Author: Владислав Шурыгин
БОМБА ДЛЯ ПУТИНА (Очередной провал Российского МИДа)
37(354)
Date: 12-09-2000
ПИСАТЬ О РОССИЙСКОМ МИДЕ грустно, тяжело и неприятно... Со времен вазелинового Козырева там прочно укрепился садомазохистский стиль "приверженности общечеловеческим ценностям" в ущерб интересам России и на благо США.
Адрюша Козырев за свою изнуряюще долгую бытность министром иностранных дел сдал Западу и НАТО все, какие только было возможно, российские внешнеполитические твердыни.
Именно Козырев "сдал" НАТО Югославию.
Козырев подготовил разоружающий Россию договор СНВ-2.
Козырев открыл дорогу НАТО на Восток.
Козырев закрепил раздел Советского Союза договорами, которые полностью игнорировали территориальные и национальные интересы России.
Его подобострастие перед заокеанскими хозяевами было столь явным и бессмысленным, что этого не вынес даже Ельцин. Андрюшу отправили в отставку. И в МИДе настали времена Примакова.
Откровенно проамериканский стиль Козырева был сменен на подпольно пэгэушные интриги, которыми, как дымовой завесой, прикрывалась все та же суть — торговля остатками внешнеполитического капитала СССР в обмен на финансовую и политическую поддержку Запада ельцинского "царства".
С уходом Примакова "на повышение" в МИД пришел маленький юркий человек с весьма символической фамилией Иванов.
Он благополучно пережил трех премьеров, проводив двоих в отставку, а третьего в президенты, и теперь, при четвертом, все так же рулит знаменитой "высоткой" на Смоленской площади.
При этом, оценивая перемены, произошедшие в МИДе за последние полтора года, можно констатировать, что не изменилось практически ничего. Разве что словесной трескотни об отстаивании российских интересов стало больше. Но все так же МИД торгует интересами России.
В Генштабе до сих пор с ненавистью вспоминают угоднические клятвы Иванова Тэлботу в том, что больше ни один русский солдат не ступит на землю Косово до подписания договоренностей с США. И это после блестящего броска на Приштину, захвата аэродрома и всех ключевых точек, когда Россия фактически диктовала НАТО условия установления мира в истерзанном войной Косово. Иванов сдержал слово. Американцы, англичане, немцы и французы оккупировали Косово, поделили его между собой, воткнули в его землю свои военные базы, и лишь после этого соблаговолили отвести России несколько мест в лакейской...
Военные разведчики до сих пор сквозь зубы вспоминают, как кто-то из высшего руководства МИДа фактически "сдал" секретную операцию ГРУ.
После занятия аэродрома в Приштине была достигнута договоренность с МИДом одной из восточно-европейских стран о пролете над ее территорией российских транспортных самолетов с десантом на борту. В силу неких "аргументов" его чиновники согласились считать их летящими в Боснию для ротации находящихся там миротворцев.
И на вопрос российского министра иностранных дел о дальнейших действиях военных последовал их доклад о подготовленной операции. После чего в МИД этой страны последовал незамедлительный звонок высокого российского чиновника с вопросом: правда ли то, что эта страна готова пропустить через свое воздушное пространство самолеты с десантом на борту. Надо ли говорить, что после такой "засветки" МИД этой страны тут же категорически опороверг эти данные, и воздушный коридор был закрыт.
Иванов с горячностью Козырева поддержал ратификацию СНВ-2, выступил за подписание договора с Украиной, окончательно закрепляющего за ней Крым и Севастополь.
Почему я столь долго рассказывал о внешнеполитических провалах и преступлениях российского МИДа? Да потому что сегодня под патронажем все того же МИДа совершается очередное преступление против национальных интересов России.
Речь идет о "сдаче" Приднестровья.
На карте Приднестровье это узкая полоска земли вдоль левого берега Днестра между Украиной и Молдовой. В самом широком месте она чуть больше шестидесяти километров, но вдоль республика вытянулась почти на двести километров до города Рыбницы.
Маленькая полоска на карте... Но как много она значит сегодня. Именно в Приднестровье сосредоточено 65% экономического потенциала бывшей Молдавской ССР. Крупнейшие металлургические, химические и обрабатывающие производства, собственная дубоссарская ГЭС. Развитой сельскохозяйственный комплекс.
Приднестровская Молдавская республика образована 2 сентября 1990 года. За девять лет существования государственности ПМР народу Приднестровья удалось создать все атрибуты государственной власти: всенародно избраны президент и Верховный Совет Республики, создано правительство, внутреннюю безопасность обеспечивают силовые структуры Приднестровья, доказавшие свою эффективность в ходе отражения агрессии Молдовы в 1992 году, существуют своя кредитно-денежная система, своя валюта. Промышленный потенциал ПМР позволяет республике и ее хозяйствующим субъектам активно включиться в хозяйственную деятельность на территории государств — участников СНГ.
