4(479)
Date: 21-01-2002
Author: Михаил Хазин
ВПЕРЕДИ — КАТАСТРОФА (Экономические итоги и тенденции 2002 года)
ВВЕДЕНИЕ
Если считать, что основной задачей СМИ является доносить до граждан информацию о событиях в мире, то следует отметить, что в СССР СМИ были — хотя и не очень качественные, поскольку вносили в схему освещения любого события серьезную идеологическую окраску. А в России СМИ нет вообще — поскольку существенную часть основополагающих событий они в принципе не раскрывают. В связи с этим, любой прогноз, в том числе экономический, должен предваряться подробным описанием года предыдущего: для того, чтобы читатель, не тративший в течение всего года свое время на изучение специальных источников информации, мог бы понять логику и реальный смысл прошедшего года.
С нашей точки зрения, основные экономические события уже ушедшего 2002 года четко укладываются в рамки единой логики — логики развития мирового кризиса, связанного со структурными проблемами экономики Соединенных Штатов Америки. В этом смысле американцы добились своего: с экономической точки зрения за пределами этой страны в 2002 году практически не произошло значимых событий. Введение в обращение наличного евро основательно готовилось в предыдущие годы, безналичный евро существовал уже достаточно долго — так что это событие не может считаться достаточно значимым. Собственно говоря, конкуренцию американским ньюсмейкерам составило только одно событие — XVI съезд Коммунистической партии Китая. Но его значимость настолько эпохальна и выходит как за пределы чисто экономических вопросов, так и за границы 2002 года, что мы его здесь обсуждать не будем.
РЕТРОСПЕКТИВА
Прежде, чем расшифровывать экономическую логику событий, хотелось бы их перечислить. С нашей точки зрения, основными событиями 2002 года стали:
1) неожиданный рост внутреннего валового продукта (ВВП) США в I-II кварталах;
2) снижение притока иностранных инвестиций в США до величины меньшей, чем текущий дефицит платежного баланса;
3) борьба за принятие резолюции ООН по Ираку;
4) подписание в декабре президентом Бушем-мл. закона о создании в США министерства национальной безопасности.
Эти события закономерно связаны между собой, и именно они показывают, в каком наиболее вероятном направлении будет развиваться мир в наступившем году.
Неожиданность первого события связана с тем, что оно никак не вытекало из экономической логики американской политики предыдущих лет. Оно стало следствием отказа властей этой страны от концепции монетарно-либерального управления экономикой в пользу прямой поддержки экономического роста за счет государственных ресурсов, возможность которой предоставили теракты 11 сентября 2001 года.
Сегодня, по итогам более чем года, не рискуя слишком сильно ошибиться, мы можем оценить объем государственной, в частности, бюджетной, поддержки американской экономики, осуществляемой за этот период, где-то в 50 миллиардов долларов за месяц. Описанная смена экономической политики стала героическим поступком, позволившим президенту Бушу-мл. спасти свое лицо и, возможно, место в Белом доме. Поступком, которым он обязан тогдашним министру финансов Полу О'Нилу и главе группы своих экономических советников Белого Дома Лоуренсу Линдсею.
К середине лета (июль), однако, стало понятно, что в полной мере стимулировать экономический рост не удалось. Корпоративные показатели продолжили свое падение, фондовый рынок достиг многолетних минимумов. Скорость роста дефицита платежного баланса доходила до 10% в месяц. Но главное, что где-то в апреле, произошло второе из главных годовых событий. Это стало естественным следствием структурного кризиса и того обстоятельства, что весной 2001 года, впервые с середины 40-х годов XX века был разрушен один из базовых принципов экономической модели Ф.Рузвельта, обеспечившей для США уникальную полувековую экономическую и политическую экспансию: они лишились самых доходных финансовых рынков в мире. За год последствия этого поистине эпохального (но прошедшего практически незаметно) события дали свои естественные плоды: после апреля 2002 года девальвация доллара стала неизбежной.
