Авторский блог Александр Рудаков 03:00 30 апреля 2001

Святой Георгий Победоносец

времена и сроки

18(387)
Date: 24-04-2001
6 мая Православная Церковь празднует день святого Георгия Победоносца, небесного покровителя воинов. Есть особый мистический смысл в том, что этот праздник предшествует Дню Победы, в который Церковь будет поминать усопших воинов, отдавших свою жизнь и силы служению православному Отечеству. Уже полторы тысячи лет почитают св. Георгия по всей христианской ойкумены — от Ирландии до Кавказа. Особое почитание св. Георгий Победоносец нашел в России, где образ небесного всадника, поражающий копьем дракона, стал государственным символом Великого Княжества Московского. Образу св. Георгия русские воины молились перед битвой на Куликовом поле, перед знаменитым "стоянием на Угре", перед штурмом Кремля в дни польско-литовской интервенции. И сегодня в нем как бы выкристаллизовалась наша память о воинской доблести и рыцарском героизме наших ратников, век за веком полагавших свои жизни "за други своя", за небесное и земное Отечество.

Почитание св. Георгия на Руси навело светских исследователей на мысль о его сходстве с древнеславянским культом Перуна, бога-громовержца. Однако люди, далекие от веры, привыкшие мыслить лишь поверхностными аналогиями, не заметили огромных различий между главой языческого пантеона древних славян и православным святым. Перун — бог войны в чистом виды, он подобен князю славянской дружины — могучему, отважному, беспощадному. Св. Георгий, напротив, воин-мученик, почитаемый Церковью вовсе на за те воинские подвиги, которые он совершил во время своей земной жизни. Георгия причислили к лику святых за самоотверженное отстаивание своей веры перед лицом гонителей христианства, от рук которых он и принял мученическую кончину. И всем известная сцена, в которой всадник поражает копьем извивающегося под копытами коня змия, произошла много лет спустя после того, как Георгий-мученик закончил свой земной путь. Предание гласит, что в одной стране язычники приносили человеческие жертвы дракону, плававшему в озере. Однажды язычники решили принести ему в жертву и некую благочестивую царевну, но в последний момент увидели св. Георгия в образе всадника на белом коне, который спас царевну и убил змея. Тогда потрясенные жители оставили поклонение чудовищу и обратились к Богу, сотворившему это чудо.

Так Георгий-великомученик стал Георгием Победоносцем. Вернее сказать, начал становиться им, ибо Победоносцем он стал после первых случаев чудесного вмешательства в исход сражений, где небесное заступничество святого приносило победу сначала воинам византийской православной империи, а потом их преемникам — русским. Для мирского сознания это парадокс — воин, окончивший свои земные дни как мученик, возвращается в мир во всей славе, чтобы низвергнуть зло. Но возвращается не во плоти, а в духе, подобный ангелу, который сходит с небес. Но для православного сознания здесь все очень логично: св. Георгий приходит казнить змея как посланец невидимого воинства св. Михаила Архангела, и его легендарный подвиг — это прежде всего подвиг веры.

Герой, убивающий дракона, — это вечный, архетипический сюжет, коренящийся в коллективном бессознательном многих народов. Легендарный германский Зигфрид, воспетый Эддой и Вагнером, ближе к св. Георгию, чем языческие боги. Но не миф, не легенда, а подлинная реальность исторического события, произошедшего не в "мифическом времени", а на самом деле, сделала св. Георгия — Победоносцем. И поэтому именно к нему, а не к древним богам и героям языческих преданий, воины обращаются с молитвой о победе в справедливой войне. Их победа была победой Силы, а победа св. Георгия стала победой Духа. Своим удивительным подвигом он, посланник Небесного Царства, научил православных воинов верить в победу Духа над Злом. И, возможно, размышляя именно над его житием, св. Александр Невский скажет несколько веков спустя слова о том, что "Не в силе Бог, но в правде".

Праздник св. Георгия Победоносца — хороший повод для того, чтобы отвлечься от тягостных дум и преисполниться радости и светлой надежды. Часто бывает так, что исход земных битв решается не здесь, а на небе, где ничто не сравнится с величием воинства Святой Руси. Нам-то есть, к кому воззвать о помощи и защите, а вот к кому обратятся вожди Запада, если вдруг осознают, что их, казалось бы, неограниченные земные возможности исчерпаны? И кто услышит их на небе?

Символично, что праздник св. Георгия приходится на начало 4-й недели после Пасхи, называемой "неделя о расслабленном". История об исцелении расслабленного (парализованного, в переводе с церковно-славянского языка) человека, дошедшая до нас в изложении св. Евангелиста Марка, напоминает нам о том, какова сила веры, преодолевающей все препятствия. "И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо, и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопавши ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный". Тогда Господь, видя, какие усилия преодолели друзья и родственники больного, исцелил его. Но не надлежит и нам взять с них пример? Не подобна ли и наша Россия тому евангельскому расслабленному, который нуждается в чудесном исцелении? И какой пример дает нам эта история: первые христиане, надеясь на Чудо и не имея возможности проникнуть в дом, где было возможно Спасение, презрели все внешние препятствия и условности и разобрали крышу, на веревках спустили вниз постель с больным. Так и мы сегодня одними лишь собственными, человеческими силами не сможем что-то изменить, но в нашей власти сделать все возможное для исцеления Родины, довести ее того рубежа, когда вступают в свои права Чудо и Божье заступничество.

1.0x