Авторский блог Владимир Винников 03:00 4 ноября 2001

ХРУСТАЛЬНАЯ ПРОЗА

ХРУСТАЛЬНАЯ ПРОЗА
45(414)
Date: 05-11-2001
Присуждение первых литературно-театральных премий Виктора Розова "Хрустальная роза" заставило вспомнить незабвенные времена реализации последовательной государственной политики в области искусства. Несмотря на отсутствие приболевшего патриарха Виктора Розова, обилие "секьюрити" в штатском и иномарок у подъезда, церемония награждения оказалась все же не "новорусской", с претензиями на "большой стиль" советской эпохи. Даже символично, что дипломы лауреатам подписывал последний Председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков — совместно с первым министром культуры РФ Юрием Соломиным.
В двух главных номинациях, театральной и литературной, премией были отмечены произведения соответственно драматурга Михаила Ворфоломеева (к сожалению, безвременно погибшего) и прозаика Сергея Сибирцева. Конечно, поздравить давнего автора газеты "Завтра" и "День литературы" со столь серьезным общественным признанием его творчества — радостное и по-своему обязательное дело.
Нельзя сказать, что признание это запоздало. Более того, похоже, что Сергею Сибирцеву, автору далеко не старому, хотя и успевшему написать не только отмеченные первой "Хрустальной розой" романы "Государственный палач" и "Приговоренный дар", выдан серьезный аванс на будущее.
Вот об этом будущем, наверное, и стоит сказать "поверх" обычных поздравлений. Главное — присутствие значительного потенциала в творчестве Сибирцева бесспорно даже для самых ярых его неприятелей (от смысла "не приять") и хулителей. Иное дело, что потенциал его в эстетическом отношении еще далеко не реализован, и вопрос о том, когда и как произойдет подобная реализация, остается, по большому счету, открытым. Бесспорно живую и страстную, но стилистически непривычную, гротескно громоздкую прозу нынешнего Сибирцева так и тянет (на самом простом и доступном уровне, на уровне аналогий) сравнить с личинкой какого-то неведомого насекомого, может быть, бабочки,— с личинкой, которая просто обязана претерпеть ряд мучительных и даже опасных для нее метаморфоз, чтобы в результате явить миру свое блистательное, крылатое великолепие.
"Черный романтизм", явно исповедуемый Сибирцевым как художественный метод, не слишком распространенное, можно даже сказать — редкое, на наших широтах явление, к которому автор пришел, что называется, "по наитию", и которое осваивает столь же стихийно, сколь и естественно.
Поразительно иное: насколько точно, до мельчайших тонкостей, соответствует материал "постсоветско-новорусской" эпохи методу романтизма, основой которого является отражение и выражение переходной от Всеобщего к Единичному и, наоборот категории Особенного — и насколько слабо используется он современной отечественной литературой, прямо помешавшейся на дихотомии "реализм-модернизм". Воистину, мертвые хватают живых. И здесь у Сибирцева, фактического новооткрывателя данного метода, внутренне свободного от господствующих "теорий", открывается поистине необъятное поле творчества. Но вспоминая судьбу Христофора Колумба, справедливо будет замечание, что открыть новый материк и покорить его — две достаточно разные функции. Если Сергею Сибирцеву удастся совместить их в своей литературной судьбе — это, конечно, идеальный вариант. Но для его реализации от автора потребуются огромные, почти запредельные творческие усилия. Вот их-то и стоит пожелать лауреату "Хрустальной розы" в эти знаменательные для него дни…
Владимир ВИННИКОВ



1.0x