Анализ межотраслевого баланса США показывает, что к сегодняшнему дню ежемесячный масштаб государственной поддержки экономики, обеспечивающий неубывание ВВП, должен составлять порядка 200 миллиардов долларов в месяц. Поскольку такие объемы денежные власти Соединенных Штатов обеспечить не могут (это в принципе невозможно без обрушения экономики), то и положительные последствия перехода к кейнсианским методам оказались ограничены как по масштабам, так и во времени. Масштаб структурного кризиса превысил возможности денежных властей США по контролю экономическим спадом.
Где-то к концу лета—началу осени американским властям стало понятно, что необходимо искать новые пути выхода из кризиса. К этому моменту единой позиции по экономическим вопросам в окружении президента Дж.Буша-мл. еще не существовало. Часть его сотрудников считала, что для выхода из кризиса необходимо вернуться на рельсы изоляционизма и отказаться от большого количества дорогостоящих проектов за пределами страны. Принципиальной частью этого проекта являлся отказ от "сильного" доллара, быстрая девальвация которого погрузила бы в пучины глобальной депрессии весь мир. Сами США имели бы при этом шансы на первоочередной выход из кризиса за счет достигнутого ими на сегодня технологического и военного преимущества, которое было бы поддержано теми финансовыми ресурсами, которые сейчас идут на поддержку "сильного" доллара. У этой позиции был только один радикальный недостаток — она автоматически приводила бы к банкротству и разрушению системы международного финансового управления, контролирующейся инвестиционными банками Уолл-стрита: Меррил-Линч, Голдман энд Закс и другими.
Вес и возможности этих финансовых институтов достаточно велики для того, чтобы финансировать альтернативную группу в окружении Буша-мл., которая требовала обязательного сохранения "сильного" доллара и поиска выхода из кризиса за счет ресурсов других стран и народов путем резкого усиления американской гегемонии во всем мире. В качестве основного внешнего источника, который мог бы компенсировать американские проблемы, были выбраны страны Персидского залива. Снижение нефтяных цен до уровня 12-14 долларов за баррель привело бы к уменьшению издержек американской экономики и, тем самым, с учетом различных мультиплицирующих эффектов, к необходимому ее стимулированию в национальном и мировом масштабе.
Началась планомерная и последовательная подготовка к этой операции, которая включала в себя "демонизацию" Ирака, Саддама Хусейна и реально несуществующего у него атомного оружия, а также "выход" для США к альтернативным источникам нефти, и массовая пропагандистская кампания, "прикрывающая" реальные цели Америки в отношении нефтяных цен. Команда "изоляционистов" в окружении Буша-мл. достаточно долго пыталась остановить эту агрессивную вакханалию, поскольку она приводила к серьезному ухудшению отношения к Соединенным Штатам во всем мире. Но, главное, Л.Линдсей и П.О'Нил отдавали себе отчет в том, что сохранить "сильный" доллар все равно будет невозможно. И поэтому планы "ястребов" в чистом виде обречены на неудачу.
Страны всего мира и, прежде всего, Персидского залива внимательно отслеживали ситуацию и (кто пассивно, а кто и активно) боролись с гегемонистскими притязаниями Америки, что и вызвало значимость третьего основного события года. Однако, по большому счету, все понимали, что поскольку реальные причины агрессивного поведения США носят чисто экономический характер, то удержать их от удара по Ираку политическими способами невозможно. И страны Персидского залива, в первую очередь Саудовская Аравия, которая почти наверняка стала бы второй целью американской агрессии, стали искать другие формы борьбы.
