Авторский блог Виктор Илюхин 03:00 16 июля 2001

КОРРУПЦИЯ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Author: Виктор Илюхин
КОРРУПЦИЯ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
29(398)
Date: 17-07-2001
В свое время я был начальником управления прокуратуры Союза и мне много приходилось расследовать дел, связанных с коррупцией и взяточничеством.
В советский период такого понятия, как коррупция, не существовало. Тогда мы оперировали такими простыми понятиями, как получение или дача взятки и злоупотребление служебным положением, — в этом состояла советская коррупция.
Чем же отличалась та коррупция от современной?
Во-первых, ее масштабы, по сравнению с тем, что сегодня происходит в государстве, были сравнительно невелики, и она в общем подавлялась. И я могу сказать, что для нас, работников прокуратуры, событие, связанное с получением взятки прокурорским работником или еще хуже — работником госбезопасности, — это было чрезвычайное происшествие, которое заслуживало внимания на самом высоком уровне. За подобного рода преступления отвечал не только взяточник, но также с большой вероятностью можно было предположить, что "полетит голова" и его начальника. В общем, принимались самые жесткие меры для искоренения подобного рода ситуаций.
В период Андропова было начато очень мощное наступление на коррупцию и на хищения. В тот период были начаты известные дела по Узбекистану, Казахстану, по Украине. По результатам проведенных расследований можно заключить, что, в отличие от сегодняшних дней, к ответственности привлекались чиновники самого высокого ранга. Могу сказать, что в то время меня за руку как прокурора никто не хватал и не говорил: "Этих людей трогать нельзя". Тогда была политическая воля у первых лиц государства — наводить в стране порядок! Не было препятствий арестовать премьера или члена правительства, секретаря обкома, горкома, секретаря ЦК и прочее, если действительно имелись доказательства их вины. Действовал принцип: виновен — должен нести ответственность
Благодаря таким мерам коррупция не поражала высшие эшелоны власти. Власть была сама заинтересована в искоренении этого зла. Одним из действенных способов борьбы со взяточничеством, на мой взгляд, была система подготовки кадров. К людям предъявлялись очень жесткие требования, и вот так — от полковника до генерал-полковника, как некоторые персонажи современной российской действительности, за шесть месяцев не прыгали. В Советском Союзе человека долго проверяли, прежде чем доверить ему ответственный пост. И в этом был определенный залог того, что он не будет являться членом какой-нибудь преступной группировки и не будет брать взятки. Была какая-никакая ротация кадров. Много людей приходили с периферии. А сегодня мы видим исключительно клановый тип формирования любых государственных органов. Мы наблюдаем, как это называли в Союзе, явление кумовства, в том числе и на высшем уровне. В СССР с этим боролись, а сегодня это вошло в общепринятую практику. Яркий пример — окружение президента: для того, чтобы иметь хорошие шансы продвижения по карьерной лестнице, необходимо быть из так называемой "питерской команды". Вряд ли всю Россию можно уместить в границы этого северного города.
Нельзя не отметить деградацию внутренних органов по сравнению с советским периодом. Возросшая во много раз продажность правоохранительных органов парализует борьбу с преступностью. Сегодня милицию многие граждане воспринимают как часть преступного мира. Поборы и мздоимство стали постоянной практикой наших правоохранительных органов. В советский период единицы привлеченных к уголовной ответственности милиционеров были для нас ЧП. А сегодня к уголовной ответственности привлекаются по 700-800 человек, а реальное количество людей, которые постоянно берут взятки и нарушают закон, намного больше. Причем самое интересное, что я не видел, чтобы с кого-нибудь строго спросили за такое количество взяточников в рядах МВД. Ни Рушайло, ни Грызлов лично не отвечают за качество кадров, которые должны блюсти закон.
Коррупцию как явление можно отнести к социально-юридическим явлениям. Как порождение общества оно известно давно, с того момента, как зародилось человеческое общество. В России это всегда был один из самых острых вопросов: пытались бороться с ней и Иван Грозный, и Петр I. Наиболее осмысленная попытка поставить барьер продажности чиновников была предпринята в 1864 году, когда принимали новый устав уголовного судопроизводства. Ленин один из первых указов посвятил борьбе с коррупцией. Наиболее впечатляющих успехов в борьбе с этим социальным злом достиг Сталин. Жесткая дисциплина и жесткий стиль руководства: это свело коррупцию практически на нет.
Но необходимо понимать и то, что искоренить коррупцию совсем невозможно, вопрос стоит лишь в том, как сократить это явление до минимума или, по крайнее мере, оградить наиболее важные сферы жизнедеятельности государства.
Сегодня, когда мне задают вопрос, можно ли побороть коррупцию и как-то загнать ее в жесткие рамки, я говорю: "Нет, нельзя". Потому что сама власть настолько коррумпирована, что вряд ли она будет бороться сама с собой. Если ставить задачу победить коррупцию, организованную преступность, то надо существенно менять саму систему власти. Ведь ни для кого не секрет, что наиболее важные посты в нашем государстве распределяются различными олигархическими группировками, которые руководствуются своими корпоративными интересами.