Историко-правовой основой создания Приднестровской Молдавской республики является то, что исторически на территорию Приднестровья никогда не распространялась ни молдавская, ни тем более румынская государственность, за исключением насильственной оккупации и части советского периода с 1940 по 1990годы. Но и до этого периода Приднестровье на протяжении почти трехсот лет пребывало в составе славянского Российского государства. Более того, в период с 1924 по 1940 годы республика существовала в форме Молдавской Автономной Республики в составе Украины и была преобразована специальным декретом в Молдавскую Советскую Социалистическую Республику путем присоединения к Приднестровью(!!!) Бессарабии.
23 июня 1990 года парламент Молдовы принял постановление, которым объявил незаконным и не имеющим юридической силы пакт Риббентропа — Молотова в части возвращения Бессарабии и акт Верховного Совета СССР о создании Молдавской ССР, а 27 августа 1991 года была принята Декларация о независимости Молдовы, в которой сказано: "Не спросив население Молдавской АССР (Заднестровье), образованной 12 октября 1924 года, Верховный Совет СССР 2 августа 1940 года создал союзную Молдавскую ССР".
Самоликвидация Молдавской ССР, закрепленная в принятых ее парламентом документах, фактически восстанавливающая государственно-территориальное положение, существовавшее до 2 августа 1940 года, явилась правовой основой воссоздания приднестровской государственности и создания Приднестровской Молдавской республики.
И тому имелись не только чисто юридические предпосылки. На территории Приднестровья проживало на тот момент более 650 000 русских, составлявших более чем 60% населения. В республике было выработано особое национальное единство украинцев, русских, молдаван, греков, болгар и еще почти полутора десятков народов, проживавших здесь, основанное на интернационализме и культурной диффузии. Поэтому оголтелая "румынизация" Молдовы, приход к власти крайних националистов привела к полному отторжению населением республики государственного курса официального Кишинева.
Почти сразу после объявления Приднестровьем своей независимости Молдова развязала военную агрессию против ПМР. В ходе продолжавшихся почти пять месяцев боевых действий погибло более полутора тысяч граждан Приднестровья. Было разрушено десятки сел, воздушным бомбардировкам подверглись жилые районы Тирасполя и Бендер. Экономический ущерб исчислялся сотнями миллионов долларов.
Но Приднестровье смогло выстоять и победить в этой войне. Широкое международное осуждение заставило Молдову свернуть боевые действия и отступить.
Впервые в истории СНГ под патронажем России были сформированы и введены на линию раздела миротворческие силы.
И почти сразу начались переговоры о дальнейшем статусе Приднестровья. Было принято в общей сложности более 20 различных резолюций, постановлений и меморандумов, определяющих статус Приднестровья и намечающих его будущие взаимоотношения с Молдовой. Сегодня основополагающим документом является меморандум "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем", подписанный 28 июля 1996 года при посредничестве России, Украины и ОБСЕ. В нем Приднестровье, выражая добрую волю, согласилось на перспективу построения общего с Молдовой государства и возможного вхождения в него в качестве "государственно-территориального образования в форме республики".
Казалось бы, это открыло перед Молдовой простор для начала равного партнерского диалога и урегулирования отношений. Но не тут-то было. Почти сразу Молдова начала кампанию усиленного давления на Приднестровье, толкуя этот меморандум как заблагорассудится. Фактически была организована блокада Приднестровья.
Все эти действия с завидным постоянством игнорировались российским МИДом, который словно бы не замечал нарушений принятых договоренностей.
А недавно в его недрах была создана некая "концепция безопасности", которая базировалась на идее создания "буферной зоны" на юго-западном направлении. И в качестве этого "буфера" между Россией и НАТО стала совершенно неожиданно рассматриваться Молдова.
Информированные источники утверждают, что автором и главным исполнителем ее стал назначенный на должность главного представителя России на переговорах по урегулированию конфликта экс-премьер Примаков.
Связанный многолетним близким знакомством с президентом Молдовы Лучинским, Примаков увидел в своем назначении реальный шанс вернуться в большую политику в качестве великого "миротворца" и "геополитика".
Расчет его был прост: всячески поддерживая и усиливая Лучинского, помочь ему установить полный контроль над правительством и парламентом, получив взамен его полную лояльность, которая должна быть затем подкреплена соответствующими договорами, переориентирующими Молдову на экономический и политический союз с Россией.
Главной головной болью Лучинского все эти годы являлось Приднестровье. Парализованная тяжелейшим экономическим кризисом, задушенная огромными внешними долгами, Молдова с жадностью взирала на ПМР, экономическая ситуация которой была не в пример лучше. Одна только продажа ее работающих заводов могла покрыть основные долги Кишинева…
Все это было подробно разъяснено Примакову Лучинским. И в рамках "новой" концепции было развернуто беспрецедентное давление на Приднестровье с требованием скорейшего подписания мирного договора с Молдовой.
