Author: Юрий Юрьев
МОЛЧАНИЕМ ПРЕДАЕТСЯ БОГ
45(414)
Date: 05-11-2001
“Церковь не может быть побеждена путем компромисса между национал-социализмом и христианским учением, но только путем введения новой идеологии”.
Мартин БОРМАН
“Священники будут оплачиваться нами и за это станут проповедовать то, что мы захотим. Если найдется священник, который будет действовать иначе, разговор с ним будет короткий...
Задача священника заключается в том, чтобы держать поляков спокойными, глупыми и тупоумными”.
Генерал-губернатор Варшавы ФРАНК
“...Советские военнопленные подлежат клеймению посредством особого долговременного знака.
...Произведенное первое клеймение должно быть тотчас же занесено в личную карту I, в разделе “Особые приметы” с пометкой “такого-то 1942 года”, то же самое — при каждом необходимом возобновлении клейма”.
Начальник Верховного командования вооруженными силами
Из сборника обвинительных материалов Нюрнбергского процесса
ВЕРНУТЬСЯ К ТЕМЕ"числа человеческого" заставляют повторяющиеся факты принуждения людей к принятию цифрового номера. Казалось, было письмо министра по налогам и сборам Г.И.Букаева (см."Завтра", 2001, №42, с.8), было его устное интервью от 31 января 2001 г. с заверениями: "Во-первых, я говорю всем налогоплательщикам России: если вы не желаете иметь ИНН, вы вправе от него отказаться. И никто не имеет права вас заставить его принять. Второе, ни один работодатель не вправе устраивать на вас гонение, если у вас нет этого номера. В-третьих, везде, где мы устанавливаем эти факты, даем указание, чтобы была проведена работа с работодателями об их неправомерных "действиях". Это идеология нашего министерства" ("Православная газета", Екатеринбург, 17 октября 2001 г.).
Но реальные действия региональных и прочих налоговых органов на местах почему-то оказываются далеки от заявленной министром идеологии. Принуждение нарастает. Повсюду распространяются страшилки наподобие этой: "Вниманию граждан РФ! На всей территории России (в соответствии со ст.84 Налогового кодекса) налоговые инспекции проводят кампанию по присвоению идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Каждый гражданин России наравне с паспортом должен иметь свой номер ИНН. Гражданин России без ИНН с 2002 г. не сможет производить расчеты через сберегательные и иные банки, получать налоговые льготы, вычеты за платное обучение в образовательных учреждениях, платное лечение. Предприятия, имеющие работников без ИНН, с 2002 года будут штрафоваться. Для получения ИНН вам следует… Администрация Инспекции МНС по г.Благовещенску, ул.Красноармейская, 122".
А вот место последнего инцидента гонений заставляет серьезно задуматься о происходящем. Принуждению подверглись священники и монашествующие, несущие послушание в церковном учреждении по адресу: Москва, Чистый переулок, д.5, именуемом иначе Патриархия. Здесь от всех труждающихся потребовали обязательного получения ИНН до начала 2002 года. Для многих священников и монахинь это требование вступило в противоречие с голосом совести. Ведь верующие, знакомые со всеми сторонами мировой электронной нумерации, полагают, что, принимая "число человеческое", мы становимся на путь измены Отечеству небесному и земному.
Выразивших непослушание клириков постигли различные наказания. Иные месяцами не получают жалованье, иные переведены на более тяжелые послушания. Известен случай лишения священника права ношения рясы и креста "за нетактичное поведение" в форме непринятия ИНН. Перед служащими патриархии поставлен, по сути, ультиматум: не принявшие номер до 2002 года будут изгнаны, а те из них, которые являются насельниками Троице-Сергиевой Лавры, ее не увидят более. Неужели и в самой Обители Преподобного Сергия произойдет чистка по подобному принципу? Священноархимандритом Лавры является Патриарх.
Накануне Богословской Комиссии об ИНН он писал в своем письме архимандриту Иоанну Крестьянкину, прося того помочь уврачевать "церковный раскол": "…В свою очередь, Мы сделаем все для умирения возникшего разделения, чтобы все члены церкви, кто не желает по тем или иным причинам принимать налоговый номер, ни в коем случае не были принуждаемы к этому и никаких отрицательных последствий вследствие этого для них не чинилось. В этом Мы получили заверения со стороны Министра по налогам и сборам РФ Г.И.Букаева, человека православного и поддерживающего Нас…
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий
21 января 2001 года" (Псково-Печерский листок, №386).