Поскольку главной целью Соединенных Штатов в регионе является не борьба с С.Хусейном и, тем более, с его мифическим оружием, а контроль за доходами от продажи нефти, то и борьба против американской агрессии была направлена прежде всего на то, чтобы нефтяные цены не снижались! И осенью 2002 года все чаще террористические организации стали угрожать взрывами нефтепроводов и нефтеперегонных заводов, в Арабском море был взорван французский супертанкер. И всему миру стало понятно, что даже если американские войска победным маршем пройдут по всем берегам Персидского залива, это не поможет снизить цены на нефть — поскольку охрана каждого погонного метра всех нефтепроводов, конвоирование танкеров и защита от террористических актов собственной инфраструктуры нефтяной промышленности тяжким грузом лягут на себестоимость нефти.
В Вашингтоне это поняли в конце осени 2002 года. Поняли одновременно с осознанием того факта, что удержать "сильный" доллар не удастся. И выводы из этого понимания последовали незамедлительно.
Прежде всего, всполошились уолл-стритовские банки. Девальвация доллара для них смерти подобна — поскольку основные свои доходы они получают от контроля над мировыми рынками финансовых фьючерсов. В наше время их разрушение настолько уменьшит общие обороты инвестиционных гигантов Уолл-стрита, что всерьез станет вопрос о том, смогут ли они обеспечить выполнение своих обязательств. Единственный, кто сможет им помочь — это американское государство, его бюджет, его казначейство, его печатный станок. И они обратились к президенту Бушу-мл. с предложением, от которого тот не смог отказаться. П.О'Нил, человек авторитетный и сильный, могущий противодействовать давлению со стороны финансовой элиты США, был отправлен в отставку, как и Л.Линдсей — по всей видимости, единственный человек в Вашингтоне, понимающий структурные причины кризиса. Люди, которые спасли Буша-мл. после 11 сентября 2001 года, оказались не нужны. На место О'Нила был поставлен человек значительно менее авторитетный, который вряд ли посмеет противоречить "линии партии", о чем он уже, впрочем, неоднократно и публично заявлял. А на место советника Буша-мл. был просто поставлен представитель Голдман энд Закс.
Одновременно резко затихла в США антисаудовская риторика. Если добиться снижения нефтяных цен не удается, то операция в Саудовской Аравии, и без того чрезвычайно рискованная, становится попросту лишней.
Но если девальвация доллара неминуема, то она вызовет резкое падение уровня жизни всего среднего класса — опоры американского общества. Стало быть, следует создать механизм контроля — прямой аналог ВЧК-ОГПУ-НКВД СССР (или, если хотите, РСХА — гестапо). Поэтому в 2002 году четко обозначился путь американского общества к тоталитаризму.
СЛОЖИВШИЕСЯ ТЕНДЕНЦИИ
Что будет дальше? В соответствии с представлениями Гринспена — единственного оставшегося в окружении Буша-мл. экономического идеолога, в настоящее время основной угрозой для американской экономики является депрессионная дефляция по японскому образцу. Для стимулирования экономики в такой ситуации достаточно, по его мнению, увеличить денежную массу, в частности, путем прямой денежной эмиссии за счет выкупа государственных облигаций казначейства САСШ. А для того, чтобы девальвация не продолжалась, доллар следует "привязать" к какой-нибудь "вечной ценности".
Единственной такой ценностью на сегодня может стать золото. И Гринспен 19 декабря 2002 года говорил о том, что в те времена, когда доллар был привязан к золоту, было много хорошего. Действительно, привязка обесценившегося (на 30, 40, а то и 50%) доллара к золоту позволит "убить массу зайцев". Во-первых, его падение будет остановлено. Во-вторых, можно будет, по аналогии с Ф.Рузвельтом, провести конфискационную золотую реформу, то есть принудительно обменять частное золото, хранящееся на территории США на доллары по фиксированному курсу. Это позволит резко увеличить золотые запасы Америки (существенно уменьшившиеся за последние годы), увеличить денежную массу по плану Гринспена. В-третьих, поскольку доллар станет в условиях серьезного кризиса мировых фьючерсных рынков, единственной мировой валютой, привязанной к золоту (на территории Европы золота мало), есть серьезный шанс сохранить его в качестве единой меры стоимости. Это позволит САСШ не только спасти уолл-стритовские банки, кратковременный кризис которых может быть преодолен за счет бюджетных средств, но и, проводя политику выборочной поддержки иностранных финансовых институтов, еще более усилить свою мировую гегемонию.
