Авторский блог Александр Ефремов 03:00 2 октября 2000

ВЕРТОЛЕТ

ВЕРТОЛЕТ
40(357)
Date: 03-10-2000
Раз за разом РТР приступает к формированию собственного образа, претендующего на полноценное, мощное и своеобразное представление российского государственного телевидения в эфире. И раз за разом эти попытки заканчиваются полным провалом. И это несмотря на памятные всем крики, раздававшиеся при образовании холдинга ВГТРК, о том, что канал станет совершенно иным, насытится качественными отечественными фильмами, телесериалами, лучшими спектаклями, а также достойными аналитическими передачами. Вместо этого на второй кнопке мы имеем то, что имеем. А именно, жуткую по своей монотонности и занудности смесь мусорных телесериалов (Южная Америка, США), "Городка", "Русского лото" и т.п. и вечно "затянутых", псевдоофициозных, а на деле ничем не отличающихся от иных (ОРТ, НТВ) блоков новостей. Рекламы на государственном телевидении у нас ничуть не меньше, чем на том, что пафосно именует себя частным и "независимым". Для сравнения: на государственных британской Би-Би-Си или японской Эн-Эйч-Кей рекламы не существует вообще. Дополнительное лицо канала размыто еще и тем, что на нем появился ряд перебежчиков с других каналов.
Вот, например, РТР решило наилучшим образом ознакомить телезрителей со своим энтэвэшным приобретением — С.Ревенко. Назойливо появление на экране ведущего итоговых "Вестей" в рекламном исполнении (картинка студии в мягких полутонах, негромкий бытописующий тележурналистику говор самого рекламируемого объекта. У Е.Носова есть такой персонаж — Знайка. Заносчивый, с поджатым ртом Ревенко выражает негодование тем, что его коллеги говорят иногда фразу: "осуществили выход в космос". Когда он слышит ее, то его "трясет". Надо, оказывается, просто: "вышли в космос". Глубоко копает, как говорят в таких случаях. То, что осуществляет в своей программе сам Ревенко, настолько скучно, что тоже хочется выйти, вернее, уйти, но не в космос, конечно, а быстро переключившись с кнопки РТР. Претенциозная подача каналом РТР программы Ревенко никак не соответствует ее вторичности по отношению к остальным "новостям", третичности по отношению к реальной жизни. Само существование подобных программ говорит о том, что государственному российскому телевидению в нынешнем его виде не о чем сказать людям и нечем заинтересовать их.
Содержательная пустота и плоское убожество форм, в которых существует РТР, тем более поразительны, что они соседствуют в поле телевещания с конфронтационно-агрессивной по отношению к государству политикой такого канала, как НТВ, и практикой подзуживания и мелкого укалывания государства со стороны более опасливых "оппозиционеров" Лужкова (ТВЦ) и Березовского (ОРТ и ТВ-6). Особенно это было и до сих пор заметно при освещении трагедии в Баренцевом море. Когда НТВ с утра до вечера зачитывает выдержки из иностранных (в основном американских) газет, настроенных по отношению к России явно враждебно, когда Млечин издевательски философствует о судьбах Российской армии, когда остервенелый Доренко на протяжении часа пытается "доказать" при помощи манипулируемых им же родственников погибших моряков, какое отвратительное у нас государство, и убеждает всех в якобы имевшей место быть "нечестности" президента — в это же самое время РТР вяло выдает скупой официоз, однократно, без обязательных в подобной ситуации анонсов и повторов, знакомит телезрителя с заявлением самого президента. Ночью, в отнюдь не прайм-таймовое время, допускает в эфир Мамонтова, попытавшегося сделать передачу в интересах флота, а следовательно, и государства. Голос РТР в освещении и объяснении трагедии настолько слаб и стихиен, что мощному и яркому пропагандистскому накату НТВ удается убедить нередкого рядового обывателя Федю, что лодка "взорвалась от своей же торпеды".
"Пресс-клуб", творение некоего "авторского телевидения", в результате долгих кочевий тоже теперь попал на РТР. 30 сентября "Пресс-клуб" взялся обсуждать проблемы нашего федерализма. Произошло, как всегда, немыслимое для нормального телевидения нормального государства. Некий трижды судимый националистический татарский вождек (то ли Рафиз, то ли Кашап), сперва записанный на пленку видео, "толкал" с экрана сепаратистские лозунги, оскорблял президента. Затем он же в студии на слабом русском что-то плел о том, как Россия в течение долгого времени (5 веков!) проводила геноцид татар. Электронная бегущая строка за спиной оратора дебильно гласила, что "национализм всегда будет". Затем выступил некий Хамитов, аспирант из Казани, лакированный ярый националист. Рябоватый злобный очкарик, он надрывно манифестировал незыблемость независимости и суверенитета Татарстана. Все это происходило на фоне невнятных споров демжурналистов между собой ("Собеседник", "Новая газета", "Независимая газета"). Также с лицом школьника-двоечника юный депутат Рыжков-младший молол чушь о том, что усиление власти Центра ведет к сепаратизму (!). Очевидно, что само муссирование на государственном ЦТ вопроса национализма, да еще в подобной форме, с долгими пассажами его вождей и идеологов, — вещь абсолютно недопустимая.
Количество иностранных телесериалов (6 в день) и фильмов вызывает опасения по поводу американизации сознания сограждан. Такое "художественное" наполнение призвано клипизировать, расщепить сознание зрителя, погрузить его в дремотное овощное состояние, когда констатация ужасных фактов повседневной реальности в скучных "новостях" воспринимается как досадное дополнение к радужно-мыльному сериалу. Как здесь не вспомнить Н.Бурляева, неоднократно предлагавшего свою помощь в насыщении телепрограммы качественными фильмами. Выдающийся кинорежиссер и организатор "Золотого Витязя" постоянно наталкивается на отказ со стороны руководителей ТВ при попытках предложить им несколько тысяч (!) высокохудожественных картин, имеющихся в его распоряжении.
Кстати, о руководителях. Ни для кого не секрет, что администратором на РТР теперь О.Добродеев, известный своей доблестной службой в рядах НТВ. Не отсюда ли пассивная аморфность РТР в отстаивании интересов государства? Отсутствие твердой отчетливой позиции в полемике, да и самой полемики по отношению к антигосударственным действиям ряда СМИ, того же НТВ. Кому выгодно и необходимо такое государственное телевидение?
P.S. В одном из последних анонсов РТР заявлена авторская передача до боли знакомой по работе на НТВ Е.Масюк. О чем "государственническом" поведает нам любительница чеченских бандитов, которая в свое время бодро позировала у страшной клетки с русскими мучениками-солдатами?
Александр ЕФРЕМОВ
1.0x