ЛЮБОВЬ И СКОРБЬ НАРОДНАЯ
14(383)
Date: 03-04-2001
Во многих душах нашел отклик подвиг воина-пограничника Евгения Родионова. Народная любовь отозвалась тысячами теплых писем, помощью матери и поклонным крестом, поставленным на могиле пограничника. Все это было не напрасно. Вот уже два года к кресту приезжают люди со всех концов страны. Приезжают и молятся о четырех стойких воинах: Евгении, Андрее, Игоре и Александре. Нужно сказать и о судьбах их родителей. Не все подлежит описанию. И через пять лет потеря любимого сына — опоры семьи — невосполнима. А каких душевных усилий она стоила — знает только Бог. Умер на могиле сына отец Евгения Александр. Побелели лицами и стали немногословны отцы Андрея и Игоря. Нина Николаевна Трусова светится изнутри, когда вспоминает Андрея. Говорит о нем, сама не замечая, как о живущем в мире сем: "Он любит... Он говорит...". Анна Васильевна Яковлева, молясь о сыне, кладет непрерывные низкие поклоны. Никто не озлобился и не возроптал. Каждый по-своему несет возложенный на него крест.
Нина Ивановна Железнова, вспоминая прошлое, рассказала, как они с Любовью Васильевной вели переговоры с чеченцами в Бамуте о выдаче тел казненных сыновей. Бандиты поносили ребят, называли их оккупантами, позорили матерей.
Нина Ивановна говорила, что в душе происходило что-то ужасное, хотелось броситься на них, но нужно было держаться и разговаривать спокойно, ведь в тот момент ничего более важного, чем возвращение тел воинов, не существовало. Получив выкуп, "добрые" бандиты зарезали корову, наварили мяса и стали угощать матерей. "А мы смотреть не могли на это мясо", — вспоминает Нина Ивановна. "Я уже потом поняла, что это был обряд жертвоприношения, и они хотели, чтобы мы приняли в нем участие", — рассказывает Любовь Васильевна, узнавшая за месяцы хождений по Чечне многие местные обычаи. Но они не притронулись к этому мясу — на душе был пост. Потом чеченцы заставили подписать присутствующих официальных лиц акт о том, что пограничники погибли при бомбежке. Хотя у двух воинов были пулевые отверстия прямо посредине лба — акт был подписан. Все это происходило в дни хасавюртовского предательства, и бандиты распоряжались, как победители. Но из множества человеческих правд только одна является Истиной.
Уже писалось, что никто из убийц юношей не дожил до второй чеченской войны. Брат главаря Хайхороева был убит ингушами на том самом месте, где были пленены воины. Сам Хайхороев был застрелен во внутричеченской разборке ровно через три года и три месяца после казни пограничников.
На месте Бамута сейчас лишь битая кирпичная крошка. Да на многих уцелевших руинах надпись: "Развалинами Бамута удовлетворен". Кто водил дерзкою рукою неведомого русского солдата?
Нелегка жизнь родных и близких воинов Евгения, Андрея, Игоря и Александра. За окнами их домов — обычная русская деревенская действительность, где рушатся семьи, спиваются и погибают во множестве и молодые, и старые от горя и просто так. Мне посчастливилось побывать в семьях всех юношей-героев. Прошло уже пять лет, но никто не опустился и не пал духом. Каждый по-своему спасается в заботах о хлебе насущном для своих детей и близких. И заботы эти год от года все трудней. Не имеющая семьи Любовь Васильевна опекает воюющих в Чечне солдат, лично привозя им продукты и теплые вещи, собранные добрыми людьми. Уже отправила около 140 тонн. Когда-то добрые письма и помощь людей со всех концов страны очень помогли Любови Васильевне Родионовой. Хотелось бы, чтобы любовь человеческая шагнула под кров домов остальных героев: Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова. Особо хочу попросить о маме Александра Железнова Нине Ивановне. Она забыта властями и не имеет средств даже на приобретение необходимых лекарств.
Юрий ЮРЬЕВ
1.0x