Кто слышал, тот помнит, сделанную на "Гр.Об. рекордз", совместную с Егором Летовым запись — группа Черный Лукич — "Кончились патроны". А ведь выясняется, что есть еще патроны и группа есть. Теперь есть. Всё, что было записано ранее, вплоть до недавно вышедшего альборма "Навсегда", — череда симбиозных проектов, только самые близкие люди, дома у аппарата, там же и сводили: “Чёрный Лукич”, “Спинка мента”, Промышленная архитектура, да много чего ещё. Тем, кто сидел за микшерными пультами в советских квартирах тогда, все же удалось вытащить груз ответственности за целое поколение в постсоветский коридор. А здесь их уже поджидает новая армия ещё более обездоленных, но всё ещё жаждущих реванша.
Если сравнивать “Чёрный Лукич” образца 87-го года, запись, сделанную с Летовым "Кончились патроны" и последний альбом "Навсегда", то можно заметить, мягко говоря, достаточно серьёзное стилистическое смещение. Злой Лукич стал добрым? А ведь сменилась целая эпоха, рухнула Империя, сгорел парламент, горит русская земля, враги стали друзьями, друзья побросали улыбчивые маски. Есть с чего озлобиться. То ли слабость и конформизм, то ли последовательная искренность и честность, осознание ответственности за распространение безрассудной слепой агрессии…
Дима Кузьмин. Взросление на 12 лет — это серьёзный фактор. Тогда был юношеский максимализм. Сейчас более осмысленное отношение к творчеству. По моему убеждению, сегодня таким злобным экстремизмом, как раньше, если ты хочешь что-нибудь в жизни изменить к лучшему, ты ничего не добьёшься. Должен быть достаточно вдумчивый подход, следует обращаться к сердцу человека, к его душе, тогда, может быть, что-то изменится в нас и соответственно в нашей жизни, в стране. По прошествии этих двенадцати лет возникло достаточно серьёзное разочарование в людях, которые пошли за нами и за той же самой "Гражданской Обороной", потому что я сейчас почти не вижу в общей массе поклонников армии "Гражданской Обороны" серьёзных людей, которые серьёзно относятся к жизни, к ситуации в России. Их я вижу единицы. Наличествует некоторая неадекватность публики и разочарование в несоответствии с тем, для чего мы всё это делали. К примеру, у Игоря Фёдоровича в песни вложен смысл гораздо более глубокий, чем из них выносят его слушатели. Получается, что они улавливают только самый поверхностный слой. И с песнями “Чёрного Лукича” то же самое происходило, но сейчас я добился более адекватного восприятия своих песен. И это отнюдь не означает, что они стали менее глубокими для того, чтобы их могло воспринимать большинство. Просто их форма стала больше соответствовать содержанию, поскольку даже старые мои песни в большей своей массе были достаточно добрыми, но злобно сыгранными. А сейчас добрые песни поются по-доброму и соответственно людям легче их воспринимать.
Одно из событий, которое очень сильно изменило мою жизнь, это было в 9-м или 10-м классе, когда я посмотрел фильм "Старший сын" по Вампилову. Вообще, Вампилов это мой любимый писатель, драматург. Настолько для меня был глубоким потрясением этот фильм, что после этого мне стало стыдно быть плохим. Хотя, конечно, надо признать, что в то время даже хороший человек должен был быть таким, именно какими мы были тогда. Может быть, сейчас это выглядит по-другому, а тогда, когда было достаточно жёсткое давление социума, любое проявление какой-то мягкости воспринималось как проявление слабости. Сейчас же я могу позволить себе не надевать эту маску злобности.
Группа "Чёрный Лукич" как понятие появилась в 87-м году, хотя реально группа как таковая, состоящая из музыкантов, образовалась только сейчас: Дима Шатохин — гитара, Сергей Тарасюк — гитара, Эдик Ким — бас-гитара, Дмитрий Сердобин — барабаны и Дима Кузьмин — больше вокал, чем гитара. Все музыканты "достаточно свободомыслящие люди", поэтому когда речь заходит о мировоззрении, каждый высказывается только от своего имени.
Д.К. Мировоззрение, безусловно, существует и по большому счёту оно не особенно изменилось. Я в своё время считал, что панк — это прежде всего предельная искренность и открытость, отсутствие артистизма, если речь идёт о панк-роке. Но и то, что находится сейчас на панк-сцене, "Король и Шут", "Тараканы" и прочее, то это же практически сплошная игра, сплошной артистизм. О какой-то искренности и неподдельности говорить нельзя. И поэтому панком, в том понятии, в каком я был в 87-м году, я им и остался. Другое дело, что это никем, кроме меня, панком не воспринимается.
