Авторский блог Александр Рудаков 03:00 2 апреля 2001

Шлюзы будут перекрыты

14(383)
Date: 03-04-2001
ПРОБЛЕМА ВЫВОЗА капиталов давно стала нашей национальной трагедией. Количество средств, переправленных из России на Запад, по разным оценкам, колеблется от 150 до 700 миллиардов долларов. Невозможно представить себе масштаб этих ресурсов, утрата которых в одночасье превратила нашу Родину из богатейшей страны мира в “бедное” государство, нуждающееся во внешних займах. Каждый день из России выкачивают средства, равные годовым бюджетам крупных регионов, военных округов и отраслей промышленности. А в западные банки идут миллиардные долларовые потоки, вот уже десять лет обеспечивающие нашим стратегическим противникам бескризисное развитие и процветание.
ВРЕМЯ ПРИШЛО
Еще в 1997 году силовики во главе с директором ФСБ предложили создать правительственную комиссию по борьбе с утечкой капитала. Три месяца представители силовых структур работали над документом, прошли все визы и все инстанции. Но даже после того, как постановление было подписано Черномырдиным, оно так и не увидело свет, поскольку... не получило номера. Усилия спецслужб блокировали в то время слишком могущественные силы, вывозившие в то время из страны по нескольку миллиардов долларов в месяц. Олигархи сделали все, чтобы блокировать по возвращению капиталов.
Сама постановка вопроса о выработке государственной политики по борьбе с утечкой капиталов стала возможна лишь сейчас, когда Путин и его соратники начали делать ставку на идеологию национальных интересов. Будучи прагматиками и рационалистами, эти люди понимают, что если не перекрыть шлюзы, через которые происходит утечка капиталов, то после неизбежного падения цен на нефть страна снова столкнется с тяжелейшим кризисом и падением уровня жизни. Не секрет, что утечка капиталов не только обескровливает нашу экономику, но и делает ее крупнейшим инвестором Запада. Говоря, что вывезенные капиталы во многом обеспечили экономический бум в США в 90-х годах. Теперь было бы хорошо, если бы хоть часть этих денег помогла России пережить тяжелейший 2003 год, на который аналитики прогнозируют системный экономический кризис.
Кроме того, нелегальный вывоз капиталов — это не только экономическая, но и криминальная проблема. Безусловно часть денежных средств была перекачана из России на Запад внешне законным путем с помощью сложных финансовых схем, построенных на использовании пробелов в законодательстве и несовершенстве механизма валютного контроля. Именно эти средства вернуть в страну будет сложнее всего, поскольку обнаружить состав преступления в действиях лиц, прокручивавших такие операции, вряд ли возможно.
Однако десятки миллиардов долларов вывезены на Запад такими путями, которые попадают под целый ряд статей УК. Это и уклонение от уплаты налогов в особо крупных размеров, и мошенничество, и злоупотребление служебным положением (со стороны чиновников, обеспечивавших перекачку денег). Нельзя забывать, что на Запад нелегальным путем идет не только "зажатая" экспортная выручка, но и бандитские общаки, выручка от торговли наркотиками, торговли заложниками. Святая обязанность государства — пресечь этот процесс и сурово покарать тех, кто занимается финансовым обеспечением такого бизнеса.
ДВОЙНАЯ ИГРА ЗАПАДА
Еще одна тема, связанная с утечкой капиталов, — это лицемерие Запада, пытающегося повернуть проблему против самой России В частности, коррупционные скандалы, связанные со счетами крупных российских чиновников, прятавших деньги на Западе, активно раскручиваются американскими властями и СМИ в антироссийских целях. Тема утечки капиталов из России на Запад сегодня у всех на слуху. Другое дело, что вопрос этот часто освещается настолько тенденциозно и искаженно, что в массовом сознании проблема оказывается перевернутой с ног на голову. К примеру, многие в России искренне радовались, когда в Америке арестовали Павла Бородина. Несмотря на все попытки объяснить, что радоваться здесь особенно нечему, доверчивые и неискушенные люди с готовностью приняли ту версию происшедшего, которую давали западные источники. А версия была предельно проста и доходчива: российские правоохранительные органы покрывают "коррупционера", зато швейцарская прокуратура — честна и неподкупна, и если уж Бородин нарушил швейцарские законы, то будет отвечать по всей строгости. С экранов НТВ нам объясняли, что Запад — это место, где живут "цивилизованные люди", которые всегда ведут себя прилично, не терпят никаких "грязных денег" и строго карают за "отмывание капиталов". Нам же остается только благодарить "цивилизованный мир" за то, что он помогает нам избавляться от коррупционеров, сделавших себе состояние на ограблении России. Такая информационная картинка, возможно, и показалась бы убедительной для поклонников Явлинского, искренне верящих в то, что Запад олицетворяет собой все гражданские добродетели.