Архимандрит Иоанн тогда сказал свое слово. Оно было положено в основу решений VIII пленума Синодальной Богословской комиссии, в постановлении которой было заявлено:
"п.4 Совершенно недопустимым является наложение пастырями церковных прещений за принятие либо за неприятие налоговых номеров.
п.5 К сожалению, приходится констатировать тот факт, что верующие люди, отказывающиеся от ИНН, нередко сталкиваются с дискриминацией со стороны работодателей. Согласно официальным заявлениям руководства МНС РФ, подобные действия являются противоправными. В этих случаях необходимо обращаться в вышестоящие налоговые инстанции".
Ради этих двух пунктов поставили свои подписи под постановлением даже те священноархимандриты, которые были не согласны с самим духом комиссии. Эти решения благословил, а затем и ссылался на них в Великопостном послании от 19 февраля 2001 года Святейший Патриарх. О чем вышеизложенное свидетельствует? О забывчивости некоторых церковных иерархов или о проведении определенной политики?
ЧТОБЫ РАЗОБРАТЬСЯ В ЭТОМ ВОПРОСЕ, рассмотрим подробнее, что же происходило в Троице-Сергиевой Лавре на заседаниях Богословской комиссии по вопросу ИНН 19-20 февраля 2001 года. Задачей заседаний, кратко говоря, было разобраться: отвечает ли проводимая по всему миру электронная нумерация людей, которая должна стать основой новой глобальной электронно-финансовой торговой системы, содержащей в своих элементах кощунственный для христиан символ 666, явлению, изложенному в Откровении Иоанна Богослова: "И он сделает то, что всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть".
Изучение докладов (опубликованных ныне в печати и в Интернете), дух и буква которых безусловно доминировали на Заседаниях Комиссии, позволяет сделать вывод: Русская Православная Церковь стоит накануне фатальных событий. Стремясь найти политическое решение искусственно раздутого конфликта, составители итогового документа пошли на искажение православного вероучения.
В истории уже были известны магические культы и обряды, принимая которые, христианин утрачивал постепенно благодать Христову. Подобные свидетельства содержатся в книге блаженной памяти иеромонаха Серафима Роуза "Православие и религия будущего". Исследуя увлечения христиан модными в 60-е—70-е годы восточными культами: от гимнастики йога до дзен-буддизма,— автор указывает на необратимые духовные последствия подобной прелести. И православие всегда ограждало верующих Священным Писанием и Священным Преданием от этих опасных заблуждений.
Чтобы мы не приняли массовые проявления подобного сатанизма за конец света, Апостол Павел дал нам важный признак появления сына погибели: "…якоже настоит день Христов. Да никтоже вас прельстит ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели" (Сол., Гл.2, ст.2,3). Вот это самое отступление от основ православного вероучения богословская комиссия и продемонстрировала.
Приведем цитаты из докладов (их было десять из пятнадцати), к чьим авторам применимы слова иеромонаха Серафима Роуза: "Вы уверены, что этому учат святые отцы? Вы излагаете свою "точку зрения", не цитируя каких-либо святых отцов, а предлагая философию "времени". Читайте и не ужасайтесь.
К проблеме числа 666. М.С.Иванов, профессор Московской духовной академии: "Если же разработчики пошли дальше и сознательно внедрили не простое число, а число, символизирующее антихриста, и таким образом обеспечили и первое, и второе условие существования символа, возникает вопрос о действенности этого символа. Совершенно очевидно, что действенным он может быть только тогда, когда будет соблюдено и третье условие, т.е. если человек с желанием и готовностью примет этот символ, дабы с его помощью войти в единство с противником Христа. Если же этого не происходит, и человек принимает ИНН с другой целью, т.е. с целью получения того или иного документа, то число 666 для него уже не является символом, а превращается в простую цифру, такую же, которая стоит, например, на 666-й странице Священного Писания".
