ТАК!
46(415)
Date: 13-11-2001
8 ноября состоялась презентация нового альбома культовой группы "Алиса" — "…Танцевать". Пластинка (вышедшая на "Союзе"!), по словам лидера коллектива Константина Кинчева, не сочинялась специально. В нее вошли песни разных лет, объединенные общим мягким лирическим настроем. Одни — "Понедельник ", "Гость", "Горизонт" — были сочинены еще лет пятнадцать назад, другие — "Веретено" или "Бродячий цирк" — совсем недавно. Подобные композиции — непафосные, мелодичные — у группы периодически появляются. В 1996 году Кинчев собрал из них альбом "Джаз".
"Это — лиричное состояние моей души. Этот альбом я расцениваю как передышку между боями”, — заметил Кинчев. Несмотря на непривычно спокойное звучание, "Алиса" остается узнаваемой с первых секунд; на месте завораживающе-манящий шаманский голос Кинчева, да и в музыкальных ходах, есть что-то неуловимо "алисовское". Из находок следует отметить удивительно удачное появление в аранжировках духовых (отметились питерские рокабильщики "Speed fire") — музыкальное полотно композиций заиграло новыми красками — добавились изящность и особый драйв, создаваемый дудками.
Итак, "перерыв между боями"?.. Возможно ли абсолютное отсутствие какого-либо "мессиджа", послания в творениях одной из наиболее одухотворенных наших команд? Лирика лирикой, но и в "Джазе" Кинчев утверждал, что "идет на свет". А здесь? Во-первых, просматривая список песен, я был заинтригован тем, что все старые вещи (исключая "Где твой билет?"), а они составляют основу альбома, написаны в промежутке с 1984 по 1986 годы. Время, когда у руля власти встал человек, сделавший немало для уничтожения Советской империи. Высвечивается недобрая аналогия с нашим временем. (Кинчев предупреждает?!) Звание "лучший немец года" новый лидер, видимо, уже заслужил. Трагедия "Курска" напомнила "Комсомолец". Да и второй афганской повеяло от внешнеполитических успехов власти. Лидер "Алисы" недвусмысленно определил свою позицию по поводу сложившейся ситуации. "Мы обязаны устоять и ни в коем случае не ввязаться в войну. Иначе через какое-то время на нашей территории будут жить китайцы".
Второе. Центральная песня, давшая название альбому, "…Танцевать". Кинчев долго не включал ее в диски, не удовлетворяясь электрическим звучанием. (В акустике она, на мой взгляд, действительно сильнее — вводит слушателя просто в транс.) Похоже, время пришло. О роли и значении танца в этом мире в начале ХХ века писал великолепный Максимилиан Волошин. Танец сегодня — преодоление отчуждения, уничтожение навязанных системой рамок. Сквозь танец совершается обряд прорыва к иному. Танец — это освобождение. Это смерть Вавилона.
Как просто стать пеплом,
Танцуя в центре огня,
Но Боже, как радостно видеть зрачки
Дарящего залп.
Танец как средство пробуждения, явленного от затянувшейся спячки. Буйство цветов молодых танцующих стихий против унылых сумерек Мирового Города.
Завершает альбом старое полемическое посвящение БГ — "Путь в сторону леса". Поставив его на такое место, Кинчев дал ему новую жизнь и придал новый смысл — БГ песня уже не касается. (Кстати, так чувствовалось уже давно. Ведь и в сборнике "Солнцеворот" она находится в разделе "Зерна" вместе с такими программными работами, как "Стерх", "Мама" или "Сумерки".) Теперь это манифест свободы и антиглобализма ("Твой символ роза ветров", — НАТО?!). Лес — как символ Родины, Почвы, Веры. И путь в лес — это побег из либерально-космополитического ада современности.
Мы идем тропой восходящего дня,
И утро смотрит на нас.
Мы держим путь в сторону леса.
Андрей СМИРНОВ
1.0x