Авторский блог Владислав Шурыгин 03:00 4 декабря 2000

ВПЕРЕДИ ПАРОВОЗА...

Author: Владислав Шурыгин-старший
ВПЕРЕДИ ПАРОВОЗА... (Заметки о реформах Российского МПС)
49(366)
Date: 5-12-2000
"ВЗОРВАЛА БЫ Я ИХ МИНИСТЕРСТВО..." Мчусь сквозь ночь в поезде-невидимке. Ни огонька во всех его вагонах. Пассажиры сидят в полной темноте, изредка прерываемой мелькающими за окнами и точно испуганными огнями очередной "пролетной" станции Остановки редки. На той станции, где час назад электропоезд всего-то на минутку задержался, мы, несколько пассажиров, бестолково прыгали по криво лежащей на земле бетонной плите, махали руками, что-то кричали (кто-то даже матерился), но двери ближайших вагонов были закрыты, точно заварены. Чем бы все кончилось, нетрудно догадаться... Мальчишки-беспризорники, ехавшие в одном из вагонов, сжалились над дяденьками-пингвинами и открыли дверь, но сесть было не так-то просто: ступеньки где-то на высоте подбородка перегородила металлическая плита, отбросить которую посредством поворота специального рычага не удалось ни мальчишкам, ни нам...
Вскарабкались, подсаживая один другого... Кто-то порвал куртку, я намертво влепил в брюки жвачку, выплюнутую кем-то в тамбуре... Проводник этого, как оказалось, "штабного вагона", так и не возник из темноты ни при нашей посадке, ни по ходу дальнейшего путешествия. Свободные места нашли на ощупь. Сосед сокрушался по поводу порванной куртки, я безнадежно пытался оторвать и отскоблить жвачку от брючной материи… Ругали Николая Аксененко — главного железнодорожника страны. Ругали неспешно и обстоятельно, ибо дорога долгая, темная... В глубине души понимали, что прямого отношения сам Аксененко и к нашей безобразной посадке, и к тем неприятностям, что принесла она двоим из трех забравшихся в вагон, не имел, но так как все происшедшее творится на подчиненном ему транспорте, то и он, министр, стал для нас тем виноватым "стрелочником". Но в нашем недовольстве министром путей сообщения было нечто большее, чем просто недовольство именно этой ночной поездкой. В каждом была некая критическая масса недовольства и возмущения, накопившегося за последние месяцы... Кто-то вполне искренне пожалел, что купил билет на этот дикий поезд. За такой железнодорожный сервис можно было проехать бесплатно или с приплатой от МПС! Поезд, носящий наименование "Дачник", можно было назвать "невидимкой", потому что в вагонах не было освещения, а еще и потому, что в расписании на пятницу он не значился. Ни в книжечке, купленной еще весною, ни в расписании кассы, в которой мы брали билеты. И сам по себе возник ночной разговор пассажиров, и уже вскоре все сидящие в купе ругали на чем свет стоит, несли по кочкам искренне и обоснованно Аксененко и его министерство за бессовестное отношение к пассажирам железнодорожного транспорта. Не он ли, Аксененко, с экранов телевизоров клялся, что до конца года его министерство не повысит цены за проезд в пригородных поездах. А сам только за сентябрь, а точнее, за пятнадцать его дней, включая один день октября, повысил их дважды! И все это на фоне долгих и дальних обещаний повышения зарплат и пенсий. Монополисты! "Весной я платила за билет от Москвы до моей станции около тридцати рублей, а вот сегодня на двадцать рублей дороже! Настолько они подняли цены. Ну где совесть?!" Кто-то сказал, что за границей повышение услуг за транспорт всегда стараются обосновывать не только ростом цен за энергоносители, но и повышением комфортности, сервиса обслуживания пассажиров на транспорте... У нас же для миллионов граждан электрички — вынужденное средство передвижения, а потому поступать так с нами недозволительно… Они (и понятно, что речь шла о работниках железнодорожного ведомства) ведут себя так, как паникеры во время кораблекрушения... Спешат выжить за счет других. "Будь моя воля — взорвала бы я их министерство..." Молодая женщина сказала это с вызывом... Эх, москвичи, москвичи... До чего вас довели! Живете вы в самом дорогом по уровню жизни городе России. И жмут вас со всех сторон цены на продукты, на коммунальные услуги, проезд на всех видах транспорта. И взрывают ваши дома, точно теплоходы в войну, вместе со всеми, кто в них живет, — с женщинами и детьми, со стариками и солнечной, только вошедшей в пору любви молодежью... И травмируют психику, и порождают неверие к власти, к тем, кто должен заботиться о благополучии и защите народа...