Экзегеза отрывка из Апокалипсиса (Откр., 13; 15-18) в связи с проблемой ИНН. Архимандрит Ианнуарий (Ивлев), доцент Санкт-Петербургской духовной академии: "Тайновидец Иоанн (и вместе с ним читатель) восхищается в Небо: чтобы увидеть этот мир в небесной перспективе (4.1-2). Взор Иоанна очищается, и он способен видеть, что в реальности происходит в его время и там, где он находится… Оно относится не к отдаленному будущему, но к настоящей ситуации, в частности, к тем церквам в Асии, которым книга и была назначена… Было бы ошибкой видеть в многочисленных образах Откровения вневременные символы. Их характер сообразен историческому контексту времени правления императора Домициана… Да, образы Откровения — не вневременные символы, они соотносятся с реальным миром… Речь идет о настоящем времени Церкви Иоанна… Иоанн сообщает, что "число зверя" есть число некоего человека, конкретной личности. Такой призыв к читателю показывает, что "зверь" — не неведомая будущая фигура, а тот, чье отождествление было хорошо известно первым читателям".
Но Господь Иисус Христос говорит о книге Откровения иное: "И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей".
Толкования святых отцов. Начертание, имя, число имени зверя. Игумен Андроник Трубачев, доцент Московской духовной академии: "Если в налоговых документах содержится антихристианская символика, то Церковь может свидетельствовать о том, о чем свидетельствовал еще святой Иоанн Богослов: дух антихриста уже присутствует в мире, и это есть дух заблуждения (Ин.4, 3), может просить государственную власть изъять или изменить эту символику ради Духа Истины и мира в обществе. Но и отрицательный ответ государственной власти на просьбу Церкви не может быть поводом для самостоятельного неблагословенного выхода верующих из гражданского повиновения, т.к. это неизбежно приводит к расколу внутри Церкви".
Святитель Григорий Богослов отвечает: "…Когда же дело идет о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требование времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться зараженным. Всего страшнее — бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей болезни служителю истины стать предателем учения веры и истины".
Духовно-нравственные аспекты проблемы принятия ИНН. Профессор Московской духовной академии А.Л.Осипов: "Виноваты и психически неполноценные духовники, фантастические и загадочные люди, которые уже ангажированы, уже, как говорится, закуплены… Погоня за количеством монастырей, в которые, особенно в новые мужские, принимают практически каждого желающего, приводит к явной деградации их духовного качества… А основная часть нашего церковного народа идет за духовниками, и не дай Бог, если такой духовник окажется слепцом — оба упадут в яму. И разве этого не происходит?"
Но Преподобный Иосиф Волоцкий предупреждает: "Кто хулит монастыри или святой иноческий образ за то, что многие облекаются в иноческий образ, а не все спасаются, таковые хулят и Господа нашего Иисуса Христа, ибо и он имел многих учеников, которые не все спаслись; хулят и святого апостола Павла и всех святых апостолов, имевших также многих учеников, которые не все спаслись…"
Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий: "Православные не должны забывать, что власть гражданская — также от Бога, и ее значение удерживающей силы огромно; даже на безбожную власть мы должны смотреть как на богоустановленную (это хорошо видно из посланий святого Патриарха Тихона). Поэтому надо смириться, отдавать кесарю кесарево, а не выходить из повиновения...
Бог Вседержитель продолжает править миром, Домостроительство нашего спасения продолжается, и оно победно будет явлено со Вторым Славным Пришествием Господа Иисуса Христа".
Святой патриарх Тихон о власти безбожной: "Наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигнет та же участь, что и замысел Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование". И об убийстве царя: "Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией... И вдруг он приговаривается к расстрелу где-то в глубине России, небольшой кучкой людей, не за какую-то вину, а за то только, что его будто бы кто-то хотел похитить... Наша совесть примириться с этим не может, мы должны во всеуслышание заявить об этом".
