Авторский блог Владислав Шурыгин 03:00 18 сентября 2000

У СМЕРТИ НА КРАЮ БАЛАНСИРУЕТ РОССИЙСКАЯ АРМИЯ, ОЖИДАЯ ОЧЕРЕДНУЮ "РЕФОРМУ"

Author: Владислав Шурыгин
У СМЕРТИ НА КРАЮ БАЛАНСИРУЕТ РОССИЙСКАЯ АРМИЯ, ОЖИДАЯ ОЧЕРЕДНУЮ "РЕФОРМУ"
38(355)
Date: 19-09-2000
Российская общественность достаточно вяло восприняла весть о грядущих обвальных сокращениях Вооруженных Сил. А между тем, по своему значению эти решения выходят далеко за рамки узковоенной дискуссии о будущем армии.
Основные комментарии в основном сводятся к обсуждению набившей оскомины темы конфликта министра обороны Сергеева и начальника Генерального штаба Квашнина и сокращений как результата этой борьбы.
На самом же деле, все куда более серьезно.
8 сентября министр обороны Игорь Сергеев, посещая танковый НИИ в подмосковном поселке Кубинка, сообщил, что в соответствии с решением Совета безопасности РВСН к 2005 году будут сокращены на 10 ракетных дивизий — то есть наполовину. Причем из их состава уже к 2002 году будут выведены войска ракетно-космической обороны и воздушно-космические силы. Последние будут переданы в управление непосредственно Генерального штаба. К 2002 году РВСН перестанут быть самостоятельным видом Вооруженных Сил и будут преобразованы в отдельный род войск. В этом статусе они просуществуют до 2005 года, а затем войдут в состав ВВС уже как род войск.
При этом еще более серьезные сокращения ожидают силы общего назначения. Их к 2002 году планируется сократить более чем на 30% и вывести на уровень 750-800 тысяч солдат и офицеров.
Сегодняшняя численность Российской армии в 1 миллион 200 тысяч человек более не рассматривается высшим руководством как оптимальная.И войска ждут более чем "смелые" сокращения. Сухопутные войска — на 180 тысяч, ВМФ — более чем на 50 тысяч, ВВС — примерно на 40 тысяч.
Кроме этого, будут сокращены и другие силовые ведомства. Внутренние войска — на 25 тысяч человек, пограничные — на 5 тысяч, железнодорожные — на 10 тысяч, все прочие — на 25 тыс. человек.
Единственная структура, которая не попадает под эти сокращения, — МЧС, которые остаются в прежнем 25-тысячном составе.
Итогом этой реформы станет, по замыслу ее "отцов-создателей", некая компактная армия с численностью Сухопутных войск в 140-150 тысяч человек.
Перевод некогда самой сильной армии мира на уровень региональных Вооруженных Сил без поражения в войне сам по себе факт уникальный, не имеющий прецедентов за последние сто лет.
Напомню, что в 1991 году в СССР на вооружении находилось 64 тысячи танков (в 2,5 раза больше, чем у НАТО), 67 тысяч орудий и минометов (в 2 раза больше, чем у НАТО), 76 тысяч БМП и БТР, 12 тысяч самолетов и вертолетов (в 1, 5 раза больше, чем у НАТО), 437 боевых кораблей 1-го и 2-го класса и более 300 подводных лодок.
Сегодня у России осталось около 7 000 танков, около 10 000 орудий и минометов, около 5000 самолетов, 100 кораблей и 80 подводных лодок.
Фактически за семь лет 1993 года Вооруженные Силы России сократились с 4 миллионов 800 тысяч человек до 1 миллиона 100 тысяч с перспективой ужаться до 750 тысяч.
То есть в 6 РАЗ!!!
Впрочем, эти цифры мало что скажут обывателю. Для него и 750 000 достаточно большая цифра. Поэтому требуются серьезные пояснения.
Численность армии в 750 000 тысяч появляется в новой истории России уже не впервые. В ходе дискуссии вокруг будущего армии в 1992 году и при определении порогов сокращения армии в 1996-1997 годах она неоднократно упоминалась некоторыми экспертами либерального толка.
Именно ее как исходную называл в своем проекте военной реформы академик А.Арбатов.
До этого же порога предлагал сокращаться бывший заместитель министра обороны А.Кокошин.
Эту же цифру называл в своей военной программе Г.Явлинский.