Однако для тех, кто лишен либеральных иллюзий и хоть немного разбирается в геополитике, такая картина не выглядит убедительной. В кампании по борьбе с "грязными российскими деньгами" Запад преследует свои цели, в которых нам еще предстоит разобраться. Для начала же заметим, что ни швейцарская, ни американская юстиция вовсе не собирается возвращать в Россию вывезенные из нее капиталы. Наоборот, в силу глобальных экономических соображений Запад кровно заинтересован в том, чтобы ни одна копейка из как минимум 150 миллиардов "зеленых", вывезенных из нашей страны, не вернулась обратно.
С другой стороны, не менее сильно мировую олигархию обуревает и другое желание: не допустить, чтобы российские деньги были легально вложены в западную экономику. К примеру, если какая-нибудь крупная российская компания, тесно связанная с государством, захочет купить контрольный пакет акций полезной для развития своего бизнеса западной фирмы, западные СМИ начнут убеждать общественное мнение в том, что российские капиталы — "грязные", что за ними стоят "мафиозные структуры", и пускать таких инвесторов на свой национальный рынок — предельно опасно.
Очевидно, что вывоз капиталов из страны как таковой не является чем-то однозначно негативным. Вложение капитала в экономику другой страны вполне может соответствовать нашим национальным интересам — в том случае, если каждый вложенный рубль приносит доход, укрепляет нашу финансовую мощь, усиливает влияние российского капитала в других странах. А там, где есть экономическое присутствие, неизбежно появляется и политическое доминирование. Естественно, что подобный процесс приносит пользу лишь тогда, когда финансовые ресурсы перемещаются через границу легальным путем после выплаты всех налогов и таможенных пошлин с соблюдением правил валютного контроля. Разумеется, таким путем могут вывозиться только такие денежные средства, которые получены законным путем.
Напротив, "грязные капиталы" пересекают государственную границу нелегально. Они-то и добываются путем мошенничества и грабежа, часто связаны с торговлей наркотиками, оружием, другими видами преступного бизнеса. По сути дела, речь идет о финансах "криминального происхождения", которые оказываются в распоряжении дельцов теневой экономики, или о деньгах, которые перекачиваются на Запад путем сложных и тщательно спланированных банковских афер. Между тем, пути и механизмы перекачки капиталов на Запад хорошо известны.
Позиция Запада сводится сегодня к тому, чтобы смешать одно с другим, искусственно создавая сложности на пустом месте в тех случаях, когда речь идет о легальных российских капиталовложениях, и отвлечь внимание от проблемы отмывания действительно грязных денег, вывезенных из нашей страны с явными нарушениями российских законов.
По этой причине и представители отечественного бизнеса готовы активно включиться в работу по возвращению российских капиталов. Так, глава Национального резервного банка Александр Лебедев, выступая в Госдуме на слушаниях "Утечка капитала как угроза безопасности России", предложил объединить усилия силовых структур и российских банков, входящих в Национальный Инвестиционный Совет, для возврата вывезенных капиталов в Россию. Ведь если совместить те ресурсы, которые имеются у российских банков (финансовые и кадровые возможности по привлечению детективных агентств для сбора информации, наем адвокатов для представительства в судебных инстанциях западных государств), с теми оперативными, информационными и процессуальными возможностями, которые имеются у силовых структур, то значительную часть денег, вывезенных с прямыми нарушениями закона, можно вернуть обратно. К предложениям банкира внимательно прислушивались сидевшие в зале представители ФСБ, МВД, ФСНП, ГТК, которые также озабочены этой проблемой.
БАНКИ ПОМОГУТ СПЕЦСЛУЖБАМ?
Кстати, вкладчики некоторых российских банков, серьезно пострадавшие от фиктивных банкротств и деятельности "финансовых пиратов" вроде печального знаменитого "Креди Агриколь Индосуэц", горят желанием наказать обидчиков и готовы поделиться с государством в случае возврата вкладов. К примеру, акционеры НРБ вполне готовы пожертвовать половину возвращенных денег в Национальный фонд поддержки военнослужащих или в иные фонды поддержки МВД или ФСБ.