"АКСЕНЕНКОВСКИЕ ГОРКИ" Белорусский вокзал столицы... Что сегодня натворили с ним проводящие в жизнь железнодорожную реформу! Его внутреннюю, и прежде не очень-то просторную площадь, рассекли, перегородили железной решеткой-забором. О смысле таких "новшеств" трудно гадать. Может, решили отгородить платформы дальних поездов от пригородных? Для чего? Ведь, казенно говоря, пассажиропотоки не пересекаются. Дальние пассажиры не "врубаются" в поток пассажиров с пригородных электричек и наоборот. Все заранее когда-то предусмотрели замечательные зодчие и инженеры, проектировавшие и строившие Белорусский вокзал. Предусмотрели подземные переходы и выходы с поездов и к поездам. Можно было, не проходя через вокзал или через его ворота, подняться по лесенке (кстати, с очень удобными, невысокими ступеньками ) и выйти на Ленинградский проспект, или с того же Ленинградского проспекта, приехав на такси или на семейном авто, сойти по этой лестнице к нужной платформе. Можно было через помещение пригородного вокзала выйти на нужную низкую платформу или попасть в здание самого вокзала, выйти на красивую привокзальную площадь, где рядом обе станции метро "Белорусская" — радиальная и кольцевая. Сегодня все это загорожено и перегорожено. Пассажиру нет выбора. Его, извините, как барана гонят через будку КПП, в которой он зачем-то (опять попробуй угадай, зачем?) должен сунуть билетик в пропускающий автомат (этот же билет у него в пути до Можайска или до Вязьмы проверят минимум три раза бригады контролеров. Так в чем же смысл?). Тот, у кого хорошее зрение, может попадет бумажным билетиком в щель автомата с первого раза, а тот, кто в очках или предварительно не догадался приготовить их и нацепить на нос, будет задерживать торопящихся на электропоезда остальных пассажиров. Чаще всего подойдет контролер — безмолвный труженик МПС, поможет. Он сочувствует пожилым людям, он-то знает, что ждет их впереди! А впереди их ждут "аксененковские горки". (Есть в парках "американские горки", возносящие людей по их желанию на огромную высоту и заставляющие входить в диковинные виражи...). А тут ты против желания, с загруженной донельзя дачной сумкой или с ручной тележкой, к которой приторочена эта сумка, оказываешься носом к носу с лестницей, ведущей в небо, с этими самыми "аксененковскими горками". И против своего желания, ибо нет иного выбора, ты пыхтишь, лезешь по высоким неудобным ступенькам высоко вверх (так высоко, как Николай Аксененко и его золотошевронные министерские чины даже и не припомнят, когда "пешком" лазили!), а затем, рискуя загреметь с поклажей, спускаешься вниз... А каково на этих "горках" людям пожилым или тем, у кого больное сердце?! Вы постойте, посмотрите, с каким трудом и со сколькими передышками взбираются они на лестницу. Права пожилая пенсионерка, сказавшая: "Хватило же ума у кого-то придумать такое издевательство над людьми! Не поставили ведь эскалатор, как в метро, чтобы всем легко было. А может, и в метро скоро нас по лестницам лазить заставят!"
