Авторский блог Михаил Мезенов 03:00 24 декабря 2001

ОШИБКА В ПРОГРАММЕ — РОССИЯ “ЗАВИСЛА”

ОШИБКА В ПРОГРАММЕ — РОССИЯ “ЗАВИСЛА”
52(421)
Date: 25-12-2001
Вот уж год как страна имеет новый текст гимна, написанный на "старую" музыку Александрова. Однако повсюду звучит одна лишь музыкальная составляющая, а слова — такое ощущение — стараются лишний раз не воспроизводить. Не потому ли, что текст гимна нелеп, несвязен и порой граничит с бессмыслицей? Поговаривают, что сие произведение, написанное (или просто подписан- ное?) С.Михалковым, содержит ряд грубых стилистических и грамматических ошибок… Если это так, то выходит, что президент, депутаты верхней и нижней палат российского парламента суть безграмотные люди. А может быть, просто им всем наплевать на национальную символику России, ибо они заняты совсем другими, более важными (как им кажется) делами? Понятное дело, символы страны — это из области, так сказать, идеальной, нематериальной — из них шубы не сошьешь, за границу не продашь…
Но вернемся к тексту гимна. Что это за ошибки, о которых толкуют как специалисты-филологи, так и простые люди России?
Здесь я хочу привести рассказ одного сибирского человека, охотника, который называет себя "жителем Восточной России". Тезка президента, Владимир Владимирович Джуглымов, представляет собой тип современного ходока во власть, правдоискателя, говорящего от лица народа. Этот простодушный русоволосый и синеглазый человек пришел в "Завтра", потому что в других газетах выслушать его не захотели, нашли рассказ его неинтересным и неважным. Нам же кажется, что история Владимира Владимировича крайне показательна и к тому же имеет прямое отношение к заявленной теме.
"Когда краем уха услышал, что готовится новый текст гимна на старую музыку, очень обрадовался. Думал: соберутся умные люди и напишут текст, который объединит всю Россию. Но под Новый год прочитал слова принятого президентом гимна и огорчился. Вижу, текст неправильно написан с точки зрения русского языка. А я в язык верую — в то, что при помощи русского языка люди могут договориться и объединиться. Сообщение об ошибках, допущенных автором гимна, решил довести до президента. Сейчас, спустя год, я, может быть, не стал бы этого делать, но поскольку считал, что случилось происшествие чрезвычайное, отправился в Москву. Приехал из тайги, из леса и многому здесь удивился. Честно, не понравилось мне в Москве: в вагоне метро вшивые бездомные возле сидений валяются, а другие граждане на них внимания не обращают, жуют жвачку или сосут пиво — и все удовольствия получают сразу. Раньше говорили: мертвые срама не имут, а теперь, выходит, и живые…
Пришел в приемную президента, которая рядом с Политехническим музеем. Там меня к представителю президента даже не пустили. Какие-то двое на входе стали допрашивать меня. Один разговаривал со мной таким тоном, как со мной раньше никто в жизни не говорил. Так, наверное, общались раньше помещики со своими крепостными. Другой все ухмылялся и говорил, чтобы я отправлялся побыстрее в свою Иркутскую область.
Тогда решил пойти к Шойгу, как к министру и главе движения "Единство". К тому же, МЧС помогало несколько лет назад району Иркутской области, где я живу. В приемной МЧС мне сказали, что Шойгу очень занят и дали понять, что даже если я запишусь к нему на прием, то он вряд ли найдет на меня время. Но и записаться на прием мне не удалось.
Тогда я встал у здания МЧС и стал дожидаться Шойгу, благо удалось узнать, что его автомобиль стоит рядом со входом в здание. Но поговорить с министром не удалось. Подошел охранник, похожий на кавказца, и спросил: "Чего здесь стоишь?" Я ему рассказал, как обстоит дело. Тогда охранник сказал, что и Шойгу не сможет ничего передать Путину, настолько страшно оба они заняты, но говорит: "Сейчас тебе помогу, устрою тебе встречу с Шойгу…" Он ушел куда-то, а через пять минут приехала милицейская машина. Обыскали, отвезли меня в дежурную часть, допросили, посадили за решетку. Через два часа открыли дверь, взяли с меня штраф 10 рублей — не сказали, за что — и говорят: "Иди на все четыре стороны". Напоследок их командир, правда, спросил: "Что ты там про гимн хотел рассказать…". Ну, я им показываю на ошибку, они удивились все, подобрели. Глаза у них преобразились, они будто проснулись. А то был конец рабочего дня, и они выглядели уставшими".
Вот такую историю рассказал Владимир Владимирович Джуглымов. Ошибка в гимне, которую он заметил, элементарна: в последнем куплете гимна написано: "грядущие нам открывают года". Но от слова "год" множественное число в именительном падеже русского языка никак не года, но годы (ход — ходы, суд — суды, сад — сады, вид — виды, гад — гады). Джуглымов прав: государственный гимн России, в отличие от песен Кикабидзе, не может содержать таких "ляпов".
Впрочем, помимо столь очевидного несоответствия правилам русской грамматики, первый куплет гимна содержит два несвязанных друг с другом предложения.
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена.

Отсюда неясно, достоянием кого или чего являются "воля" и "слава". Если бы после слова "страна" появилась запятая, или слово "твое" было бы заменено на "ее", смысл первого куплета оказался бы прозрачным и не напоминал бы разнородный набор бессвязных реплик. Впрочем, остальные куплеты и припев — не более чем набор пышных, далеких друг от друга и от самой российской действительности фраз.
А Владимир Владимирович из Восточной России не теряет надежды до нового года, "пока не поздно", встретиться со своим тезкой-президентом страны. Он расскажет ему об ошибке в тексте гимна и, наверняка еще кое-что, непредставимое для кремлевского Владимира Владимировича…
Михаил МЕЗЕНОВ



1.0x