютно чистые руки и не попался на крючок Кремля. Сколько ни наезжало на Кубань комиссий, сколько они ни рылись в деятельности Кондратенко, ничего не нарыли.
Позиция Кондратенко — это позиция патриота, который не смирился с несправедливостью, неправдой и безобразиями в стране. Но, оставаясь губернатором, он получил шанс проявить себя в большой политике, потому что его патриотические взгляды не расходились с безупречной человеческой и гражданской порядочностью.
Н. А. Если в Кремле и Доме правительства Кондратенко, мягко говоря, недолюбливали, если в Госдуме и Совете Федерации к его высказываниям относились неоднозначно, то в крае он имел высокую популярность. Так чего же ради ему понадобилось создавать собственное краевое движение "Отечество", в котором теперь у вас — вторая роль?
Н. Д. Популярность на Кубани у Кондратенко была в советское время, была и после августа 91-го, когда его, по указу Ельцина, сняли с поста руководителя края и предъявили ему обвинение в измене Родине якобы за поддержку ГКЧП. Обвинение доказать не удалось, но Кондратенко путь во власть на несколько лет был заказан. Я не уверен, что он хотел в нее вернуться. Но полагаю, что если бы хотел, то выиграл бы губернаторские выборы, не имея собственного движения. Создавать "Отечество" он стал не в личных своих интересах.
После расстрела Парламента в 93-м стало очевидно: в Москве изменить политику в стране уже не удастся. Надежды на это надо похоронить и надо думать об изменении политики на Кубани. А для этого необходимо сплотить в единую организацию все народно-патриотические силы. Такие силы в крае были, и Кондратенко удалось объединить их под крышей "Отечества". И наше движение добилось своей цели — политика на Кубани изменилась, она совершенствуется и будет совершенствоваться в интересах большинства кубанцев.
Н. А. Попытки объединить под одной крышей оппозиционные Кремлю силы предпринимались во многих субъектах Федерации. Но, как правило, почти везде единый кулак оппозиционеров либо распадался, либо терял связь с губернатором, им же возведённым во власть. Ваше же движение в крае называют партией власти. Вы на своей конференции решили: губернатором на Кубани с благословения Кондратенко должен стать Александр Ткачёв. Он им стал, и потом мы все услышали по телевизору его слова: "Я горжусь тем, что являюсь выдвиженцем именно этой партии" (то есть движения "Отечество"). Как вам удалось сохранить единство рядов движения, и на самом ли деле "Отечество" — это партия власти на Кубани?
Н. Д. На губернаторских выборах в 96-м за Кондратенко проголосовали 82 процента избирателей. С таким же процентом победил на выборах год назад и кандидат "Отечества" Александр Ткачев. Более половины нынешних глав городов и районов получили свои посты при поддержке нашего движения. 80 процентов мандатов в Законодательном собрании края принадлежат депутатам, выдвинутым "Отечеством". Большинство наши депутаты имеют и в местных Советах. А теперь судите сами: является ли "Отечество" партией власти на Кубани?
Наше движение не распалось и не потеряло доверия избирателей потому, что высок был авторитет его лидера — Кондратенко — и потому, что мы не выяснением отношений между собой занимались, а реальной созидательной работой.
Н. А. Я с вашего разрешения ещё раз процитирую слова члена "Отечества" губернатора края Ткачёва: "Моя "партия" — Кубань, мои земляки — кубанцы. Им служил и буду служить". Согласно уставу "Отечества", одна из главных его задач — продвижение во власть своих ставленников. Но они нуждаются потом в своей партии Кубани. Что она им может предложить и чего от них требует?
Н. Д. Формула нашего движения — объединить в своей деятельности политические, административные и хозяйственные ресурсы. Объединить для достижения конкретных результатов в интересах большинства.
Руководитель и депутат, избранные с помощью нашего движения, не обязаны клясться ему в верности. Но организация, продвигавшая их во власть, вправе пригласить их же на свое собрание или конференцию и спросить: как они выполняют наказы избирателей и данные им обещания? Контроль и моральная оценка со стороны движения удерживают кадры на разных уровнях от нездоровых соблазнов и в значительной мере дисциплинируют их. Структуры движения необходимы руководителям и для разработки выверенных планов деятельности, и для решения самых разных проблем, в том числе и хозяйственных, ибо практических результатов трудно добиться без широкой поддержки общественного мнения. Короче говоря, кубанским властям нужно наше движение, а оно заинтересовано помогать получить власть тем, кто разделяет его программные цели и задачи.
Н. А. Допустим, власть в крае с помощью вашей партии сделает жизнь на Кубани лучше и веселее. Предположим, что вы, опираясь исключительно на собственные силы, достигнете определённых успехов, невзирая на неблагоприятную макроэкономическую ситуацию в стране. Но при всём том ваша партия этим удовлетворится? У вас нет намерений изменить социально-экономический курс в стране, и можете ли вы внести свой план перестройки социально-экономической политики в России?
Н. Д. На последней конференции кубанского "Отечества" принято такое решение: "Предложить администрации края представить российскому руководству современную модель комплексного развития нашего региона в качестве образца для других территорий — по отраслям сельскохозяйственного и промышленного производства и социальной сферы. Кубань как апробированный в новых условиях пилотный вариант системного развития может представлять собой перспективный проект для всей России".
Наш опыт народовластия, сработавший на подъем экономики и повышение уровня жизни большинства кубанцев, — это уже есть вклад движения "Отечество" в дело корректировки социально-экономического курса России. Мы имеем и свое видение стратегических изменений в политической и духовной жизни государства, которое изложено в документах "Отечества". И, наконец, последнее: многие представители нашего движения считают необходимым делегировать лидера кубанского "Отечества" в руководство Народно-патриотического союза России. Кто из политиков-патриотов имеет столь же безупречную репутацию, как Николай Игнатович Кондратенко? Кто из них сумел вывести из кризиса огромный регион с населением в 5,5 миллиона человек? Кто умеет говорить на языке широких масс и вести их за собой, как умеет Кондратенко? На мой взгляд и на взгляд моих товарищей, приход Николая Игнатовича в руководство всероссийской оппозиционной организации нужен не только Народно-патриотическому союзу. В свое время Кондратенко изменил политику на Кубани, и он может ее изменить в масштабах всей России.
1.0x