Размеры коррупции в стране огромны, граждане постоянно сталкиваются с ней. Но при этом она относится к такому виду преступлений, которые довольно сложно пресекать. По данным криминологов, выявляется лишь только пять процентов преступлений, связанных с получением взяток. Вот из этого надо исходить. Какой-либо определенной статистики, которая конкретно показывала бы, сколько преступлений можно отнести к именно коррупционным делам, не существует. Это отчасти происходит потому, что преступление раскрывается не по факту совершения преступления, а по факту выявления. Это еще раз показывает необходимость совершенствования законодательной базы для того, чтобы был необходимый инструмент для борьбы с этой раковой опухолью, поразившей сегодня все тело нашей Родины.
Тут невольно вспоминаются деяния бывшего президента России, который издал несколько указов, направленных на борьбу с коррупцией. Но всей стране известно то, что вокруг Ельцина "брали" и до сих пор "берут". Его семье приносили и до сих пор приносят. Есть такая поговорка: "Каков поп таков и приход", а всем было известно то, что Ельцин и его окружение — это люди, которые использовали свое положение для обогащения. Большинство российских олигархов вышли в "люди" благодаря коррумпированности самого главного человека в России. Именно он заложил фундамент современного российского взяточничества — и при нем оно приобрело небывалый размах.
Если говорить о сегодняшнем положении дел, то я разочарован в Путине прежде всего потому, что, мне кажется, существует какая-то двойственная политика. С одной стороны, есть правильные заявления, а с другой — нет каких-то реальных изменений. При такой ситуации многие высказывания Путина превращаются в обыкновенную демагогию. Отчасти эта двойственная политика проявилась во время голосования по закону, который я представлял в Думе. Двойственная позиция депутатов из так называемого "президентского большинства" не позволила пройти закону о борьбе с коррупцией. Взять того же Гурова. С одной стороны, он выступил в поддержку закона, а с другой — сам не проголосовал за него: решение фракции "Единство" оказалось сильнее. Это, в общем, позиция, с которой я сталкиваюсь не в первый раз. Многие депутаты утверждали, что закон не прошел потому, что он недоработан — это не так! Я имею очень большой опыт в разработке законопроектов: с моей подачи и при моем участии разработаны законы о внешней разведке, об оперативно-розыскной деятельности, о борьбе с терроризмом. Они прошли, и вопросов к их качеству не было. Но они менее опасны для наших сегодняшних чиновников, чем закон о борьбе с коррупцией. Этот закон затрагивает их интересы и делает существование отечественных казнокрадов менее комфортным. Поэтому они использовали "ручные" фракции в Думе для его блокирования.
Есть точка зрения, что закон не прошел только потому, что его заявлял Илюхин. Но тогда я хочу спросить: почему Ельцин провалил закон, принятый еще в Верховном Совете в 1993 году? Все сводится к тому, что ни президент, ни правительство и, тем более, большинство депутатов, которые обслуживают их в Государственной думе, не хотят бороться с этим явлением.
Ни для кого не секрет, что сегодня Государственная дума является своеобразной правовой канцелярией при президенте, которая ничего не делает без команды сверху. Достаточно посмотреть на депутатов из "Единства" или группы "Народный депутат" — этим людям скучно на заседаниях Думы. Они не выступают, с ними нет дискуссии. А почему они ведут себя так пассивно? Да потому, что за них все решили! Как сказали из Кремля, так они и сделали.
На мой взгляд, в Думе есть две фракции, деятельность которых связана не с интересами страны, а с отстаиванием интересов криминальных группировок, действующих на территории России: СПС обслуживает криминалитет на среднем уровне, а "Единство" и "Народный депутат" — на федеральном.
И в этом смысле наиболее одиозно, на мой взгляд, выступил представитель правительства Логинов, который заявил, что закон нельзя принимать потому, что там предусмотрен специальный отчет секретаря Совета безопасности, посвященный борьбе с коррупцией, а, видите ли, для того, чтобы составить подобный доклад, нужны деньги. В голове у этого чиновника, в прошлом сотрудника администрации президента, не укладывается то, что какие-то вещи для блага страны надо делать бесплатно!
Это выступление — своеобразный апофеоз тому, что сегодня происходит в Думе: депутаты не представляют самостоятельной силы, которая думает и принимает решения. Они являются марионетками в руках администрации президента. Спрашивается: зачем стране такая Дума?
Коррупция сегодня является непременным атрибутом сегодняшнего российского руководства. Большинство политиков, как показало голосование, заинтересованы в существующем положении дел, ведь от этого зависит их будущее. Вряд ли они нашли бы себе место в здоровом государстве. Мою задачу я вижу в том, чтобы подготовить почву для тех, кому интересы государства и народа будут важнее, чем интересы собственного кармана!
Закон о борьбе с коррупцией не нужен для этой власти, он нужен для другой власти — для нашей власти!
Записал Сергей БОРИСОВ



1.0x