ЦИТИРОВАНИЕ ИСКАЖЕНИЙ, прозвучавших в докладах, можно продолжать долго. Самые серьезные из них попали в Итоговый документ, выдаваемый ныне за "плод соборного разума церкви": "Предположение о скрытом присутствии числа 666 может считаться отчасти обоснованным лишь тогда, когда речь идет о кодировании информации с помощью штрих-кода, исполненного в соответствии со стандартом EAN-13/UPC..." Но ведь именно EAN-13/UPC — основная система штрихового кодирования, используемая в нашей стране.
"Распространенное среди некоторой части православных христиан представление о том, что "антихрист еще не явился, а печати уже ставят", или что существует некая "предпечать", противоречит церковному учению о явлении антихриста в "последние времена" человеческой истории. Как уже было сказано в Заявлении Священного Синода РПЦ от 7 марта 2000 года, "пытающиеся связать идентификационные номера с "печатью антихриста" напоминаем, что в святоотеческом предании такая печать понималась как знак, закрепляющий сознательно отречение от Христа... Вопреки этой традиции иногда утверждают, что технологическое действие якобы может само по себе произвести переворот в сокровенных глубинах человеческой души, приводя ее к забвению Христа. Такое суеверие расходится и с православным толкованием Откровения святого Иоанна Богослова, согласно которому "печать зверя" ставится на тех, кто сознательно уверует в него "единственно ради ложных его чудес" (святитель Иоанн Златоуст). Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры".
Здесь содержатся две важных подмены православного вероучения. Первое: св. Иоанн Богослов нигде не говорит о том, что для получения печати необходимо сознательное отречение от Христа — наоборот, везде подчеркивается прельщение, т.е. обман. Апостол Павел говорит о сыне погибели, что после Отступления "в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога", т.е. в церкви последних времен он будет принят как свой. "Когда услышите, что на землю пришел Христос, знайте, что это Антихрист" (преп. Зосима Соловецкий). Блаженный Феодорит называет его "похитителем Божьего имени".
Святитель Феофан Затворник о слове Апостола к погибающим, коих сможет прельстить антихрист, пишет (из цитат св. отцов, приводимых самим о.Андроником): "достойно замечания, что Апостол словом своим обнимает не только тех, кои не приняли истины христианской…, но и христиан по имени, а не в сердце, кои равнодушны к исповедуемой вере и не ревнуют о том, чтобы быть послушными требованиям ее, стать тем, чем именуются..."
Архиепископ Аверкий Таушев: "Отцы дали толкование тому, что печать антихриста накладывается на лоб и правую руку не одновременно, но или на лбу, или на руке (Откр. 13, 16). Согласно Св. Андрею Кесарийскому, те, у кого печать антихриста будет на челе, будут разделять образ мыслей антихриста, тогда как те, кто получит печать на правую руку, лишь будут признавать его власть, утверждая, что это допустимо, если "оставаться христианами в душе..." Но Дух Святой покинет людей, которые получили печать зверя, и тогда сердце их наполнится первым признаком гибели — боязливостью, которая быстро приведет к концу".
По поводу того, что "печать зверя" будут ставить лишь после воцарения антихриста, можно привести слова Амвросия Оптинского: "Те, которые из-за светских приличий стыдятся ограждать себя крестным знамением перед вкушением пищи и других заповеданных случаях, уже в наше время принимают на себя печать антихриста, ибо неогражденные силой креста и молитвы, они делаются игралищем и посмешищем для врагов". Тому же утверждению противоречит и содержание ст.20 гл.19 Откровения Иоанна Богослова, откуда явствует, что лжепророк, который будет действовать пред зверем, т.е. антихристом, обольстит людей, уже принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению.
Вторая подмена — по поводу "технологического действия" и "внешнего знака", якобы "не нарушающих духовного здоровья" человека без сознательной измены Христу. Следует вспомнить, что на первой особо строгой седмице Великого Поста святая церковь установила особое почитание великомученику Федору Тирону, выраженное не только в молебном каноне, но и в обязательном благословении колива (зерно, сваренное с медом) — в воспоминание события, когда великомученик предупредил христиан о тайном окроплении идоложертвенной кровью снедей, продававшихся на рынках. Предупрежденные таким образом христиане приготовили коливо и избегли осквернения. Действие язычников было вполне "техническим", об отречении от Христа речи не шло, однако Господь счел необходимым через св. Федора уберечь христиан. Примеры наказания Божьего за духовную самонадеянность тоже известны. Вспомним скорби, постигшие Н.А.Мотовилова, только произнесшего в разговоре с преподобным Серафимом Саровским: "Батюшка! Как бы я хотел побороться с бесами!" А ведь он был избранником Божьим, через которого нам стали известны драгоценные подробности жизни преподобного. Многочисленные жития свидетельствуют, что принятие единой мысли может привести к гибельным для души последствиям.