И, наконец, о ней говорил и бывший премьер Е.Примаков.
Модель этой армии виделась им следующей.
Сохраняя большую составляющую стратегического ядерного комплекса (до 25% численности ВС), оставаться тем самым одной из ведущих ракетно-ядерных держав с одновременным понижением общевойсковой составляющей, "съедающей" обычно до 70% военного бюджета, до уровня региональной армии (10-15 стрелковых дивизий и 2000-2500 боевых самолетов), что соответствует уровню таких стран, как Польша (150 тысяч), Румыния (148 тысяч), Израиль (140 тысяч), Греция (145 тысяч), Великобритания (110 тысяч).
Тем самым армия должна была вместиться в прокрустово ложе нищего бюджета, оставаясь при этом скорее внешнеполитическим фактором глобальной политики, чем реальной силой.
Сами сухопутные войска еще к 1998 году должны были, по планам реформаторов, сократиться почти в четыре раза и ужаться до ста пятидесяти тысяч человек. Оправдание всему было найдено самое что ни на есть "железное". Дескать, большинство имеющихся полков, бригад и дивизий укомплектованы лишь на тридцать-сорок процентов, следовательно, надо "посмотреть правде в глаза" и подогнать организационно-штатные структуры под реалии российской действительности. Лучше иметь пять реальных дивизий, чем десять "половинных". Тогда-де и боевой подготовкой можно заняться, и службу по уставу организовать. На бумаге это звучало убедительно. Но наши реформаторы, как всегда, дальше бумаг не видели. В реальной же жизни в 1996-1998 годах их от Смоленска до Владивостока развернулась невиданная, со времен шеварднадзевско-горбачевских сокращений групп войск, армейская драма. Рушились округа, разгонялись армии, стирались с карт корпуса и дивизии, списывались "в никуда" десятки военных городков.
Бумажные генералы и асфальтные стратеги не учли главного, что сокращались и уничтожались не просто абстрактные цифры на оперативных картах, а реальные, создававшиеся десятилетиями многомиллиардные государствен- ные военные структуры. Причем уничтожались невосполнимо и невосстановимо. Что влачащая существование "кадрированная" дивизия была все равно боевой единицей, с отлаженной десятилетиями инфраструктурой военных городков, казарм, полигонов и учебных центров, на базе которой в любое время можно было за считанные недели развернуть полнокровное соединение. А после "сокращения" вся эта структура превращалась в ничто, в прах, в руины, которые уже невозможно возродить, вернуть к жизни. При этом уцелевшие части и гарнизоны ни в малейшей степени не компенсировали потерь. В лучшем случае их кое-как укомплектовывали до половинной численности по причине того, что разворачивать "запланированные" "полнокровные" части было просто негде. Десятилетиями внутренние округа рассматривались как второстепенные и мобилизационные. Их структура просто не предусматривала создание и размещение на их территории полнокровных частей и соединений, а была рассчитана на разворачивание и комплектацию резервов для передовых округов и групп войск. В итоге с реформаторского конвейера стали вываливаться чудовищные монстры. Дивизии без полигонов, казарм и парков техники с танками, гниющими под открытым небом, как, например, в богучарской танковой дивизии. Полки, годами не имеющие стрельбищ даже для стрелкового оружия, с палаточными городками, где под открытым небом до сих пор ютятся сотни офицерских семей. При этом было сокращено и уничтожено только на территории МВО больше ста военных городков, десятки стрельбищ, полигонов. Распроданы за копейки на дрова и дачи сотни казарм и учебных корпусов, парков для техники.
Уже через полгода этого настоящего "истребления" войск даже самим "реформаторам" из Министерства обороны стало ясно, что при принятии решения был допущен грубейший просчет. Но остановиться, признать это было уже невозможно. Страшно. Слишком уж все сотворенное тянуло на преступление.
Тихой сапой стали жать на тормоза. Директиву о сокращении Сухопутных войск до ста пятидесяти тысяч отозвали, остановившись на обтекаемой формулировке: "десять дивизий и шестнадцать бригад". Главкомат войск формально сохранили, но урезав на половину и лишив какой-либо самостоятельности, ввели управлением в структуру Генерального штаба, что последний раз было сделано, если не ошибаюсь, известным "реформатором" Павлом I… Должность главкома сократили, передав "вилкой" полномочия одному из заместителей начальника Генерального штаба.