В-четвертых, после такой привязки казначейство США сможет активно увеличить продажу своих облигаций, что позволит перейти к экономической политике времен Рейгана, то есть поднять учетные ставки с целью привлечения мирового капитала и стимулировать собственную экономику за счет бюджетных средств. При этом американские финансовые рынки вновь станут самыми доходными и стабильными в мире, то есть модель Ф.Рузвельта будет восстановлена.
Рост цен на золото в последние недели 2002 года не может быть вызван активностью розничных покупателей — соответствующей инфраструктуры не существует. Скорее всего, это уолл-стритовские банки пытаются откупить обратно свои обязательства по продаже золота по низким ценам, сделанные в рамках долгосрочных программ по его лизингу.
Все эти действия, естественно, не вызовут в мире бури восторга. И поэтому их следует согласовать по времени с операцией в Ираке, которая должна стать иллюстрацией того, на что способна американская военная мощь. А для того, чтобы не случилось конфуза, необходимо как можно дороже продать Саудовской Аравии отказ от разрушения ее правящего режима. Например, предложив саудитам стать посредниками между Саддамом Хусейном и США примерно по такой схеме: Хусейну гарантируют жизнь (тайно, разумеется), а его детям — нажитые капиталы, в обмен на участие в инсценировке блестящего и эффективного разгрома Ирака. Возможны некоторые варианты — но разгром должен быть максимально быстрым и качественным. С полным сохранением всей нефтяной инфраструктуры, разумеется.
ВЕРОЯТНЫЕ ПРОГНОЗЫ
Если перейти к прогнозной части, то в наиболее мрачном виде она выглядит примерно следующим образом. За первые недели года, а, быть может, и до конца февраля, проходит девальвация доллара (уже начавшаяся). По моим оценкам, где-то на 30-40%. В конце этого периода начинается агрессия в Персидском заливе, которая на несколько дней резко повысит цены на нефть с одновременным ускорением падения доллара. Если эти события пойдут в плановом русле (то есть девальвация будет не слишком быстрая, а в Ираке не произойдут неожиданности), то сразу после этого президент Буш-мл. может объявить о "привязке" доллара к золоту и проведении соответствующей конфискационной операции. Не исключено, что одновременно будет произведена реформа долларового обращения: введены "розовые" доллары и ограничен обмен "старых" долларов на новые. Для нашей страны эти события, даже не в самом полном масштабе, станут катастрофой. Правительство проигнорировало предупреждения ряда экспертов о необходимости создания инфраструктуры по обмену наличных долларов для населения: на евро, золото, или другие активы. В результате банковская система будет парализована и, скорее всего, вообще откажется от операций по покупке наличных долларов. Обесценение накоплений населения, как и в предыдущие разы, вызовет резкий спад внутреннего спроса. Российские предприятия сократят платежи в бюджет. Девальвация доллара приведет к снижению эффективности экспорта и увеличению импорта. Поскольку мировой спрос после девальвации доллара уменьшится (возможно, значительно), то для иностранных компаний вопрос о сохранении рынков сбыта приобретет первоочередное значение. Иными словами, Россию завалят импортными товарами по демпинговым ценам, которые удовлетворят оставшийся спрос.
В отличие от ситуации 1998 года, эти проблемы не будут скомпенсированы за счет роста эффективности экспорта и начинающегося в стране экономического роста. Сократившийся мировой спрос не даст возможности российскому сырьевому экспорту захватить новые рынки. Кроме того, проблемы мировых фьючерсных рынков приведут к усилению протекционистских барьеров. Рост внутри страны будет блокирован демпингом импортеров, который облегчится в связи с ростом курса рубля относительно доллара.