Приведем еще один фрагмент итогового документа, свидетельствующий о полном разрыве с православным преданием. "5. В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", принятых юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, говорится (п.III.5), что в случае, если государство понуждает граждан ко греху, Церковь может призвать к гражданскому неповиновению. Однако это говорится о Церкви, а не об отдельных священнослужителях или мирянах, самочинно дерзающих говорить от имени Церкви.
Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что многие клирики дерзают действовать без благословения Священноначалия, а порой — в прямом противоречии с той позицией, которая открыто и недвусмысленно была выражена правящими архиереями и высшей церковной властью в лице Архиерейского Собора, Священного Синода и Святейшего Патриарха. Совершенно неприемлемыми являются факты передачи клириками и монашествующими своих обращений в СМИ и органы государственной власти, что подчас имеет характер неприкрытого давления на Священноначалие. Таковым мы напоминаем 11-е правило Антиохийского Собора: "Аще который епископ, или пресвитер, или вообще кто-либо из клира без соизволения и грамат от епископа области, и наипаче от епископа митрополии дерзнет отъити к царю: таковый да будет отрешен, и лишен не окмо общения, но и достоинства, какое имел, яко дерзнувший, вопреки правилам церкви, стужати слуху боголюбезнейшего царя нашего. Аще же необходимая нужда заставит кого ити к царю: таковый да творит сие с разсмотрением и соизволением епископа митрополии и прочих тоя области епископов, и да напутствуется граматами от них" (прим.: подчеркнутые слова в самом тексте документа стыдливо заменены многоточием).
Первое, что явствует из приведенного отрывка — составители подменяют понятия Церкви или Соборного голоса церкви. он усвояется только Священноначалию. Между тем окружное послание восточных патриархов 1848 года свидетельствует: "...Хранитель веры и благочестия — у нас есть самое тело Церкви, то есть самый народ". В.Н.Лосский в работе "О третьем свойстве церкви" пишет: "Обязанность защищать истину лежит на каждом члене Церкви, как на епископе, так и на мирянине (вспомним еще раз: "Господь возложил на епископов особую миссию: быть строителями Таин Христовых и хранителями неповрежденного вероучительного Предания"), хотя епископы ответственны за нее в первую очередь в силу принадлежащей им власти. Мирянину же даже вменяется в обязанность противиться епископу, который предает истину и перестает хранить верность христианскому Преданию. Ибо соборность — это не абстрактный универсализм доктрины, предписанной иерархией, а живое Предание, хранимое всегда, всюду и всеми..."
Второе. Апостольское православное представление о власти в Церкви заменено латинским. Первая позиция выражена в Деяниях Священного Собора Православной Российской Церкви 1917 года (никем не отмененных до сего дня), где записано:
"1) В Православной Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян;
2) Восстановляется Патриаршество и управление церковное возглавляется Патриархом;
3) Патриарх является первым между равными ему епископами;
4) Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору".
Третье. 11-е правило Антиохийского Собора, примененное к ситуации обращений клириков и мирян, неожиданным образом вскрывает настроение умов составителей итогового документа. СМИ и органы государственной власти у них ассоциируются с "боголюбезнейшим царем нашим".
Апофеозом же всех искажений веры, допущенных в итоговом документе, является первый пункт Выводов: "Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это — дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения".
Здесь пробита та самая брешь в ограде православного богословия, через которую должен войти тать. Дело в том, что православие не знает для выбора человеческого нейтральных дел. "Да будут слова ваши "Да, да" и "Нет, нет". Остальное же все — от лукавого",— говорит Господь.