А на совещании в Стамбуле министром иностранных дел России Ивановым было вообще сделано заявление, фактически дезавуирующее все предыдущие договоренности.
Началось стремительное ужесточение позиции России по отношению к Приднестровью на переговорах, стали резко сворачиваться все двусторонние контакты и программы.
Почти полгода Иванов и Примаков активно разыгрывали карту "друга Лучинского".
Усилиями московских политтехнологов для него была даже подготовлена модель будущих президентских выборов по отработанной в России и Украине схеме, когда соперником Лучинского должна была стать ослабленная и демонизированная компартия Молдовы в лице ее лидера Воронина. Это гарантировало обеспечивающее победу объединение вокруг Лучинского правых и правоцентристов.
Но хитроумный замысел Иванова—Примакова рухнул, так и не начав исполняться. 5 июля парламент Молдовы принял дополнения к конституции, которые существенно ограничивали права президента. Отныне Лучинский, что называется, царствует, но не правит. Из его заведования отныне выведены основные рычаги управления государством.
Парламент недвусмысленно дал понять, в чью сторону собирается дальше двигаться Молдова. Стратегической целью Молдовы было и остается создание единого с Румынией государства и вхождение в блок НАТО.
Можно только удивляться слепоте Иванова и Примакова, упорно не замечающих очевидные факты.
Вся военная организация, структуры и системы армии Молдовы давно приведены в соответствие с требованиями НАТО.
Подготовка офицерских кадров проводится в румынских и американских военных колледжах, а назначение на высшие военные должности невозможно без "стажировки" в соответствующих структурах США.
Военная инфраструктура Молдовы стремительно переводится на натовские стандарты. Все военные аэродромы Молдовы переоборудованы и подготовлены для приема боевых самолетов НАТО, а часть из них вообще передана НАТО в аренду.
В парламенте Молдовы большинство принадлежит крайне националистическим правым партиям прорумынской ориентации. И в нем просто отсутствует не только какая-либо пророссийская оппозиция, но и просто партия, отражающая интересы русскоязычного населения, которого в Молдове живет до полумиллиона.
В этих условиях всерьез надеяться "сделать" из Молдовы дружественное России государство, "буфер" между РФ и НАТО, мог только утративший связь с реальностью политик.
Особенно удручает то, что удар, нанесенный парламентом по Лучинскому, был абсолютно неожиданным для Иванова и Примакова. Эта консолидация парламента не была спрогнозирована, предусмотрена — и оказалась громом среди ясного неба, показав полный профанизм российского МИДа.
Ось Москва—Кишинев рухнула...
КАЗАЛОСЬ БЫ, В СЛОЖИВШЕЙСЯ ОБСТАНОВКЕ необходимо было принять ряд срочных мер для компенсации внешнеполитического ущерба. И, прежде всего, через позицию России по статусу Приднестровья.
Очевидный факт — сегодняшнее существование на политической карте мира независимой Молдовы целиком и полностью обязано Приднестровью.
Именно территориальная неурегулированность Молдовы помешала ее вхождению в Румынию в 1992 году. Эта же проблема не дает ей сделать этого сейчас. Молдова не может отказаться от столь лакомого куска. Румыния — и без того нищая и разоренная страна, чтобы принимать на свое содержание еще более нищую Молдову без соответствующего "приданного". И потому Молдова тянет время, всеми силами пытаясь "переварить" непокорную республику. Смирись ПМР со своей участью, и через полгода стройбаты НАТО уже бы ремонтировали бы аэродром в Тирасполе, а над Кишиневом взвился румынский флаг.
И ужесточение позиции России на переговорах по Приднестровью ставило бы Молдову в патовое положение. Тяжелейший финансово-экономический кризис, который переживает сегодня Молдова, был бы усилен политическим и неизбежно заставил правящие круги РМ либо отказаться от притязаний на Приднестровье и искать спасения на Западе в одиночку, либо, наоборот, развернуть Молдову в сторону России…
Но вместо этого Примаков и Иванов разворачивают прямо-таки лихорадочную борьбу за подписание Приднестровьем некоего "Соглашения об основах взаимоотношений республики Молдова и Приднестровья". В этом тексте, подготовленном без всякого участия ПМР, нет не только никаких реальных гарантий безопасности населения Приднестровья, но и вообще отсутствует какой-либо механизм его исполнения. Фактически этот документ лишь окончательно развязывает Молдове руки для экономического и политического удушения ПМР. Он дезавуирует все подписанные ранее соглашения, снимает с Молдовы всякую ответственность за развязанную восемь лет назад войну, лишает Приднестровье статуса субъекта возможного общего государства, отбирает у ПМР все государственные полномочия.
