Авторский блог Дмитрий Аграновский 03:00 4 июня 2001

«КТО СПАСЕТ РЯДОВОГО РАЙАНА», КОГДА «ВРАГ У ВОРОТ»?

Author: Дмитрий Аграновский
«КТО СПАСЕТ РЯДОВОГО РАЙАНА», КОГДА «ВРАГ У ВОРОТ»?
23(392)
Date: 05-06-2001
Признаюсь, с большим опасением я начал смотреть вышедший к 9 мая в широкий прокат голливудский боевик "Враг у ворот", место действия которого — Сталинград, время действия — Великая Отечественная война, Сталинградская битва, главный герой — реально существовавший советский снайпер Василий Зайцев. Слишком уж часто за последние годы нашего солдата-победителя унижали и в западном, и особенно в русскоязычном кинематографе (язык не поворачивается назвать какой-нибудь "Анкор, еще Анкор" "русским" или "отечественным"). Слишком уж часто выливали потоки грязи и лжи на нашу Родину и на ее вождей. Слишком уж нагло присваивали нашу Победу. Слишком безнаказанно глумились и куражились над самой страшной и дорогой страницей нашей истории.
И в первые минут пятнадцать, казалось бы, все развивалось по самому худшему варианту — фильм начинается с показа карты Европы, захваченной Гитлером к моменту битвы за Сталинград. На этой карте Украина включена в состав Европы и отделена от СССР. Дальше разворачивается собственно действие фильма: новобранцы, в числе которых Василий Зайцев, приезжают на фронт и их тут же бросают в прорыв — раздают по одной винтовке с пятью патронами на двух человек — и вперед, на немецкие пулеметы! А сзади заградотряд с автоматами. Естественно, атака "захлебывается", а поле боя остается покрытым трупами наших солдат. Сцена (как, в общем-то, и весь фильм) снята нарочито натуралистично и кроваво.
И вот здесь надо остановиться. Естественно, с точки зрения исторической правды фильм не выдерживает никакой критики, как не выдерживают никакой критики с точки зрения военной целесообразности показанные в нем батальные сцены. Но "Враг у ворот" и нельзя рассматривать с точки зрения исторической правды или клеветы на советский строй, потому что тогда совершенно непонятно, почему американцы выбрали именно это время, именно нашу войну, именно нашего героя, и почему потратили на фильм около 100 миллионов долларов.
Американцы, конечно же, не хотели оскорбить наши чувства: им просто абсолютно все равно, какие эмоции фильм вызовет в России — это американский фильм, снятый американцами (пусть даже и режиссер — Жан-Жак Аннот — француз) и для американцев. Что для американцев наша Великая Отечественная война? Они даже и понятия-то такого не знают. Помните, еще в советское время документальная советско-американская киноэпопея "Великая Отечественная" шла в Америке под названием "Неизвестная война". Для американцев Вторая мировая война — примерно то же, что и Столетняя война между Англией и Францией.
"Враг у ворот" — стопроцентно голливудский боевик, со всеми голливудскими штампами, и созданный исключительно в расчете на массовый успех и кассовые сборы. Короче говоря, "синематограф". Он снят в рамках американских представлений о нас. "Враг у ворот" нельзя сравнивать с "Они сражались за Родину", "Балладой о солдате" и другими советскими фильмами о войне. Хотя сам режиссер Аннот в интервью говорил, что перед съемками показывал актерам советские фильмы о войне, в частности, ту же "Балладу о солдате". Здесь для нас важна не историческая правда, а совсем другое — то, что, во-первых, для кассовых сборов потребовались Великая Отечественная война и советский Герой, а, во-вторых, что этот расчет полностью себя оправдал. И оскорбительная для нас сцена массовой гибели русских солдат, с которой начинается фильм, оправдана дальнейшим развитием сюжета.
Итак, наши войска потерпели поражение. В ставку прибывает новый командующий — Никита Сергеевич Хрущев. Прежний командующий пытается оправдаться: "Мы ничего не можем сделать! У них танки, авиация, артиллерия!" "А где твоя сила сопротивляться?! — кричит на него Хрущев. — Вот тебе пистолет, я думаю, ты поступишь, как офицер". Командующий стреляется. Хрущев собирает командиров. "Этот город, — говорит Хрущев, — не Курск, не Киев, это Сталинград. СТАЛИНГРАД! Это не город, а символ, и если немцы захватят его, то вся страна обрушится. Как заставить наших солдат воевать?" И тогда комиссар Данилов говорит: "У этих людей небольшой выбор между немецкими пулями и нашими. Но это люди мужественные, которые любят свою Родину. Они должны получить надежду. Этим людям нужна вера в свои силы. Им нужен пример, как можно бить врага и не жалеть себя ради Родины-матери. Нам нужен герой!"