Есть на перроне, задушенном железной решеткой, еще одно КПП. Для выхода. Если ты приехал с дачи, из-за города с грузом, то и в этом случае с двух платформ (из трех) тебя заставят снова лезть вверх по лестнице, а затем спускаться по правой лестнице к этой самой второй будке КПП. Смотри не ошибись, не спустись по левой! Через первую будку тебя в город не выпустят! Придется снова подниматься и спускаться по другой лестнице ко второму КПП. На многих разоренных платформах, особенно Смоленско-Московского "плеча", т. е. если ехать в Москву от Вязьмы, вообще лежат две-три бетонные плиты и, как правило, для посадки в первые три вагона... Так вот, если вы приехали в столицу в этих головных вагонах, то сегодня на Белорусском вокзале, если вы прибыли к единственному "удачному пути", то вам придется с вашим грузом возвращаться по платформе к середине состава ко второму, "выходному КПП", и, пройдя его, проделывать тот же путь, но уже для выхода в город или для входа в метро! Прежде подобных проблем не было: можно было сразу идти из первых вагонов к левому углу вокзала — и там, рядом, метро. Сегодня кратчайший путь вам перегородила железная решетка. А теперь о том самом, "втором КПП", через которое всех направляют в город... Стоят в этом КПП диковинные турникеты — три растопыренные под углом 120 градусов трубы-железяки, соединенные в одной точке... Их надо крутить, а для этого надо, чтобы хотя бы одна рука была свободна от поклажи, между ними надо исхитриться протиснуться-пройти, опасливо препровождать между ними детишек... Предусмотрены специальные турникеты-загородочки, там пройти легче, но опять же надо идти с грузом или с детьми в сторону контролера и тех самых других турникетов... Во-первых, не каждый об этом знает, не каждый будет читать указатели, а, во-вторых, много лет ничего этого "нового" на вокзале не было, и люди не забивали свои головы тем, как "по-новому" пройти — они просто свободно шли! Я и в прежние годы тщетно пытался убедить работников Белорусского вокзала в том, что о прибывающих в Москву электоропоездах из Можайска, Гагарина, Вязьмы должно объявлять по громкоговорящей связи. Сам много раз встречал родственников и всякий раз вместе с другими встречающими носился по лестницам от одного прибывающего электропоезда к другому... Задача еще более усложнялась, когда дальняя электричка шла с изменением в расписании или после так называемых "окон". Я столкнулся с абсолютной убежденностью работников Белорусского вокзала, ЧТО ИЗ МОСКВЫ ТОЛЬКО УЕЗЖАЮТ, А ПРИЕЗЖАЮЩИЕ КАК БЫ НЕ В СЧЕТ, а потому и объявления идут по радио только о посадке. Сегодня эту проблему железнодорожники, как им кажется, РЕШИЛИ РАДИКАЛЬНО: встречающим попасть на перрон через первое КПП да без билета(?!) вообще невозможно. Задал этот вопрос начальнику, ответственному за перевозку пригородных пассажиров, и услышал нелепый ответ, что-то вроде, ну раз те, кто приехал отягощены грузом, то пусть их встретят... носильщики! И вообще много более чем странных ответов о тех же "аксененковских горках" услышал. Зачем, мол, волноваться уже сейчас о том, что ступеньки обледенеют: " зима-то еще не наступила!" ТАК ДЛЯ ЧЕГО ВСЕ ЭТО ПРИДУМАНО, НАГОРОЖЕНО НА ПРИГОРОДНОЙ СТОРОНЕ БЕЛОРУССКОГО ВОКЗАЛА? Для учета поголовья пассажиров? Для того, чтобы столь странным способом отсечь от электричек "зайцев"? Мало ли кто, где и когда учитывал пассажиропотоки, боролся и продолжает бороться с безбилетниками, но ведь не городил же такое! А потом, о каком учете пассажиров или о какой борьбе с "зайцами" речь, если по Белорусскому направлению уезжают с платформ Беговая, Кунцево, Сетунь... Там-то пока нет решеток и турникетов входа на ж/д платформы. НЕТ — ТАК БУДУТ! Об этом мне сказали несколько чиновников железной дороги Москва-Смоленская. Вот только подкопят средства за счет повышения билетов и усложнения жизни своих родных пассажиров — и сделают подобие на всех станциях Белорусского направления до самого выезда из столицы. Но, слава Богу, останутся на пути следования пригородных поездов десятки платформ и платформочек — считай вся Россия до Белоруссии. Тут у Аксененко и его исполнительных чиновников никаких решеток не хватит. Это почти точно. Или чиновники из МПС что-то придумают?
