Author: Шафи Нерина
«ИВАН ГРОЗНЫЙ» В КРЕМЛЕ
44(413)
Date: 30-10-2001
Если подсчитать километры, наверняка окажется, что Юрий Григорович за год совершает несколько кругосветных путешествий. Так велика его востребованность в балетном мире. Он ставит балеты, он возглавляет конкурсы, фестивали. Существует даже фестиваль "Фуэте Артека" имени Григоровича, где он — председатель жюри и ведет также мастер-классы. Летит он то в Турцию, то в Австрию, то в Чехию, в Южную Корею и Японию… И, конечно же, в разные города России. В нынешнем году великий хореограф порадовал москвичей. В феврале выпустил в свет новую редакцию "Лебединого озера" в Большом театре. В июне провел Международный конкурс артистов балета и балетмейстеров, который снова вернулся на сцену Большого театра. А сейчас состоялась премьера его "Ивана Грозного" на музыку Сергея Прокофьева в Государственном Кремлевском дворце. С труппой театра "Кремлевский балет" Григорович работает не первый раз. Уже два года с неизбывным успехом танцуют артисты этого театра его "Ромео и Джульетту". Как видим, оба спектакля — на музыку Прокофьева. Юрий Николаевич так объяснил нам свой выбор:
— Прокофьев — один из самых моих любимых композиторов. Его музыка сопровождает меня всю творческую жизнь. Совсем юным я танцевал в его балете "Ромео и Джульетта". Первая моя большая балетмейстерская работа — его балет "Каменный цветок", там я тоже и сам танцевал. Позже мои постановки — "Иван Грозный" и "Ромео".
Музыку к фильму "Иван Грозный" я знал давно. Меня с первого раза, помимо могучего драматизма, поразила ее удивительная пластичность. Я мысленно постоянно возвращался к этой музыке. Конкретная же работа над балетом началась в начале 70-х. Тогда композитор Михаил Чулаки, великолепный знаток балетного театра, создал композицию из киномузыки, развив ее тематический материал и включив в нее некоторые другие прокофьевские сочинения, близкие по характеру и времени создания.
А сейчас у меня был особый интерес. Хотелось осознать, как зазвучит тема царя Иоанна Васильевича вблизи его исторической резиденции, под колокольней Ивана Великого. Я не стремлюсь актуализировать коллизии того периода, давать оценки историческим явлениям — балет вообще не для того существует. Я просто ищу в потоке времени свою художественную истину.
Для меня в данном случае важна именно музыка Прокофьева. Очень метко о ней сказал режиссер фильма "Иван Грозный" Сергей Эйзенштейн. Музыка здесь "нигде не становится иллюстрацией, но всюду, сверкая торжествующей образностью, она поразительно раскрывает внутренний ход явлений, их динамическую структуру, в которой воплощаются эмоции и смысл событий".
Желания Юрия Николаевича Григоровича осуществились. Звучат в его спектакле — великолепно звучат — колокола, страстные колокола. То радостные, то скорбящие, то набатные, призывающие Русь собрать воедино, отринуть врагов внешних и внутренних и восстать во славе. Колокола зримые, декорационные, и колокола пластические. Картины двухактного балета соединяет ансамбль шестерых звонарей. Талантливо придуманная балетмейстером сквозная "скрепа" всего действия. Звонари созывают народ, славят царя, предупреждают об опасности, скорбят, негодуют, радуются победам. В их руках — нити от колоколов. А в центре — царь Иоанн Васильевич, названный русским народом Грозным. Не ужасным — terrible, как переводят на английский. А как перевести? Не знаю. Но помню, как прекрасный наш писатель Владимир Крупин сказал однажды на литературном вечере: "Да что мы все оглядываемся? Да ведь в английском языке букв-то даже меньше, чем в русском!" Шутка, конечно, хотя и правда фактически.