При этом концепция "ядерного сдерживания", на которую, как на панацею, молится маршал Сергеев, постепенно перестает быть эффективной, несмотря на слепую привержен- ность ей аналитиков и стратегов из МО РФ.
Наличие химического оружия у Гитлера, химического и ядерного у Хусейна не остановило войны и не спасло от поражения в них. Втягивание России через цепь региональных конфликтов в многонедельную воздушную войну на "изматывание" с НАТО и США едва ли позволит нам применить ядерный потенциал, так как потери в подобной войне будут прежде всего качественные. И основной целью этой войны является разрушение стратегической инфраструк- туры государства, его политического и боевого управления, энергетической и транспортной инфраструктуры, систем связи, аэродромов, портов, космических систем. Без бомбардировок и разрушений густозаселенных районов, что могло бы послужить оправданием для перерастания обычной войны в ракетно-ядерную. Иными словами, оставшаяся без электричества, связи, дорог, парализованная Россия, но не понесшая при этом массовых жертв среди мирного населения, не будет готова решиться перенести еще и ядерную войну только для того, чтобы причинить противнику подобный урон. И предпочтет условия более-менее выгодной капитуляции...
Именно таков сегодня план ведения войны против России, а значит, демонтаж ПВО, проведенный за последние годы, ничем иным как государственным преступлением назвать нельзя. Сегодня боевые возможности ПВО снизились по сравнению с 1991 годом в семь раз.
Военные эксперты, связанные с ар
мией ненаучными изысканиями, а реальной практикой, все это время доказывали, что подобная "реформа" фактически уничтожает армию как таковую.
Государство, протянувшееся на 11 000 километров, имеющее только государственную границу, протяженностью 22 000 километров, просто физически неспособно защитить свои границы 10 стрелковыми дивизиями. При этом Россия в отличие от СССР больше не имеет "буферных" союзнических государств, которые бы прикрывали ее территорию и давали время для отмобилизации в случае возникновения военной опасности. Более того, почти по всему периметру Россия граничит с соседями, имеющими серьезные территориальные претензии или являвшимися потенциальным противником. На Западе -- это блок НАТО, на Востоке — мусульманский фундаментализм, на Дальнем Востоке — Китай и Япония. Обеспечить в этих условиях эффективную оборону своей территории 10 дивизиями просто нереально.
Только чеченская война потребовала на определенном этапе стягивания сюда более
80 000 человек — то есть каждого четвертого солдата и офицера Сухопутных войск и почти 30% авиации Сухопутных войск. С учетом того, что боевые подразделения составляют около 40% от штатной численности частей и соединений, а также то, что не менее 25% личного состава является молодыми солдатами и проходят обучение в Чечне, фактически были стянуты почти все боеспособные части.
Сегодня, при численности Сухопутных войск в 340 тысяч человек, реальное боеспособное ядро составляет порядка 90-100 тысяч солдат и офицеров.
Вероятные региональные угрозы требовали от России иметь как минимум три мощные группировки войск на Западном, Восточном и Дальневосточном направлении численностью в 100 — 150 тысяч человек каждая. При условии высокой мобильности этих войск российский Генеральный штаб мог бы успевать эффективно блокировать эти угрозы и концентрировать свои силы в конкретном регионе.
Кроме этого, военные эксперты указывали на то, что не снятая до сих пор угроза глобальной войны с блоком НАТО требует от России готовности в случае возникновения военной угрозы развернуть свои Вооруженные Силы до стратегического уровня в 2-2,5 миллиона военнослужащих.
Все эти выкладки и определили минимальную численность наших Вооруженных Сил в 1 миллион 200 тысяч солдат и офицеров. Ниже этого порога начинался необратимый процесс полной деградации и развала всей системы обороны страны.
В итоге это смог понять даже Ельцин, который фактически отменил уже принятое им под давлением либералов решение о сокращении армии и определил минимальный порог Российских Вооруженных Сил в 1 миллион 200 тысяч.
Именно эта цифра учитывает военно-стратегические прогнозы, расчеты и опирается на тщательный экономический анализ возможностей государства. Даже операция локального масштаба в Чечне потребовала серьезного напряжения всех Вооруженных Сил, а ведь это всего лишь внутренний вооруженный конфликт! Что же говорить о потребностях региональной войны, к которой мы должны быть готовы в соответствии с Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной Российской Федерации?