КАК НЕ ВСПОМНИТЬ РАДИЩЕВА ... Его " Путешествие из Петербурга в Москву"... А сегодня путешествуй по железной дороге в любую сторону — везде безрадостная картина. В частности, все по тому же многострадальному смоленскому направлению. Дачники, что ездят на пригородных поездах, знают, в каком упадке и разоре находятся десятки станций и перегонов... Добротные послевоенной постройки здания станционных вокзалов НЫНЕ ЗАКОНСЕРВИРОВАНЫ . ИХ ОКНА И ДВЕРИ ЗАЛОЖЕНЫ КИРПИЧНОЙ КЛАДКОЙ. Аппаратура и автоматика контроля безопасности движения поездов вывезена или растащена (что практически одно и то же ), ремонтные бригады сокращены и разогнаны — официально считается, что "объеденены и укрупнены", тысячи молодых сильных мужчин-путейцев вынуждены либо ездить в пункты сбора, тратить время, которое они раньше не тратили, либо искать другие средства для жизни. В том числе, к сожалению, такие, как бич нашего времени — воровство, вырезка цветных металлов и продажа его на пунктах приема. Сколько лет линейные отделы милиции бьются с разорителями железнодорожных сетей, и сколько толковых, даже радикальных предложений внесено во все инстанции, вплоть до Госдумы, но проблема как была, так и осталась. (Знать, куда-то, к кому-то хитроумными путями стекаются ручейки денег из этих самых пунктов приема цветметаллов и образуют где-то весомый черный нал... А раз это кому-то выгодно, да и само Министерство путей сообщения почему-то не может раз и навсегда закрыть этот вопрос, то воровство и разор будут продолжаться!) Законсервированные, мертвые станции на руку разорителям. Раньше дежурные по станциям и диспетчеры сразу же фиксировали повреждения на линии и воровство цветных металлов-перемычек, проводов и т. д. Сегодня лишь на некоторых станциях оставлены дежурные, а на остальных — в лучшем случае кассир, который приходит два-три раза в светлое время суток на время прибытия основных электричек, и то на короткое время... С платформами — беда. На многих станциях их сломали еще в прошлом году, когда ремонтировали пути, а сделать новые забыли. Ремонт путей свелся и к тому, что убрали маневровые пути и сделали двухпутку. Одни рельсы ведут в Москву, вторые от Москвы. Гениально, не правда ли? Как говорится — "Вперед к прошлому?" Нет, как раз в прошлом-то такого и не было. Разве без запасных и без маневровых путей (не только на крупных узловых станциях, но и на полустанках, выиграли бы мы тяжелейшую из войн, Великую Отечественную?). А нынешние стометровые и того длиннее рельсы (для уменьшения межрельсовых стыков и увеличения скорости поездов), случись повреждение, выйди из строя полметра пути, разве быстро заменишь? Нужно в каждом составе возить специальные резаки стали и сварочные аппараты. Нереально. А если такой стометровый рельс-гигант окажется закрученным спиралью? Что тогда? Не зову современных железнодорожников непременно к тем десятиметровым (или какой они прежде были длины) рельсам, которые взвод бойцов по команде: "Раз-два, взяли!" мог поднять и перенести на место поврежденного, но ветераны, прошедшие ту великую войну, они как раз на этом-то примере утверждают, что в стратегическом плане нынешние железнодорожники что-то не додумывают! Сегодня отечественные рельсы у инициаторов ж/д реформ не в почете. У них получается, что отечественные Новолипецкий и Череповецкий комбинаты отстали от жизни и льют рельсы из мартеновской стали, тогда как "передовые страны" делают их из более качественной конвертерной стали, их рельсы на сколько-то микрон прямее наших и служат втрое дольше и так далее. За иностранные рельсы надо платить чуть ли не по тысяче долларов за тонну. Зачем? Наши металлургические комбинаты с великим удовольствием сделали бы такие рельсы за двести долларов!
И еще раз тихое слово о сокращенных работниках небольших станций (и не только небольших...). Сделало это МПС, понятное дело, для экономии средств на зарплату остальным, оставшимся... В том числе и ответработникам МПС. Не на часть ли этих сэкономленных средств сделаны железные решетки и "аксененковские горки" на Белорусском вокзале, содержатся при этом бесполезном "новшестве" резвые бригады контролеров. Чуть ли не втрое чаще "тралят" они вагоны электричек . Ну, последнее понять можно. Но как объяснить и понять, что уже сейчас, когда день ото дня холодает и люди вынуждены стоять под дождем и снегом около законсервированных вокзалов, переходить на противоположную сторону путей (раньше уезжали от вокзальных перронов и выходили на них к самому прибытию поезда, о чем заранее объявлял дежурный по станции. Помните?). А теперь, стоя на ветру и холоде, прижимая к себе детей, люди ждут поезд... Но прежде, чем он придет (если не опоздает) мимо, на бешеных скоростях проносятся поезда в цивилизованную Европу и из нее... И негде людям укрыться, а зимой обогреться...И все они, мерзнущие и ждущие, должны желать главе ж/д ведомства крепкого здоровья и дальнейших успехов на благо... На чье благо? Только не пассажиров. Минувшей зимой на станции Серго-Ивановской (сегодня для пролетающих мимо поездов значится она как "С.Ивановская" Это разве одно и тоже что "Серго-Ивановская"?!) пассажир ошибся остановкой, вышел не там и замерз... Еще молодой мужчина. Нет, не в стельку пьяный, а выпивший, и прежде сколько бывало попавших в такую оказию, но не замерзали же! Отоспятся на лавочке в отапливаемом вокзальчике и приедут или придут утром к родным своим, но не на тот свет...