Мне неинтересно сейчас концептуальное звучание группы, мне интересна концепция песни. Я ищу музыкальную форму песни, исходя из её сущности. Если эта песня требует какого-то очень лирического подхода, я не буду на неё надевать искусственную маску, нагнетать панковского звучания. Если песня на самом деле жёсткая, она будет звучать как панк-рок. В любом случае я не хотел бы себя ограничивать стилями. Я называю это — новая народная музыка. Можно сюда ещё добавить понятие сибирская. Сибирский ландшафт, безусловно, накладывает свой отпечаток на творчество, на мировоззрение, многое этим ландшафтом привнесено, какая-то особая сибирская ментальность, хотя, конечно, достаточно трудно судить, глядя на самого себя. Причём это касается не столько Западной Сибири, где мы живём, сколько это район Горного Алтая, Восточная Сибирь, Байкал. Там, безусловно, с человеком происходят очень хорошие серьёзные изменения.
— Как вы оцениваете общественно-политическую ситуацию в стране? Удается ли в череде концертов и записей прослеживаеть политические изменения? Многие ваши соратники по цеху ввиду своей погруженности в творческий процесс совершенно выбиты из общественной жизни. Вы знаете, что теперь, например, новый президент в России?
Д.К. Я занимаю достаточно активную жизненную позицию и даже расскажу такой несколько курьёзный случай. Поскольку я человек, который достаточно редко меняет свои политические убеждения, то традиционно голосую за КПРФ. А тут так случилось: живу в центре города, а прописан в области, и когда проходили очередные выборы, совершенно не было сил ехать голосовать по месту прописки. А моя жена Лена, которая заодно и клавишница на альбоме "Навсегда", она занимает совершенно нейтральную позицию и не ходит на выборы никогда. И вот она говорит мне, чтоб я не мучился, она пойдет и проголосует за КПРФ, а я за нее не схожу на выборы. Голос мой, таким образом, не потерялся. На данном этапе вот этим только и ограничивается моя активность. А в плане политической ситуации… Мне очень сложно именно сейчас сказать… Дело в том, что хотя я, может, и слишком много музыкой занимался, но изначально Путин абсолютно не вызывал у меня никаких отрицательных эмоций. Но вот ситуация с "Курском", скажем так… Я-то могу найти какую-то логику его поступкам, но для многих людей доверие несколько подорвано. Хотя, если этот человек действительно будет державником и дальше будет руководствоваться интересами страны, то я, несомненно, всецело поддержу его начинания. Всё, что происходит сейчас, все последние изменения в общественно-политической ситуации страны, в любом случае гораздо лучше того, что у нас было до сих пор. Даже трагедия с "Курском" это, скорее, отголосок ещё той эпохи. Путин ещё не успел повлиять на устранение глубинных причин, порожденных Ельцинским периодом правления. И хоть ситуация пока достаточно смутная, но, безусловно, какие-то положительные сдвиги происходят, потому что когда был Ельцин, я просто не видел никакого просвета. Страна восемь лет в маразме пребывала, который исходил из маразма одного человека.
— И всё же есть мысль, которая всё время вертится в голове, которую хочется донести как можно большему количеству людей.
Д.К. Я излагаю свои взгляды простыми словами, говорю о вещах, понятных всем: Любовь, Искренность, Открытость. Не надо русскому человеку, живя на своей земле, среди своего народа, стыдиться быть хорошим. Современное общество приучает нас скрывать в себе хорошие стороны. И в общем-то, все мои песни, в той или иной степени, направлены на то, чтобы все лучшее в нас мы могли бы возродить. Если человек не будет в себе это убивать, а будет каким-то образом ценить и не скрывать, очень многое мы бы смогли в этом мире изменить. Понятия общечеловеческих ценностей, которые сейчас насаждаются нам Западом, — что-то не верю я в это. Да они на самом-то деле, если называть вслух, звучат-то примерно также, просто мы и они подразумеваем под ними совершенно разные вещи. Если говорить просто за слово, то слово-то оно не виновато. Там все слова правильные. Но просто, что за этим идёт и что будет в результате принятия нашим народом этих "общечеловеческих ценностей" в кавычках, можно себе только представить. Это ужасно. Что такое добропорядочный буржуа я знаю не понаслышке, потому что бывал и в Бельгии, и в Дании, и в Германии. Более мёртвого человека, чем человек, который живёт вышеупомянутыми ценностями, трудно себе представить. Я бы не хотел, чтобы наша страна превратилась в общество таких людей. Россия — самодостаточная, удивительная земля со своей судьбой. И никогда ещё Любовь, Искренность, Открытость не приносили и не принесут нам ничего плохого. В этом я убеждён.