Авторский блог Владислав Шурыгин 03:00 15 октября 2001

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (Американское кино как глашатай и идеолог террора)
42(411)
Date: 16-10-2001
С чего начинается Империя? С Императора? В какой-то мере — да. Должен быть тот, кто создаст Империю, кто железными обручами сколотит земли и царства в одно целое, кто усмирит непокорных, осыплет щедротами союзников, утвердит, установит новый порядок времен. Но потом императоры отходят на второй план. Они бывают умными и откровенно недалекими, жестокими и безвольными, самодурами и марионетками. Но Империи чаще всего переживают их…
Тогда, может быть, Империи начинаются с воинов? Тоже не совсем точно. Воины создают Империи, громят врагов, сокрушают вражеские твердыни, защищают ее рубежи. Но войны бывают удачными и не очень, битвы бывают проигранными, и даже целые провинции Империи могут занимать враги. Но сама Империя от этого не разрушается.
Но в судьбе любой Империи есть каста людей, без которой ни одна из них не просуществовала бы и ста лет. Эта каста жрецов. Именно жречество несло в себе дух и душу Империи. Именно жрецы, маги, мистики тысячелетиями являлись теми, кто осуществлял связь между небесными и подземными богами и людьми. Кто держал в подчинении народы. Кто через магические кристаллы и ядовитый туман вулканических пещер заглядывал в будущее и возвещал народам даты разлива Нила и дни затмений, предсказывал урожаи и голод. Жрецы были главными идеологами империй…
Конечно, современность неузнаваемо изменила облик современных Империй, на смену пышным дворцам Императоров пришли каменные громады парламентов и резиденции президентов. Но суть, дух остались прежними — быть самыми сильными в мире, быть первыми, быть лучшими и подчинить себе весь мир…
То, что сегодняшняя Америка — величайшая Империя нового времени, сейчас понятно любому самому малограмотному индейцу. "Тампаксы" и банки из-под "Кока-Колы" сегодня можно найти и на вершине Эвереста, и на берегу самого глухого притока Амазонки.
Но при этом главной загадкой этой империи остается ее жречество. Кто несет дух Америки сквозь десятилетия, кто, какими обрядами делает американцев американцами, кто смотрит в их будущее и провозглашает его народу? Церковь? Безусловно — нет. В стране, где в одном котле сплавились сотни народов, где на одной улице вполне мирно соседствуют синагога, кирха, мечеть и буддистский храм — религия давно уже стала душистой конфетной оберткой, посыпкой для праздничного пирога, не более чем ритуалом…
Влияние церкви на жизнь и судьбу Америки близко к нулю…
Но есть в ней на Западном побережье одно место, которое знает каждый американец, без которого он не мыслит себя и своей страны и пред которым неизменно преклоняется. Это Голливуд.
Именно Голливуд — настоящее жречество Америки, Голливуд бесконечно создает и проецирует "американский дух", американскую реальность. Голливуд — это не просто "фабрика грез", нет. Это еще и самая мощная в мире алхимическая лаборатория и самая совершенная "машина времени", это крупнейший аналитический центр и центр стратегического планирования.
Сотни и тысячи сценаристов ежедневно вбрасывают в голливудскую бетономешалку сотни тысяч страниц сценариев буквально по каждой "теме" американской жизни — от бытовых проблем бесчисленных "мыльных сериалов" до самых причудливых фантастических сюжетов. Здесь эти сценарии обкатываются в головах режиссеров и продюсеров, безошибочному чутью которых могут позавидовать самые изощренные политические аналитики. И лучшие из них раствором отливаются в формы голливудских лабораторий, где самые искусные операторы, художники, постановщики трюков, гении компьютерных технологий из этого раствора уже сотворят новую реальность. Ту, которая многочасовым цветовым пучком будет выплеснута на сотни тысяч экранов кинотеатров, на сотни миллионов экранов телевизоров и, отгорев, просияв на них, намертво впечатается в подкорку сотен миллионов американцев. И станет там новой реальностью.
Так изменяется сама История. Сегодняшний американец уже не знает, что на самом деле произошло в Перл-Харборе, но он уверен, что все было так, как это показано в новом блокбастере. Он уверен, что история Рима — это история гладиатора из одноименного боевика, а история гражданской войны — это "Унесенные ветром".
Он может за всю жизнь не увидеть ни одного живого вьетнамца или русского, но будет твердо уверен, что они именно такие, каких убивал доблестный Рэмбо…
Он не знает, что будет с Америкой через сто лет, но если что-то и будет, то только так, как это показано в верховеновском "Звездном десанте" или "Дне независимости"…
Голливуд, телевидение — вот главная "религия" Америки, вот ее жречество.
И именно поэтому людям, пытающимся разобраться в процессах, происходящих в США, очень полезно смотреть американское кино. Особенно то кино, которое снимается "культовыми" режиссерами.
На фоне трагедии 11 сентября очень интересно взглянуть на это новое американское кино пристальнее.