Латинство признает наличие нейтральных духовных явлений. С этим связано существование у католиков еретического понятия о чистилище как нейтральной, промежуточной между адом и Раем юдоли. В православии каждое человеческое действие рассматривается неразрывно с побудительными мотивами или намерениями. И обнаруживается, что нейтральных состояний не бывает. Творцы же итогового документа явились первооткрывателями "духовного нейтрино", поступив как евангельские фарисеи, когда их вопросил Христос: "Крещение Иоанново с небес было или от человеков?" Далее, гласит Евангелие: "Они же разсуждая между собою, говорили: если скажем "с небес", то скажет " почему же вы не поверили ему?" А если скажем: "от человеков", то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. И отвечали: не знаем, откуда".
"Нейтральное духовное явление" — необходимое понятие для водворения сына погибели, который, как известно, будет принят всеми народами и всеми религиями.
Итоговый документ VII пленума Синодальной Богословской комиссии — это документально оформленное отступление. Многие духовники, наместники монастырей отказались подписывать его. Многие впоследствии, убедившись, что ни одно из данных обещаний не выполнено, отозвали свои подписи. Но если в православной Церкви не найдется духовных сил дезавуировать документ в части богословских и канонических искажений, можно считать, что на главный вопрос, стоявший перед Комиссией, мы получили страшный ответ.
Чистота и правильность веры народа связана с избираемым цивилизационным путем развития. Католические страны отличаются от протестантских, хотя основная масса населения в них полностью утратила какую-либо религиозность. Россия оставалась православной при любых обстоятельствах, памятуя печальную судьбу Византийской империи, пошедшей на унию с латинством. Путь сохранения православной веры не был легким. По нему шел Александр Невский, выбирая между Западом и Ордой. Были времена, когда Митрополит Всея Руси Исидор, после Флорентийской унии с амвона Успенского кремлевского собора провозгласил первенство Папы римского и остальные католические лжедогматы. Юный Великий князь Василий низверг его. Было время, когда митрополит Зосима тайно потворствовал распространению иудейства в русском духовенстве. Обличенный преподобным Иосифом Волоцким, он оставил кафедру под давлением Великого князя. Был царь Петр, упразднивший патри- аршество, но не разоривший православные догматы. Были большевики, оседлавшие расхристанную страну, но потонувшие в крови новомучеников. Последние вымолили Божье знаменье Победы в великой войне и сталинское десятилетие 1943-53 гг., когда советское безбожное государство открыло 26000 храмов и упразднило умножившихся униатов и обновленцев. Что общего в этих эпохах?
Всегда находились подвижники, готовые стоять за истину. Верю, что не будут исключением и наши лукавые дни. Отовсюду раздаются голоса, что наступило, наконец, благодатное время, враг рода человеческого будто оставил нас в покое. Как бы православный президент укрепляет страну и чтит церковь. Еще немного — и грянет долгожданное православное царство. Но одна за другой разрушаются последние опоры национального государства. Веру нашу, с ее огненным и нелицеприятным ответом миру сему, пытаются заменить хладной, принимающей любые формы, как стынущий цемент, доктриной, которая благословляет любые порывы "цивилизованного сообщества": от всемирной нумерации людей до точечных бомбардировок невинных мусульман — бомбардировок, втягивающих нас в "войну цивилизаций".
Наступило то время, когда молчать о беззаконии более нельзя. Не для скитов и уединенных келий, не для бегства в пустыни, а для обличения и проповеди наступает время. Апостасия оформила себя документально. Многие митрополиты, архиепископы и епископы, управляющие обширными епархиями, не исповедуют религии "нового времени" — значит, православие живо.
К ним и ко всем честным пастырям обращены слова преподобного Иосифа Волоцкого: "И нынешние пастыри и учители должны уподобляться первоначальным пастырям, которые проясняли вероучение и отгоняли зловерие, утверждали православных в заповедях Божьих и поражали злославных божественными стрелами, пастырям—мечам на еретиков, пастырям, которые не отрекались от находящих скорбей, но полагали души свои за паству и проливали кровь свою за веру..."