Таким героем становится Василий Зайцев. Его переводят в отряд снайперов, и комиссар начинает его "раскручивать" по всем законам “пиара” — газета "Правда" выходит с портретом Зайцева на первой полосе.
"Ты понимаешь, что это значит? — кричит Зайцеву комиссар Данилов. — Ты на первой полосе! Ты повсюду! Эту газету прочтет даже сам товарищ Сталин! Хрущеву понравилась моя идея, и он меня повысил!"
Еще раз обращу внимание на огромное количество голливудских штампов, естественных для американцев и нелепых и смешных для нас. Например, когда Василий Зайцев, выжидая в развалинах очередного врага, повторяет: "Я звезда! Я теперь звезда!"
Зайцев не подводит Данилова — боевой листок постоянно выходит с сообщениями: "Сегодня Зайцев убил двенадцать немецких офицеров! Зайцев убил немецкого полковника! Зайцев застрелил тридцать семь немецких офицеров! Пятьдесят четыре немецких офицера были убиты Василием Зайцевым!"
Зайцев превращается для немцев в символ смерти. Фельдмаршал Паулюс вынужден пригласить лучшего снайпера Германии — майора фон Кенига. "Зайцев деморализует моих офицеров!" — говорит Паулюс фон Кенигу.
Это и есть основная линия фильма: противостояние двух снайперов, двух охотников — советского и немецкого. В фильме есть и настоящий героизм, и любовь, и человеческая слабость, и даже страх. "Мне не справиться с ним!" — говорит Зайцев комиссару, после того, как фон Кениг убил всех снайперов из группы Василия. "Ты победишь его. Я верю в тебя", — отвечает Данилов. Сам комиссар связал свою судьбу с судьбой Зайцева — уже все, в том числе Хрущев, знают, что лучший снайпер Германии приехал специально, чтобы уничтожить лучшего советского снайпера. Поэтому Данилов вынужден даже обострять противостояние — так, чтобы у Зайцева не было другого пути, кроме как убить фон Кенига. Комиссар внедряет к фон Кенигу агента, двенадцатилетнего мальчика Сашу, родного брата любимой девушки Зайцева — Тани, чтобы тот информировал немецкого снайпера, где и когда будет Василий. Впоследствии немец, на вид вполне симпатичный и цивилизованный, разоблачив Сашу, убивает его и вешает на кране для заливки воды в паровозы, чтобы Зайцев попытался забрать тело — примерно так, как охотники привязывают козу, чтобы привлечь хищника.
В конце концов, комиссар Данилов подставляет себя под пулю фон Кенига, тот решает, что убил Зайцева, выдает себя — и тогда Зайцев спокойно убивает его.
Акценты в фильме расставлены очень четко — кто хорошие, кто плохие, никаких полутонов. К нашим воротам пришел Враг — дисциплинированный, цивилизованный, аккуратный, прекрасно вооруженный и оснащенный. Он пришел к нам прямо из Ада и превратил в Ад наши города — создатели фильма хотели показать Ад на земле, и им это удалось. Таня рассказывает Василию, как фашисты выгнали на железнодорожный мост людей, среди которых были и ее родители, связали их парами — матерей с детьми, мужей с женами, а потом начали стрелять одиночными выстрелами так, чтобы падая с моста, мертвый тянул за собой живого.
Как раз это и запомнят простые американцы — ужас войны, героизм и Победу советских людей. Особо хочу сказать: многое в фильме может вызвать раздражение у нашего зрителя, но нет ни одного момента, где бы Василий Зайцев, Таня и комиссар Данилов были бы показаны неуважительно или пренебрежительно. Для создателей фильма все трое — настоящие Герои. Герои, которые и выиграли Вторую мировую войну.
Почему Голливуд обратился к нашей войне? Потому что и западному зрителю нужен Герой. А своих "наглядных", понятных любому Героев у Америки нет. Их рядовой Райан — не Герой, а жертва войны. Попытки выдумать героический миф тоже оканчиваются ничем — чем больше вкладывают денег и сил в очередного Сталлоне или Шварценнеггера, тем больше американский "герой" становится похож на резиновую куклу.
Да, американцы (и вообще Запад) не любят и не уважают сегодняшнюю Россию. Они не любят и не уважают проигравших, пусть даже и проигравших им. Американцы любят победителей. Поэтому они уважают защитников Сталинграда и восхищаются ими. Поэтому они хотят видеть на своих экранах советского Героя Василия Зайцева.
Потому что все они прекрасно понимают, что когда Враг у ворот, спасти рядового Райана сможет только русский солдат Василий Зайцев.



1.0x