ТОРЖЕСТВО В МУЗЕЕ (Ирина Антонова — лауреат премии им. Дмитрия Шостаковича)
23(392)
Date: 05-06-2001
Впервые лауреатом премии имени Дмитрия Шостаковича за выдающиеся заслуги в области музыки, учрежденной Международным благотворительным фондом Юрия Башмета 7 лет назад, стал не профессиональный музыкант, но просвещенный слушатель музыки, во многом способствовавший пропаганде музыкального искусства, вместе со Святославом Рихтером ставший одним из организаторов широко известного Международного фестиваля "Декабрьские вечера", один из самых авторитетных в настоящее время деятелей русской культуры, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Александровна Антонова.
20 лет назад Ирина Антонова и Святослав Рихтер попробовали объединить во времени и в пространстве два вида искусства, наиболее глубинно воздействующих на человека, — музыку и живопись, тематически связав их в пределах одного фестиваля. Так возникли "Декабрьские вечера" в Овальном зале ГМИИ, на которых прозвучали многие шедевры классической камерной музыки в исполнении лучших музыкантов мира, в то время как в экспозиции представлялись замечательные коллекции живописи ведущих музеев и частных собраний. Так впервые для слушателей концертов звуковой ряд дополнился зрительным. Публика смогла наслаждаться не только слушанием, но и видением. Ей воочию стали зримы темы и идеи, положенные в основу цикла концертов фестиваля, что углубляло ее восприятие, усиливало соучастие музыкантам. И основополагающая заслуга в этом принадлежит Ирине Антоновой. Сама Ирина Александровна так оценивает факт награждения ее премией имени Д.Д. Шостаковича: "Для меня это — потрясение. Эту премию осеняют три имени крупнейших музыкантов — Шостакович, Рихтер, Башмет, которые в полной мере обладают не только слышанием, но и видением". Еще в 1938 году отец повел ее на премьеру 5-й симфонии Шостаковича в Большой зал консерватории, и с тех пор его музыка сопровождает ее всю жизнь. Особенно любимы 8-я симфония, с ее потрясающей токкатой, и Трио Шостаковича. Все это было сказано И.А. Антоновой сдержанно, просто, без позы и аффектации. Глядя на нее, прожившую весьма долгую и трудную жизнь, но сохранившую ясный и острый ум, женское очарование и человеческое достоинство, при неуклонном следовании достаточно жесткой линии поведения, обязательной для организатора и охранителя культуры такого ранга, особенно в наше непростое время, мне вспомнились слова одного из крупнейших русских философов — Алексея Федоровича Лосева, также большого знатока и ценителя музыки: "Лучше страдание со смыслом, чем счастье без смысла". Потому и вручение Ирине Антоновой премии имени Шостаковича воспринималось с особой радостью, как и три года назад, когда звания лауреата этой премии удостоился наш лучший скрипач, выдающийся музыкант современности Виктор Третьяков. Когда происходит встреча таких замечательных исполнителей, как Третьяков, и таких умных организаторов культуры и слушателей, как Антонова, тогда и рождается настоящее искусство музыки.
На торжестве, посвященном вручению премии имени Шостаковича Ирине Антоновой, состоявшемся, как и все концерты "Декабрьских вечеров" в Овальном зале музея, ансамбль "Солисты Москвы" под руководством Юрия Башмета сыграл для нового лауреата и гостей Альтовый квартет №13 Шостаковича, посвященный В.В. Борисовскому, в переложении для альта и струнного оркестра Александра Чайковского, где партию солирующего альта исполнил Юрий Башмет. Музыка написана как бы для нас сегодняшних. В ней — извечный прибой и откат жизни, то, чему нет ни начала, ни конца. В ней — муки и скорбь вечно беспокойного мира, но и радость его постижения, наслаждение глубинами интимных чувств. В ней — трепет зарождения жизни и острая боль ее ухода. Исполнение было конгениально музыке. Если бы еще и публика соответствовала. Но слишком много оказалось случайных для музыки людей, приходящих на такие собрания лишь для того, чтобы показать себя, слишком много фото-, телерепортеров и журналистов, которым тоже не до чувств и мыслей играемой музыки. Потому при каждом насильственном выдергивании из того состояния отрешенности, которое и есть настоящее слушание музыки, с досадой думалось: "Вот, даже в таком месте и по такому случаю не обходится без надоевшей модной "тусовки".
Елена АНТОНОВА
1.0x