Да, в области общественной жизни предпринимаются попытки к сопротивлению. Создано устойчивое неприятие процесса глобализации. Депутаты Государственной думы, разделяющие обеспокоенность христиан, пытаются с помощью поправок к законам и самих законопроектов избавить нас от какого-либо вида нумерации; создано общественное антиглобализационное движение "За право жить без ИНН". Но все это по слову святителя Игнатия Брянчанинова "меры поддержки, заимствованные из стихий мира, враждебного Церкви..., а Тело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановлено только Его орудиями". А они нам известны. Споры о целесообразности ухищрений митрополита Сергия были бы бесполезны, если бы в это время тысячи людей не шли за веру на смерть и гонения. И Господь прославил их в необходимое для нас время.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин обвинил Иоанна Златоустого, что тот неверно предсказал конец света. Но святитель Иоанн, созерцая шатающееся здание Церкви, погрязших в сребролюбии клириков Константинополя,— верно предсказывал скорый итог болезни. Но сохраняя его в смирении, Господь не дал ему знать, что плечо его слабого тела и огненный дух спасут поколебленную церковь. Вспомним же его не в блеске проповедей, обличающего с архипастырской кафедры пороки константинопольского общества, но низвергнутого "православным" мамонолюбивым патриархом Феофилом и "православной" императрицей Евдокией.
Низложенный константинопольский первоиерарх, идущий под конвоем из Армении в абхазский Пипиус к месту своей мученической кончины, каждое слово своих проповедей подтвердил делом, и Святая Церковь благоговейно поминает имя его почти ежедневно...
Таковыми были все, кого мы именуем с
толпами церкви, будь то святой Григорий Богослов, маленький домовой храм которого одно время был единственным православным храмом отпавшей в еретичество Византии. Или Василий Великий с его ответом императорскому префекту, угрожавшему разорением, изгнанием и пытками: "...когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, все прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающие тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат". Сейчас иная эпоха. То, что не смог сделать когда-то наган чекиста, с успехом проделывает толстая пачка долларов. Но и ныне в народе русском есть еще духовная сила: вспомним Евгения Родионова с товарищами, избравших Христа, и псковскую Шестую роту, ушедшую вслед за ними. Эти юноши морально переломили ход войны, став укором — духовно мертвому столичному "обществу". Вспомним поседевшего, с искусанными губами подводника "Курска" — того, что заглушив реактор, не дал поставить к ядерному щиту Отечества иностранных смотрителей. Задыхаясь и замерзая, он написал нам из подводного ада: "Не надо отчаиваться..." Неужто все эти усилия по спасению ковчега русского государства — напрасны, и за сохранение драгоценности православия, вложенной Богом в этот ковчег, никто не возвысит голоса?
Сразу стоит предупредить полюбивших слово "раскол". Всякий раз, когда их уличают в очередной подмене, они начинают свои спекуляции. Не выступая против иерархии или Патриарха как таковых, не касаясь чьих-либо личных грехов, вопрос поднимается о вполне определенных искажениях, которые должны быть устранены. Нельзя уподобляться изливателям компроматов, обслуживающим церковные партийные группировки. Это лишь способствует падению авторитета иерархии. А она — последний богоустановленный институт в России. Обязательно нужно помнить о реальной внешней обстановке вокруг церкви. Власть в России не стала религиозной, как усиленно пытаются нам продемонстрировать. Внушительные пожертвования олигархических структур, как правило, носят характер подкупа. Но как только в диалоге между верующими и властью заходит речь о серьезных проблемах, холодное отчуждение и презрение прорываются у чиновников из-под маски набожности. Мы помним, как прореагировал министр финансов Кудрин на законодательную попытку отменить пожизненный номер. Недавно некто Максим Мейер, заместитель начальника управления по внутренней политике при президенте РФ, в интервью Кестонской службе новостей рассуждал, кого они! бы хотели видеть в качестве Патриарха: митрополита Кирилла или архимандрита Тихона Шевкунова. Это интервью дышит презрительным отношением к иерархии Русской Православной Церкви и демонстрирует готовность использования в качестве компромата против нее условий переговоров по возвращению отторгнутой недвижимости. Несмотря на это, как некогда при Юлиане-отступнике, мы должны более заботиться о сохранении истины, нежели по политическим причинам сползать на путь соглашательства с безбожниками. Господь силен сохранить нас в первом, но отступит от нас во втором.
1.0x