Творение Григоровича — подлинный шедевр. Шедевр потому, что Мастер безбрежно талантлив, а талант его одухотворен приверженностью великим традициям великой русской школы. Это те традиции, что ведут в вечность. "Иван Грозный", поставленный впервые Григоровичем в 1975 году в Большом театре, сегодня выглядит как нельзя более современным. Власть и совесть, народ и государство, местничество и государственность, верность долгу и предательство — много наболевших, злободневных для нас проблем включает в себя этот балет, так провиденциально сотворенный Григоровичем. Дух захватывает, когда смотришь его "Ивана Грозного". Это — о нас, о нынешних распрях. Нелегкие времена, но балет вдохновляет: схватил-таки в финале царь Иван IV все нити государственные в свои руки, зримые нити от колоколов, все соединил и взлетел ввысь, к тем далям, которые осеняли его все действие Божественными фресками. Теми, что чудесно воссозданы великим художником Симоном Вирсаладзе.
Как удивительно это найдено: из легких тюлей созданы нефы-башни, чьим движением незаметно, быстро преобразуется сценическое пространство, превращаясь то в государевы палаты, то в опочивальню царицы, то закрываясь — освобождая поле битвы с иноземцами… Восстанавливали декорации, костюмы люди, работавшие прежде с Вирсаладзе во главе с консультантами Михаилом Курилко-Рюминым и Андреем Пиотровским.
В пространстве, окаймленном храмовыми нефами, идет большая жизнь, выраженная в танце — то грозно наступательном, то нежно трогательном, то насмешливо глумливом… Сколько же оттенков сумел найти гений Григоровича в традиционном классическом танце и как неожиданно органично соединить с ним иные формы — пластику, пантомиму, полутанцевальный "речитатив". Стремительная танцевальная динамика сочетается тут со скульптурно-точеными остановками многофигурных композиций.
Многоплановую хореографию балета невозможно пересказать словами. Некогда в беседе с автором этих строк Георгий Свиридов сказал: "Я не понимаю, когда говорят: вот тот-то работает в современной технике, а тот — в традиционной. Настоящий художник думает не об этом. Он берет для своей идеи все, что ему необходимо — и из той, и из иной техники. Как же работать только одними средствами?! Тогда это салонное потребление". Григорович работает всеми средствами, нужными для претворения главного. Впервые увидев балет "Иван Грозный" (еще в Большом театре, конечно), корифей МХАТа Яншин сказал, что сюда надо водить молодежь, чтобы учились, как строить спектакль. Да, спектакль построен необычайно цельно, хотя здесь и нет привычной сюжетной линии. Отдельные события жизни царя и Государства Российского отражают мысли и чувства главного героя, Самодержца и человека. В исполненных страсти, динамики танцах, в лирически светлых дуэтах царя и царицы, в статуарно объемных позах-остановках стремительно идет ни на что другое не похожее действие этого балета. И воздействует оно на душу, мысли наши своей мощью, своей красотой, хотя видим мы не только светлые, но и мрачные события.
Все исполнители — очень юные, это придает особый драматизм происходящему. Прежде всего юн царь Иван. Исполнителю его партии Роману Артюшкину всего 21 год. Одна моя знакомая, знаток балета, сказала, что он напомнил ей Николая Черкасова. После такого определения (а оно весьма обоснованно) что-то анализировать уже трудно. Мне же Роман напомнил Жана Гизерикса, первоисполнителя Ивана Грозного в парижской Гранд-опера в постановке Григоровича. В нем есть тот же пульсирующий нерв. В нем — отчаянные, контрастные броски рефлексий. Высокий, стройный, тонкий, почти хрупкий, герой Артюшкина, однако, обладает недюжинной, какой-то нервической силой. Главной идеей образа я бы назвала — преодоление. Преодоление себя юного перед лицом боярского местнического эгоизма. Преодоление слабостей человеческих во имя долга государя-царя. Отчаяние и смирение перед этим долгом. А рядом — Анастасия в исполнении Наталии Балахничевой — мягкая, целомудренная, оберегающая от показных всплесков свои чувства. В то же время в ее танцах есть строгость силы, осознающей свое неординарное положение. Она — опора царственному супругу в его смятениях. Непривычный, очень интересный Курбский в трактовке Айдара Шайдуллина, которого Григорович приметил еще в Уфе, когда ставил там несколько балетов. Этот темпераментный, дерзкий, азартный Курбский — сильный соперник царя. Он не от страха и слабости бежит из России, гордыня, самомнение — вот что ведет его к предательству.