Каким же образом можно вернуть капиталы? Прежде всего необходимо иметь в виду, что большая часть денег, вывезенных из страны, "зарыта" не очень глубоко. Стоимость недвижимости, приобретенной на вывезенные деньги, составляет лишь небольшую долю от тех средств, которые были откачаны из России. Как правило, в откачке капиталов из России принимают участие крупные западные банки, имеющие свои представительства в оффшорных зонах. И у нашей страны есть возможность предъявления исков к этим банкам. К примеру, таможенные органы РФ вполне могут выставить иск к "Банк оф Нью-Йорк" за таможенные пошлины, которые не были выплачены России из-за тех операций, которые проводились через этот банк. А ущерб только по одному этому эпизоду колеблется от 1 до 2 миллиардов долларов. Вообще же, по мнению экспертов национального инвестиционного совета, роль западных банков в утечке капиталов настолько велика, что есть реальная юридическая база для предъявления им имущественных исков.
По оценкам западных детективных агентств, помимо крупных компаний, вывозивших капиталы за границу, есть еще примерно пять-шесть тысяч физических лиц, которые имели отношение к компаниям и банкам, которые были преднамеренно обанкрочены и разорены. Эти люди также нелегально переправили на Запад от 5 до 10 миллиардов долларов. К сожалению, в тех случаях, когда органы правосудия западных государств привлекают этих лиц к ответственности, деньги потерпевшим странам возвращать не спешат.
Сейчас в США идет процесс по делу Лазаренко, и его счета (а это 220 миллионов долларов) — в случае вынесения бывшему премьеру обвинительного приговора, перейдут в казначейство США. Судьба этих денег, которые украинское государство, естественно, хочет получить назад, зависит от качества юридической защиты государственных интересов. А услуги юристов в США, да еще по такому делу, вещь, безусловно, дорогая. Кроме того, мало просто выделить деньги на судебные издержки, нужно еще и провести колоссальную организационную работу (пресса, бизнес-сообщество, политики). Пока что ни украинскому, ни российскому государству, перед которым также стоят подобные проблемы, проведение столь масштабных акций по возврату денег не под силу.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕРРОР
Быть может, объединение усилий национально ориентированных предпринимателей и силовых структур поможет сдвинуть дело с мертвой точки. Однако пока что иски выставляем не мы, а их предъявляют нам. Более того, дело приобретает отчетливый политический характер. Сегодня финансовые претензии к российским компаниям и банкам, да и к государству в целом, превратились в инструмент экономической "холодной войны" против России. В последние время участились случаи незаконных исков и незаконных арестов российских средств за рубежом. Примеров множество — иски фирмы "Нога" к России (они привели к опасным прецедентам с арестами российского имущества за границей), иски, предъявленные к "Русскому Алюминию" и Национальному резервному банку. Сейчас иск на 300 миллионов долларов собираются выставить "Медиа-Мосту". Совокупная сумма этих исков составляет примерно 5 миллиардов долларов. Не нужно объяснять, какое значение для России имеют эти деньги. Так что судебные иски — это обоюдоострое оружие, которым мы еще должны научиться эффективно пользоваться. Так что, возможно, в скором времени союз силовых структур и здоровой части российского бизнеса станет реальностью. По крайней мере, обе стороны констатируют, что за последнее десятилетие на Западе была создана финансовая инфраструктура, обеспечивающая бегство капитала из России, в том числе и через оффшорные зоны. С другой стороны, для стран Запада стал нормой отказ от признания решений российских судов, связанных с деятельностью западных банков, несущих прямую ответственность за вывоз денег из России и их последующую легализацию. Сегодня пострадавшие от их деятельности российские предприниматели стремятся помогать силовым структурам в расследовании незаконной деятельности зарубежных банков, и первые уголовные дела уже приносят свои результаты.
Хочется верить, что активная государственная позиция может нейтрализовать враждебные действия Запада, укрепить имидж России и крупных российских корпораций на мировом рынке. Возвращение в Россию хотя бы нескольких десятков миллиардов долларов поможет нашей стране встать на ноги, создаст предпосылки для экономического роста. Нужно сделать все возможное для того, чтобы эти деньги еще послужили России.


1.0x