За последние год-полтора вышло несколько лент, так или иначе связанных с темой террора. Среди них наиболее интересны и зрелищны два — "Бойцовский клуб" Дэвида Финчера и "Пароль "Рыба-меч" Доменика Сена.
Начнем с "Бойцовского клуба". Действие фильма разворачивается в типичном американском мегаполисе, где скучающий молодой торговец мылом Джек совершенно случайно сталкивается с неким экстравагантным незнакомцем Тайлером Дерденом, который очень скоро вовлекает Джека в некую мистерию саморазрушения. Все начинается с гладиаторских боев, где скучающие, пересыщенные жизнью клерки, банкиры, продавцы пиццы мордуют друг друга до полусмерти, но очень скоро все это переходит в тотальное отрицание современной буржуазной Америки и в некий "заговор" против нее. В конце фильма главный герой, испугавшись грядущего апокалипсиса, пытается убить Тайлера и остановить подготовленные заговорщиками взрывы десятков небоскребов, но вдруг узнает, что Тайлера на самом деле нет и никогда не было, а за всем этим заговором всегда стоял только он один. Тайлер лишь его "второе “Я".
Финал его более чем символичен — десятки взрывающихся небоскребов повергают город в Хаос…
Буквально несколько недель назад на экраны вышел еще один боевик на тему террора. Это лента "Пароль "Рыба-меч".
Суперхакер Стэнли Джобсон (Джекман) отмотал два года за взлом программы ФБР по слежке за гражданами, и теперь ему нельзя прикасаться к клавиатуре.Он разлучен с дочерью и по суду не может с ней даже встречаться. И здесь в его жизни появляется некая чернокожая красотка, которая предлагает ему работу на таинственного босса (Траволта), и деньги за эту работу позволят ему все изменить.
Задача неимоверно сложна — взломать банковский код и перевести несколько миллиардов долларов на разные счета по всему миру. Очень скоро Джобсон начинает понимать, что босс не просто богатый мафиозник, а нечто большее. Параллельно развивается сюжет о неком сенаторе, который "курирует" действия Траволты. И постепенно перед зрителем разворачивается картина некой суперсекретной контртеррористической организации, созданной некой группой политиков. Эта организация борется с "врагами Америки" по всему миру, но для этой борьбы необходимы средства. И эти средства нельзя получить из госбюджета — их нужно добыть…
И вот здесь начинается самое интересное. Для того, чтобы получить эти деньги и продолжить борьбу, Траволта без всякого сомнений берет в заложники персонал и посетителей целого банка. Несколько десятков "простых американцев", им, как породистым собакам, одевают на шеи радиоуправляемые ошейники, к которым вместо звукового сигнала подключены мины, и теперь любая попытка освободить такого заложника делает его страшной радиоуправляемой миной. В самом начале фильма одна такая "мина", которую пытаются увести бравые спецназовцы, взрывается, сея вокруг себя смерть и разрушения.
И здесь Траволта произносит монолог, из которого следует, что "американские свободы" это страшно дорогое удовольствие, но чтобы их отстоять, он — Траволта — готов уничтожить все и вся.
"Если для счастья Америки необходимо будет убить ребенка, ты убьешь его?" — спрашивает он Стэнли, который все время пытается помешать Траволте в его планах. Стэнли отрицательно мотает головой. "А я убью!" — отрезает Траволта. И убивает! В фильме "простые американцы" расстаются со своими жизнями с легкостью кур на забое. Они — никто, так, статисты в грандиозном спектакле войны.
И сам финал фильма — это торжество морали и убеждений Траволты.
Все эти фильмы объединяет одно: террор — будущее. Террор — великое будущее Америки. Более того — это "правильное" будущее. Только через террор и борьбу с ним Америку можно спасти себя от духовной деградации и распада. Террор очищает, террор будит, террор сплачивает. Это мораль. И потому террористы в этих фильмах куда симпатичнее "правильных" героев. Как хищники волки симпатичнее тупых и глупых овец…
Более того, даже сама мысль о том, что за авиационной атакой Нью-Йорка могли стоять определенные силы в высшем руководстве Америки, после этих фильмов уже не кажется столь уж экзотической. "Если бы терроризма не было — его стоило бы выдумать!" — так можно перефразировать известную поговорку.
Но после просмотра этих фильмов и соотношения их с сегодняшней реальностью США не можешь отделаться и от ощущения того, что Голливуд — это действительно великая "машина времени", которая способна заглядывать в будущее. Голливуд буквально предвосхитил апокалипсис 11 сентября, эстетизировал и воспел его задолго до того как "боинги" с арабами-камикадзе поднялись в небо.
Кто знает, но, может быть, именно с голливудских атак небоскребов, с атаки и взрыва здания ФБР ("Дорога на Арлингтон"), с взрывов "билдингов" в "Бойцовском клубе" начинали планирование своего последнего полета саудовские боевики…
Владислав Шурыгин



1.0x