И, наконец, он фактически лишает Россию и Украину права выступать на дальнейших переговорах основными гарантами и посредниками, оставляя пути для интернационализации миротворческой операции силами других стран и, в том числе, НАТО.
Возникает вопрос — почему столь суетится Примаков? Почему столь слеп Иванов? Чего они хотят добиться, что скрыть?
Очень похоже, что российский МИД пытается лихорадочно спасти уже фактически рухнувший план. Понимая, что в сложившейся обстановке Лучинский обречен, Иванов, жертвуя Приднестровьем, пытается тем самым спасти своего "протеже", надеясь, что громкий успех Лучинского в разрешении самой больной для Молдовы проблемы даст тому необходимые козыри для победы. Заодно, а может быть, и главное, спасает репутацию ведомства от очередного унизительного провала.
Интерес Примакова еще более "приземлен" — крах его миротворческой миссии в Приднестровье ставит фактический крест на его уже и без того изрядно затянувшейся политической карьере. Удача же, наоборот, добавит ему еще год-два политического существования.
Примечательно, что тот самый Меморандум 1996 года, который сегодня столь старательно пытается забросить в мусорную корзину Примаков, проталкивая "Соглашение", был подготовлен им же на заре своего пребывания в должности министра иностранных дел, когда ему так хотелось набрать "очки" "державника" и "патриота"…
НО НАМ КУДА ИНТЕРЕСНЕЕ ПОЗИЦИЯ ПУТИНА по этому вопросу. Интересно, знает ли Президент о существовании в приднестровском регионе крупнейшего на территории бывшего СССР 600-тысячного русского анклава?
Знает ли Путин, что на территории ПМР сегодня проживают более 60 000 граждан России, и что процесс принятия здесь российского гражданства нарастает, несмотря на ожесточенное сопротивление Молдовы? Знает ли Путин экономические и военные возможности Приднестровской республики?
Побывав в Кишиневе, Путин почему-то не нашел времени и возможности посетить Тирасполь. Что это — неинформированность Президента или принципиальная позиция?
Может быть, Путин забыл, что больше трех тысяч русских добровольцев из разных регионов России воевали за свободу и независимость ПМР. Десятки из них сложили свои головы на берегах Днестра.
Для России Приднестровье было и остается символом русского Сопротивления, русской Испанией.
Россия никогда не отступится от Приднестровья. И от стабильности в этом регионе чрезвычайно зависит стабильность в России.
Понятно, что в условиях, когда националистический парламент Молдовы с легкостью меняет основы конституции, рвется в НАТО, принимает жесткие ограничения пользования русским языком, подписание договора с Молдовой теряет для Приднестровья всякий смысл.
И в то же время недальновидная, убогая позиция российского МИДа не оставляет России места для маневра, загоняет ее в тупик.
В любой момент кажущееся спокойствие на берегах Днестра может полыхнуть пожаром войны.
А это вновь сотни жертв, десятки тысяч беженцев, огромные разрушения.
Впрочем, не менее удручающим для Путина может стать и другой процесс. Вполне возможна ситуация, при которой руководство НАТО примет решение об ускорении движения на Восток. И Молдове в интересах скорейшего разрешения территориального вопроса будет пообещана серьезная компенсация.
В этом случае эксперты считают вполне возможным вариант, при котором ПМР будет скорее признана странами Запада и лишь потом вдогонку Россией. Примеров такого "двойного стандарта" в подходах Запада предостаточно. И самый свежий из них — ситуация вокруг Косово. НАТО не постеснялось развязать войну против Югославии, чтобы вычленить из нее Косово, сделать его автономным, подчинить себе.
Готов ли к подобной внешнеполитической катастрофе Путин?
В катастрофе "Курска" два беспечно проведенных дня на черноморском курорте едва не стоили Президенту авторитета. Такова была страшная цена за неинформированность, за недооценку случившегося.
В ситуации с Приднестровьем ставки куда выше.
Сегодня за спиной Путина совершается крупнейшее предательство национальных интересов России. Лукавые чиновники пытаются загнать полмиллиона русских людей под румынский сапог.
Народ Приднестровья за десять лет существования своего государства смог выстоять политически, экономически и духовно. Он ни у кого ничего не отбирал, ни на кого не шел войной. Он просто жил и работал на своей земле. Его воля проявлена и выражена в полной поддержке своего государства, в его стремлении к союзу с Россией. И глупо надеяться, что чиновничья ловкость Иванова и лукавое крючкотворство Примакова заставят его смириться с участью жертвы.
Суть в ином.
Понимает ли это Путин? Владеет ли он реальной информацией, или ему вновь докладывают, что "все в порядке".
А ведь преданное, запылавшее войной Приднестровье способно поставить крест на карьере не одного только министра иностранных дел.
1.0x