С этой целью Центром военно-стратегических исследований Генерального штаба были просчитаны и определены потребности для ведения Россией региональной войны и обеспечения сдерживания агрессии на других стратегических направлениях. Расчеты показали, что для этого в мирное время численность Вооруженных Сил должна быть в пределах 1,2-1,3 млн. военнослужащих. Эта цифра сегодня является тем критическим порогом, переступать который государство просто не имеет права, если оно, конечно, не хочет покончить жизнь самоубийством.
И вот теперь уже Путин похоже соблазнился ярким фантиком "военной реформы".
Вообще создается полное впечатление, что Президент просто не владеет реальной информацией или не способен ее сопоставить.
С одной стороны, только в Чечне сегодня воюют более 60 000 солдат и офицеров. То есть почти половина тех Сухопутных войск, которые должны остаться у России через два года! Выходит, что на всю остальную страну придется в лучшем случае еще 90 тысяч солдат и офицеров.
Позвольте, но как же тогда Россия собирается защищать свои интересы в бывшей советской Средней Азии, где вот-вот вспыхнет война с фундаметалистами?
Как Россия собирается отстаивать свои интересы на Балканах, где сегодня находится более чем 10-тысячная группировка наших войск?
При этом в тех же США Сухопутные силы насчитывают 495 тыс. человек, 3 штаба армий, 4 штаба армейских корпусов, 10 дивизий (2 бронетанковые, 4 механизированные, 2 легкие пехотные, воздушно-десантная, воздушно-штурмовая). Особняком стоит корпус морской пехоты, насчитывающий более 250 тыс. человек. Кроме этого, существует еще национальная гвардия: 367 тыс. человек, 8 дивизий (бронетанковая, 4 механизированные, 2 пехотные, легкая пехотная), 18 отдельных бригад (бронетанковых, механизированных, пехотных, легких пехотных, бронекавалерийской). Резерв: 520 тыс. человек, 5 учебных дивизий, 13 региональных командований.
В Германии в Сухопутных войсках бундесвера 240 тыс. человек, 3 армейских корпуса (в том числе германо-голландский), включающие в свой состав 4 танковые, 3 мотопехотные, 1 горнопехотную дивизии.
В Турции в сухопутной группировке 525 тыс. человек, 4 штаба армий, 9 штабов корпусов, механизированная и пехотная дивизии, 44 бригады (14 бронетанковых, 17 механизированных, 9 пехотных, 4 специального назначения).
В Китайской армии сухопутные войска, самые многочисленные: 2 090 тыс. человек, 24 общевойсковые армии (71 пехотная, 2 механизированные, 11 танковых дивизий, 3 воздушно-десантные дивизии.)
Как, каким образом собирается при таком соотношении оборонных потенциалов решать вопросы обороны страны Путин?
Из зоны внимания Президента как-то умудрились выпасть совершенно очевидные факты.
Сегодня одному нашему солдату в европейской части страны противостоят восемь, а с учетом бывших стран Варшавского Договора десять солдат НАТО, на каждый наш танк приходится два танка НАТО, на каждый наш самолет — три натовских.
Двухмиллионной армии Китая противостоит российская "группировка" численностью около восьмидесяти тысяч человек. А центральный экономический район (пять областей от пограничного Смоленска до Воронежа) защищает воронежская армия численностью аж в …пятнадцать тысяч человек! Но это еще ничего. Всю Карелию, после сокращения здесь армейского корпуса, защищает аж целая бригада… пограничных катеров.
Десяти российским дивизиям и шестнадцати бригадам противостоят в общей сложности более чем 40 дивизий и 60 бригад стран НАТО и 87 дивизий Китая.
А после выполнения запланированных сокращений вести речь о каком-либо эффективном оборонном потенциале просто смешно.
Волчий капкан сокращения Вооруженных Сил, в который толкают Путина ретивые "реформаторы", страшен тем, что попав в него, выбраться уже невозможно. У России сегодня нет экономического потенциала, чтобы проводить над своей армией такие страшные эксперименты. А у Президента нет сегодня права на ошибку, расплачиваться за которую придется всему народу.
P.S. За три прошедших недели рапорты об увольнениии уже написали свыше 10 000 (!!!) офицеров Российской Армии...
1.0x