Практически полное отсутствие золота в стране и контроль иностранных компаний за его добычей не позволит России воспользоваться экономическими проблемами других стран. Резкое сокращение бюджетных платежей (как со стороны производителей, ориентированных на внутренний рынок, так и со стороны экспортеров и импортеров) вызовет коллапс федерального бюджета с резким обострением отношений между регионами и федеральным Центром, и без того напряженных. Особенно серьезно это скажется на регионах Дальнего Востока, поскольку Китай меньше всего пострадает от происходящих экономических проблем. С учетом того, что именно Китай, по всей видимости, был одним из самых серьезных покупателей золота на мировых рынках за последние десятилетия, его относительный вес в мировой экономике резко вырастет, а внешняя экспансия получит дополнительный толчок.
Резкое сокращение доходности всех рынков, включая экспортно-импортные, приведет к существенному перераспределению финансовых потоков, что автоматически влечет за собой мощнейшие войны на политическом "олимпе". Все олигархические кланы и, что самое интересное, различные группы внутри до сих пор единых кланов, вступят в смертельную схватку за сокращающиеся ресурсы. А поскольку президент Путин за три года своего нахождения у власти не смог хоть в какой-то мере реанимировать систему государственной власти в стране, то он будет в лучшем случае молчаливым наблюдателем за этой схваткой, которая и определит, в частности, кто станет новым президентом России.
Что касается коммерческих структур: хоть олигархических, хоть обычных,— то они выживут либо чисто случайно, согласно теории вероятности (приблизительно одна из 10), либо за счет того, что сумеют очень тщательно подготовиться к предстоящим событиям.
Но самое интересное состоит в том, что своей основной цели на этом пути США не достигнут. До тех пор, пока существующие в настоящее время структурные диспропорции не будут ликвидированы, экономического роста в Америке быть не может, поскольку "умирающие" отрасли проникли практически во все сферы тамошней экономики. На сегодня понятно только, что пока фиктивно "накачанный долларовым воздухом" ВВП США не сократится на 20-25%, никакого роста быть не может! Но такой сценарий означает, что Дж.Буш-мл. повторит судьбу Г.Гувера! Этого он (и его партия) допустить никак не могут, а значит, начало структурной перестройки будет откладываться до "после выборов".
Что все это означает с чисто экономической точки зрения? После девальвации доллара и привязки его к золоту, негативные процессы в американской экономике будут продолжаться. Несколько месяцев займет период ожидания того, чтобы "схлынула пена". В этот период денежные власти США будут манипулировать своими финансовыми ресурсами (включая эмиссионные) для того, чтобы спасти наиболее близкие к ним финансовые институты, списать на заведомых банкротов свои наименее приятные обязательства, улаживать с использованием всей своей военной мощи международные проблемы и т.д. Кроме того, придется довольно много усилий потратить на внутренние социальные проблемы, в частности, спасение государственной системы ипотечного кредитования. Опыт России 1998 года показывает, что на все это уходит не меньше 3-5 месяцев. У нас, правда, проблем было не так много, но и ресурсы США с нашими сравнить никак нельзя.
Но в России в начале 1999 года начался быстрый экономический рост. А в США где-то к середине 2003 года станет понятно, что роста — нет! И уже во второй половине года страна встанет перед ситуаций, аналогичной началу 1970-х годов: необходимо будет либо самостоятельно девальвировать доллар (то есть уменьшить его золотое содержание), либо вообще отказываться от золотого стандарта. Мировой кризис совершит очередной виток.
Описанный сценарий, разумеется, не является обязательным. Это самый пессимистический из всех возможных для России сценариев. Но он достаточно ясно показывает как далеко мы зашли на пути деградации российской государственности и что пришло время немедленно предпринимать решительные меры — иначе объекта этих мер, России, просто не станет.
1.0x