Не спешите осуждать и оправдываться! Попробуйте сами (для эксперемента, но обязательно с подстраховкой) сойти зимой да ночью на одной из подобных законсервированных станций, попробуйте попроситься к людям на ночлег! Думаете, пустят? И министерское удостоверение не поможет. Такой же случай был на станции Колочь, что перед знаменитым Бородино. А многие станции на ночь от пассажиров вообще закрывают на запоры. Лучшая половина вокзала станции Можайск, тот ее зал, что теплее, несколько лет сдавался коммерческим структурам, а последние три года просто закрыт на замки. Прежде в нем по стенам висели батальные, писанные маслом картины и стенды с фотографиями. О героическом прошлом здешних мест, все больше Бородино. Годы 1812-й и 1941-й. А сейчас на дворе 2000-й. Где они, эти писанные картины, где фоторафии? Ау, можайские железнодорожные начальники!
ПЕРВЫЙ ИЗ ПЕРВЫХ Вообще что-то непонятное творится с чиновничьей логикой и лексикой в России. Слово "премьер" из покон веков означало "первый". У нас же придумали должность "первый вице-премьер"! То есть первый из первых? В бытность Ельцина таковым был Николай Аксененко. Наш больной президент тогда мог, того гляди, либо "отключиться" от жизни, либо передать бразды правления в чьи-то другие руки. И кому-то могло пригрезиться, подуматься — а почему бы не в мои? Тем более, что с должностью премьер-министра в стране сколько лет творилась чехарда... В кремлевском окружении "бронепоездом на запасном пути" всерьез считали и Николая Аксененко...
В связи со всем этим как не припомнить прелюбопытную историю, когда в Сочи, где отдыхал (уже в который раз в году!) Ельцин, рванул раньше своего шефа, тогда премьер-министра Степашина, его первый вице-премьер (первый из первых) Николай Аксененко. Как был удивлен Степашин, какими петухами заполыхали его щеки, как бегали, не находя себе места, глаза, когда он пытался всерьез уверить российский народ (да и сам заодно осознать), что с полутайным приездом Николая Аксененко в Сочи все, мол, так и было задумано... "Первый из первых" появился у Ельцина раньше премьер-министра. И это для обсуждения очередной перетряски кабинета министров, то есть кадрового вопроса!
Кто имеет нормальное понятие о любой службе вообще, тот поймет, каково начальнику, когда зам является к высокому руководству раньше его самого... То есть, говоря по железнодорожному, забежит впереди паровоза! От таких замов любого чина и наименования уважающие себя начальники спешат избавиться. Но тогда момент был необычный, тот же Степашин чувствовал себя в высоком кресле не очень-то уверенно, ибо наверняка знал, что не устраивал кого-то из чернявых царедворцев, и те "рыли под него тоннель" — мало ли как могло все решиться...Навряд ли сам Аксененко, при всей его энергичности и непоседливости "по жизни", мог решиться на такой "десантный бросок" в Сочи: наверняка кто-то из влиятельных ободрил и направил его, сказав: "Езжай скорее! Лови момент!"
Съездил, попробовал, но тогда что-то не сработало. Ельцин еще какое-то недолгое время подержал Степашина в премьер-министрах... Но потом, как неожиданно, даже для самого Степашина, его и убрал — и премьер-министром стал Владимир Путин. А тот, как человек послуживший, да еще в такой четкой структуре, как ФСБ, сразу понял, чем ему будет неудобен самый первый из первых зам, способный забегать вперед паровоза. Путин тихо и твердо сказал, что никаких "первых среди первых" отныне в правительстве не будет. Сказал, и тем самым как бы направил кипучую деятельность Николая Аксененко в русло хорошо знакомого ему железнодорожного ведомства..
Теперь, с расстояния времени, думается, а ведь правильно сделано, и пусть себе идет российский паровоз и никто вперед него не забегает. Нам от того легче и не станет, ибо в самом железнодорожном ведомстве навряд ли что изменится. Стиль забегания вперед во всем и везде сохранится, и под видом "взгляда вперед" или стремления не отстать от цивилизованной Европы будет проявлять себя в виде тех ж/д реформ, которые у нас вроде бы как начались и идут...

1.0x