Замечательная тройка основных героев талантливо поддержана всеми исполнителями: заставляющими любоваться ликующим танцем "вестницами победы" и инфернальными "ликами смерти", ироничной тройкой скоморохов и вдохновенной отвагой звонарей, ансамблем бояр, боярынь, опричников и всем кордебалетом.
Прекрасные танцы, необычайная отдача, настоящее понимание смысла своего пребывания на сцене.
"Иван Грозный", касающийся сугубо русской истории, своей неизбывной мощью сумел покорить артистов и зрителей многих стран. На следующий же год после первой постановки этого балета в Москве в Большом театре Григорович был приглашен ставить его в Париж, в Гранд-Опера. А продюсеры других стран просили непременно включать "Ивана Грозного" в гастрольный репертуар. За рубежом прошло около ста его представлений на сценах США, Англии, Германии, Чехословакии, Аргентины… Самые просвещенные знатоки приняли его с редкой восторженностью. Обозреватель авторитетной парижской газеты "Монд" Оливье Мерлэн отметил: "Этот масштабный спектакль драматического танца позволил балетной труппе Гранд-Опера выйти из творческого тупика и показать свои чрезвычайные качества под таким величественным руководством Юрия Григоровича". А директор балетной школы Гранд-Опера, в прошлом блистательная этуаль Клод Бесси, добавила: "Я уверена, что он ("Иван Грозный") войдет в историю балета наряду с такими шедеврами, как "Жизель". Обозреватель "Вашингтон пост" Алан Кригсман, отмечая масштабность нового балета, равную "Спартаку" , заключил: "Иван", по моему мнению, более рафинированное и богатое произведение". Другой американец, один из самых именитых балетоведов мира, Уолтер Терри, написал: "Балет Большого театра называют Большим балетом, но даже это слово не отражает в полной мере всей грандиозности нового балета "Иван Грозный". Это — монументальный шедевр. Он велик по своему замыслу. Велик по режиссерскому выполнению… Велик по своей впечатляющей силе, так как чувства — в сольных танцах, дуэтах, трио и массовых сценах — бурлят и нарастают на сцене, и для зрителя уже исчезает рампа".
Галина Уланова была в свое время педагогом-репетитором "Ивана Грозного" и делилась своими впечатлениями: "После первого просмотра я долго бродила по улицам. Невозможно было после спектакля такой необычайной мощи сразу пойти домой и заняться обыденными делами. Раньше мне не приходилось задумываться, какой была та эпоха. Балет заставил задуматься. Какими же огромными усилиями собиралась Русь! Юрий Николаевич удивительно соединил величественное и страшное, воссоздал грозное величие того времени".
И вот сейчас ответственную эстафету принял "Кремлевский балет". Премьера "Ивана Грозного" с особой отчетливостью показала, что этот коллектив — достойный собрат именитого Большого театра.
Не случайно перешли в его репертуар знаменитые спектакли Юрия Григоровича. Откроем театральную программку и увидим имена воспитанников великого хореографа, начиная с художественного руководителя — Андрея Петрова, известного балетмейстера, а в прошлом — солиста Большого театра. Ассистенты Григоровича — великая балерина, несравненная первоисполнительница Анастасии — Наталия Бессмертнова и Валерий Рыжов, тоже артист Большого. И педагоги все из той же когорты. Среди них — замечательный первоисполнитель Ивана Грозного Юрий Владимиров, постоянная сподвижница Григоровича — Регина Никифорова. Из той же плеяды — Михаил Шарков, заведующий труппой, Ксения Рябинкина, помощник художественного руководителя.
"Иван Грозный" — спектакль масштабный, требующий большого количества исполнителей. Основную труппу прекрасно дополнили учащиеся Нового гуманитарного университета Наталии Нестеровой, где директором Марианна Седова, и "Школы классического танца", где худруком — Геннадий Ледях, опять-таки оба выходцы из Большого.
Все эти люди работали вместе, вместе подняли грандиозный спектакль во славу русского балета и русской истории, обеспечив цельность, единство стиля. Труппе, существующей всего лишь 11-й год, оказалось под силу воплотить сложнейший балет и показать себя вполне конкурентоспособной перед лицом старших коллег. Грозен царь "Иван" в исполнении "Кремлевского балета".
1.0x